Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

shpargalka_po_mikroekonomike.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

РАЗДЕЛ 1. МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 1. МЕХАНИЗМ РЫНКА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Круг вопросов, рекомендуемых для  изучения

Рынок и условия его  появления рынка. Рыночная система  и ее характеристика.

Основные рыночные агенты (домохозяйства, фирмы, государство). Кольцевая диаграмма основных потоков в экономике. Роль государства в регулировании основных потоков.

Понятие спроса. Величина спроса. Функция спроса. Графическая  модель спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена. Изменение величины спроса и изменение спроса. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения. Графическая модель предложения. Закон предложения. Изменение величины предложения и изменение предложения. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Графическая модель рыночного равновесия. Отклонение от рыночного равновесия: избыток и дефицит товаров на рынке. Изменение равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Излишки (выигрыш) продавца и покупателя. Достоинства и недостатки рыночного механизма.

Основные  понятия, которые должен знать студент

Спрос – потребность, обеспеченная деньгами.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое потребитель готов купить по данной цене в единицу времени.

Функция спроса – это зависимость величины спроса от факторов, на нее влияющих: где,

Qd – величина спроса;

P – цена на данный товар;

I – денежный доход покупателя;

W – инфляционные ожидания;

Т – налоги и дотации;

Z – вкусы и предпочтения;

Ps – цены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество покупателей на рынке.

Закон спроса: если цена растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством покупок и ценой: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и  b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса.

Товары Гиффена – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях.

Неценовые факторы  спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потребителей, потребительские предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество покупателей, налоги и дотации и т.д.

Индивидуальный  спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.

Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене.

Предложение – это товары, предложенные на рынок.

Величина предложения – количество товаров и услуг, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени.

Функция предложения – это зависимость величины предложения от факторов, на нее влияющих: .

Qs – величина предложения;

P – цена на данный товар;

W – инфляционные ожидания;

Т – налоги и дотации;

Tech -  характер технологии;

Ps – цены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество продавцов на рынке.

Закон предложения – если цена растет, то объем предложения увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством продаж и ценой: В развернутом виде (линейный случай) , где a и  b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения.

Неценовые факторы  предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, количество продавцов.

Индивидуальное  предложение – это предложение товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой.

Рыночное предложение – это совокупность индивидуальных предложений конкретного товара на рынок всеми фирмами по каждой цене.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов приобрести покупатель, равно количеству товара, которое готов продать продавец при данной конкретной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил.

Избыток – превышение величины предложения над величиной спроса.

Дефицит – превышение величины спроса над величиной предложения.

Излишек (выигрыш) покупателя – суммарная разница между ценами, которые покупатель готов платить за разные количества товаров, и ценами, которые он в действительности платит.

Излишек (выигрыш) продавца - разница между выручкой от реализации и полными издержками производителя.

Общественный  выигрыш – сумма излишков продавцов и покупателей.

«Мертвый груз» - это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма.

 

ТЕМА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Круг вопросов, рекомендуемых для  изучения

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности: коэффициент точечной эластичности и коэффициент дуговой эластичности. Виды эластичности спроса по цене:

- эластичный (E>1),

- неэластичный (E<1),

- с единичной эластичностью  (E=1),

- абсолютно эластичный (E®¥),

- абсолютно неэластичный (E=0).

Ценовая эластичность спроса на разных участках кривой спроса. Факторы, воздействующие на эластичность спроса. Взаимосвязь между эластичностью спроса и выручкой от реализации товаров.

Перекрестная эластичность спроса по цене. Взаимозаменяемые и  взаимодополняющие товары.

Эластичность спроса по доходу. Товары нормальные и низшие.

Эластичность предложения  по цене. Измерение эластичности: коэффициент точечной эластичности и коэффициент дуговой эластичности. Виды эластичности предложения по цене:

- эластичное (E>1),

- неэластичное (E<1),

- с единичной эластичностью  (E=1),

- абсолютно эластичное (E®¥),

- абсолютно неэластичное (E=0).

Факторы ценовой эластичности предложения. Значение временного периода  для экономического решения. Мгновенный, короткий и длительный периоды времени.

Прикладное значение концепции эластичности. Косвенные методы воздействия государства на рыночное ценообразование: налоги и дотации. Распределение налогового бремени и дотационной выгоды при разной эластичности спроса и предложения.

Административный контроль над ценами и рыночный механизм. Цены «пола» и «потолка».

Влияние на равновесную цену импортных  квот, тарифов, патентов и лицензий.

Основные  понятия, которые должен знать студент

 Эластичность – мера чувствительности, степень реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема спроса в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Коэффициент имеет отрицательное значение, т.к. объем спроса изменяется в обратном к цене направлении. Обычно он рассматривается по модулю.

Коэффициент точечной эластичности спроса применяется при незначительном изменении цены и рассчитывается по формуле: .

Коэффициент дуговой эластичности спроса применяется при значительном изменении цены и рассчитывается по формуле: .

- спрос эластичный

- спрос неэластичный

- спрос единичной эластичности

- спрос абсолютно неэластичный

- спрос абсолютно эластичный.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода покупателя на один процент. Знак коэффициента эластичности спроса по доходу – показатель отношения потребителей к качеству данного товара: если с ростом дохода величина спроса увеличивается (знак «+»), то мы имеем дело с нормальными товарами, а если падает (знак «-»), то - с низшими товарами.

Перекрестная эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на один товар в ответ на однопроцентное изменение цены на другой товар при прочих равных условиях. Знак этого коэффициента отражает характер связи между двумя товарами. Если с ростом цены на один товар величина спроса растет (знак «+»), это товары-субституты; если падает (знак «-»), - дополняющие товары; если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, то это несвязанные товары.

Эластичность предложения измеряется с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема предложения в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Значение коэффициента эластичности больше нуля, т.к. с ростом цены величина предложения обычно возрастает.

 

ТЕМА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  ВЫБОР

Круг вопросов, рекомендуемых для  изучения

Предпосылки теории потребительского выбора.

Кардиналистская (количественная) теория полезности. Функция полезности. Общая и предельная полезность. Закон  убывания предельной полезности. Графическая модель общей и предельной полезности. Рациональное поведение. Принцип максимизации полезности. Равновесие потребителя в трактовке количественной концепции.

Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности, ее графическая модель. Кривые безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия. Предельная норма замены. Форма кривых безразличия. Бюджетное ограничение; влияние цены товара и дохода на бюджетное ограничение. Равновесие потребителя в порядковой концепции.

Влияние изменения дохода на выбор потребителя: кривые «доход-потребление». Кривые Энгеля. Кривые Энгеля для нормальных товаров, низших благ и предметов  роскоши.

Основные  понятия, которые должен знать студент

Полезность – удовлетворение, получаемое индивидом в результате потребления блага.

Потребительская функция – связь между количеством потребляемого блага и общей полезностью, извлекаемой при этом потребителем.

Предельная полезность – прирост общей полезности при увеличении потребления некоторого блага на единицу, или полезность дополнительной единицы потребляемого блага.

Общая полезность – это совокупная полезность всех потребленных единиц товаров.

Кардиналистская (количественная) концепция полезности предполагает возможность количественного измерения величины полезности. Величина полезности измеряется в условных единицах – ютилях.

Равновесие потребителя в соответствии с кардиналистской концепцией полезности достигается, когда предельные полезности, взвешенные по цене товара по каждому благу в наборе, равны.  То есть .

Ординалистская (порядковая) концепция полезности утверждает, что нет необходимости в измерении величины полезности. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности, присвоив индекс, который позволит проранжировать наборы по степени их предпочтительности для потребителя.

 Графическим изображением ординалистской  функции полезности является карта кривых безразличия, иллюстрирующая множество кривых безразличия, каждая из которых обладает определенным уровнем полезности, обозначенным посредством индекса.

Кривая безразличия – это линия равной полезности, каждая точка на которой показывает разные наборы благ, имеющие равную общую полезность.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления другого блага на единицу при сохранении общей полезности. При бесконечно малых изменениях объемов благ предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия. Аналитически предельная норма замещения товара Y товаром X описывается следующим образом:

.

Линия бюджетного ограничения – это линия равных затрат, каждая точка на которой представлена равными расходами на приобретение двух благ в различных их сочетаниях.

Оптимум потребителя в соответствии с ординалистской концепцией полезности достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия.

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике