Шпаргалка по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Файлы: 1 файл

shpargalka_po_mikroekonomike.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения - это изменение величины спроса на товар в результате изменения соотношения цен.

 

ТЕМА 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

Круг вопросов, рекомендуемых для  изучения

Теория фирмы: технологический  и институциональный подход. Организационно-правовые формы бизнеса: частное предпринимательство, товарищество (партнерство), акционерное общество.

Понятие издержек производства. Состав и структура издержек. Основной и оборотный капитал. Амортизация и норма амортизации. Линейная и ускоренная амортизация. Физический и моральный износ основного капитала.

Экономические издержки: бухгалтерские (явные) и неявные  издержки. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.

Короткий и длительный периоды. Издержки в коротком периоде. Общие издержки (постоянные и переменные). Графическая интерпретация. Средние издержки (средние постоянные и средние переменные). Предельные издержки. Графическая интерпретация.

Валовой, средний и предельный доходы. Условие равновесия фирмы в коротком периоде. Различные положения фирм в коротком периоде. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периодах. Условие равновесия фирмы в долгосрочном периоде.

Основные  понятия, которые должен знать студент

Краткосрочный период – это период времени, в течение которого хотя бы один фактор производства остается фиксированным, т.е. постоянным. Те факторы, количество которых можно изменить, называются переменными.

Долгосрочный период - это период времени, в течение которого все используемые факторы производства переменные.

Издержки – это затраты в денежной форме, связанные с использованием экономических ресурсов, за определенный промежуток времени.

Альтернативные издержки – это ценность упущенных возможностей.

Бухгалтерские издержки (явные) – это внешние затраты на приобретение факторов производства на рынках, отраженные в бухгалтерских документах.

Экономические издержки – это сумма явных и неявных издержек.

Неявные (имплицитные, вмененные, внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием собственных ресурсов фирмы, которые определяются по их альтернативной стоимости.

Нормальная прибыль – это прибыль, которая удерживает предпринимателя в данной сфере как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек.

Бухгалтерская прибыль – это разность между совокупным доходом фирмы и ее бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль - это разность между совокупным доходом фирмы и ее общими издержками.

Общие издержки (ТС) – это полные затраты на весь объем выпуска за определенный период.

В краткосрочном периоде  все издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых не зависит от объема производства.

Переменные издержки (VC) - издержки, величина которых зависит от объема производства.

Средние издержки – это затраты, рассчитанные на единицу продукции.

Средние общие: .

Средние переменные: .

Средние постоянные: .

Предельные  издержки (МС) – изменение в общей величине издержек при увеличении объема производства на единицу: .

Валовой доход – это выручка от реализации всего объема продукции за определенный период. .

Средний доход – это выручка от реализации единицы продукции. .

Предельный  доход – это доход от реализации дополнительной единицы продукции. .

Основное уравнение  микроэкономики, которое показывает условие равновесия фирмы для короткого и длительного периода и для всех типов рыночных структур: . При этом условии фирма достигает оптимального объема выпуска, которому соответствует максимум общей прибыли.

Условие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде: .

ТЕМА 5. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Круг вопросов, рекомендуемых для  изучения

Понятие рыночной структуры  и факторы, ее определяющие. Модели рыночных структур. Ценовая и неценовая  конкуренция. Демпинговые цены.

Характерные черты совершенной  конкуренции. Кривая спроса на продукцию  конкурентной фирмы. Кривая рыночного предложения. Равновесие конкурентной фирмы на рынке. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия. Предельная фирма в коротком периоде. Кривая краткосрочного предложения фирмы. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Кривая долгосрочных средних издержек. Положительный эффект масштаба и его факторы. Отрицательный эффект масштаба и его факторы. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции.

Рыночные структуры  с несовершенной конкуренцией (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) и монопольная власть.

 Чистая монополия:  характерные черты и причины  появления. Спрос на продукцию  монополии. Эластичность спроса. Отсутствие кривой предложения у монополиста. Равновесие фирмы-монополиста в коротком и длительном периодах. Социально-экономические последствия деятельности монополии. Ценовая дискриминация. Естественные монополии. Государственное регулирование естественных монополий.

Олигополия: характеристика рыночной структуры. Причины концентрации рынков. Взаимозависимость экономического поведения фирм-олигополистов. Отсутствие единой модели ценообразования на олигопольном рынке. Равновесие фирмы-олигополиста в коротком и длительном периодах. Разнообразие форм олигополистического поведения: кооперативное и некооперативное. Виды монополистических объединений.

Монополистическая конкуренция: характеристика рыночной структуры. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Значение дифференциации продукции. Издержки неценовой конкуренции.

Антимонопольная политика государства.

Основные  понятия, которые должен знать студент

Совершенная конкуренция – структура рынка, характеризующаяся следующими чертами: 1) множество продавцов и покупателей и невозможность каждого из них влиять на цену; 2) однородность продукции; 3) отсутствие барьеров для вхождения в отрасль; 4) совершенство информации.

Кривая спроса на продукт конкурентной фирмы абсолютно эластична, т.е. расположена горизонтально. Это означает, что фирма не обладает рыночной властью и «принимает цену», которую диктует ей рынок. По сложившейся на рынке цене фирма может продать любое количество продукции, по цене чуть выше - ничего.

Равновесие  конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде определяется равенством MR=MC, где MR – предельная выручка, MC – предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции MR=P, где Р – цена единицы выпуска. В краткосрочном периоде у фирмы могут быть как экономическая прибыль (если P>ATC), так и убытки (если AVC<P<ATC).

Кривая предложения  конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представляет собой участок кривой ее предельных издержек, расположенный выше кривой ее средних переменных издержек.

В долгосрочном периоде  все издержки переменные.

Долгосрочный период определяется возможностью изменения  количества фирм в отрасли.

Равновесие  конкурентной фирмы в долгосрочном периоде: .

Нормальная  прибыль – это прибыль, которая удерживает предпринимателя в данной сфере как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства. Нормальная прибыль входит в состав общих издержек.

Монополия – структура рынка, при которой предложение представлено единственным продавцом блага, не имеющего близких заменителей, а спрос – множеством покупателей, и высоки барьеры вхождения в отрасль.

Спрос на продукцию  монополии является всей функцией отраслевого спроса. Следовательно, монополия не может увеличивать объем продаж, не снижая цену на весь объем продаваемой продукции. Поэтому предельная выручка монополиста оказывается ниже, чем цена дополнительно продаваемой единицы продукции.

Равновесие  монополиста достигается при объеме производства, обусловленном равенством предельной выручки и предельных издержек. При этом цена на продукцию устанавливается в соответствии с кривой спроса, т.е. с готовностью покупателей оплачивать произведенный объем продукции. Условие равновесия: .

Естественная  монополия – монополистическая структура рынка, в которой барьеры входа в отрасль создаются значительной экономией от масштаба производства относительно емкости рынка. Одна фирма производит продукцию с меньшими средними издержками, чем если бы ее производили две и более фирм. Кривая спроса на продукцию фирмы – естественного монополиста пересекает кривую средних общих издержек на понижающемся участке.

Ценовая дискриминация – назначение разных цен на одинаковый товар, не обусловленное различиями в издержках. Возникает при недоступности перепродажи и при наличии у монополии возможности выделять группы покупателей с различной готовностью платить.

Демпинг – искусственное занижение цен с целью вытеснения конкурентов с рынка.

Олигополия – это рыночная структура, в рамках которой большая част продаж дифференцированных или однородных товаров осуществляется несколькими фирмами, каждая из которых достаточно велика, чтобы своими действиями влиять на рыночную цену. Для этой структуры характерны высокие барьеры для вступления в отрасль.

Лидерство в  ценах – такая модель олигополии, при которой ведущая фирма в отрасли определяет цену, учитывая интересы всех фирм, которые за ней следуют.

Картель - модель кооперированной олигополии. Группа фирм принимает скоординированные решения по объему производства путем квотирования с целью контроля над ценами, сохраняя за собой производственную и коммерческую самостоятельность.

Синдикат – вид монополистического объединения фирм одной отрасли, теряющих при этом коммерческую самостоятельность, но сохраняющих производственную.

Трест – вид монополистического объединения фирм одной отрасли, теряющих коммерческую и производственную самостоятельность.

Концерн – вид монополистического объединения фирм технологически взаимосвязанных отраслей, а также предприятий торговли, кредитно-финансовых институтов под единым финансовым контролем.

Конгломерат - вид монополистического объединения фирм технологически не взаимосвязанных отраслей (производство нефти и корма для кошек).

Монополистическая конкуренция – это структура рынка, в которой предложение представлено множеством продавцов дифференцированных товаров, являющихся заменителями и невысоки барьеры вхождения в отрасль.

 

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Круг вопросов, рекомендуемых для  изучения

Производственная функция  и ее свойства. Эффект масштаба производства: постоянный, растущий и убывающий. Теория предельной производительности факторов. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.

Спрос на факторы производства. Задачи фирмы при использовании  ресурсов: оптимальное сочетание факторов производства; минимизация издержек при каждом заданном объеме производства и определение объема производства, максимизирующего величину прибыли. Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор: .

Взаимозаменяемость ресурсов. Предельная норма технологического замещения. Изокванты, или кривые равного  продукта. Изокосты, или линии равных издержек. Оптимум фирмы. Правило минимизации издержек: .

Условие максимизации прибыли фирмой, использующей два переменных фактора,- труд и капитал: .

Основные  понятия, которые должен знать студент

Производственная  функция фирмы, производящей определенный товар Q показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при наиболее эффективном использовании различных комбинаций факторов производства: .

В теории производства используется двухфакторная производственная функция вида , где Q – объем выпускаемой продукции, K – количество используемого капитала, L – количество труда.

Изокванта – линия равного выпуска – множество точек, координаты которых характеризуют минимальные количества труда и капитала, необходимые для создания данного объема продукции; максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенного сочетания ресурсов.

Карта изоквант – совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенного сочетания ресурсов..

Предельная  норма технологического замещения (MRTS) одного ресурса другим показывает, от какого количества одного ресурса можно отказаться, если увеличить количество другого ресурса на единицу при сохранении неизменным объема производства. Математически предельная норма технологического замещения в каждой точке изокванты равна тангенсу угла наклона касательной к этой точке. Т.е. предельная норма замены капитала трудом:

Информация о работе Шпаргалка по микроэкономике