Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:34, шпаргалка

Описание работы

Абсолютная величина – известна также под названием модуля. Величина переменной без учёта её знака. Абсолютная величина положительного числа равна этому числу, а абсолютная величина отрицательного числа рана этому же числу, умноженному на минус единицу.
Абсолютная ликвидность денег – способность денег в любой момент быть использованным для осуществления любого платежа.
Абсолютное преимущество в издержках – понятие, относящее к тем преимуществам, которыми обладают фирмы, действующие в данной отрасли в течение многих лет и способные вследствие этого независимо от объёма производства поддерживать более низкие средние общие издержки, чем новые предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 190.67 Кб (Скачать файл)

ЛИКВИДНОСТЬ – способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОФЕССИЙ – законы правительства или местных органов власти, требующее, чтобы работник получал от специального бюро разрешение на вступление в определенную профессию (т. е. чтобы он соответствовал определенным требованиям).

ЛИЦЕНЗИЯ – выдаваемого государственными или местными органами власти разрешение на ведение определенной экономической деятельности.

ЛОББИЗМ — попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА, ВЫРАЖЕННАЯ В ФОРМУЛЕ «ПОСЛЕ ЭТОГО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО» - некорректный ход рассуждения, согласно которому одно событие, предшествовавшее другому, объявляется его причиной.

ЛОГРОЛЛИНГ («перекатывание бревна») — практика взаимной поддержки путем «торговли голосами».

ЛОКАЛЬНЫЕ (ЧАСТНЫЕ) РЫНКИ – рыночные сегменты национальной экономики, выделяемы либо по товарному признаку (металл, пшеница) либо по функциональному (потребительский, финансовый, рынок рабочей силы).

ЛЮБИТЕЛЬ РИСКА - человек, который при данном ожидаемом доходе предпочитает рисковые результаты гарантированному.

М

Макроэкономика - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведение экономики как единого целого и таких ее совокупных величин как безработица, инфляция и взаимодействие и влияние на рост национального объема производства.

МАЛОЦЕННЫЙ ТОВАР – товар, спрос на который падает с ростом доходов потребителей.

МАРКЕТИНГ – система организации деятельности предприятия, основанная на всестороннем изучении рынка, соответствующего потребностям рынка производства товаров, их продвижению на рынок сбыта; раздел экономической науки, исследующий проблемы реализации товаров в широком смысле.

Масштаб цен – технический элемент выполнения деньгами функции меры стоимости; выбор единицы измерения.

Математическая логика — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ – отношение стоимости использования использованного сырья, топлива, энергии, материалов и полуфабрикатов к стоимости выпущенной продукции.

Материальные потребности – желание потребителей приобрести и использовать материальные блага, удовлетворяющие их нужды.

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ — показывает возможности переключения текущего потребления на будущее потребление.

Менеджмент – система орагнизации и управления предприятием; раздел экономической науки, изучающий теорию и практику организации и управления производством и реализацией продукции.

Менеджер – наемный работник, организующий реализацию задач, поставленных предпринимателем; управляющий; работник, осуществляющий функции управления предприятием.

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ (ценность) – количественное отношения, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода.

МЕРТВЫЙ ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ) — разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

Метод — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Метод научной абстракции – состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного; заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отвлечении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленить объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в чистом виде. Метод научных абстракций лежит в основе любого (в том числе математического) моделирования экономических процессов.

Методология – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Методы сбора информации –

- активные – специальные усилия рыночного субъекта, направленные на получение необходимых сведений. Наиболее распространённые виды: 1) лабораторный эксперимент; 2) интервью; 3) рыночный эксперимент.

- пассивные – использование сведений, уже имеющихся в распоряжении рыночного субъекта: оценка временных рядов, структурный анализ и др.

Мгновенный период — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным.

Микроэкономика — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – самая низкая заработная плата (ее ставка) которую предприниматели на законных основаниях выплачивают за час работы.

Модель — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.

«МОДЕЛЬ АУКЦИОНИСТА» – своеобразный аналог «невидимой руки». Описывает механизм установления равновесия в отсутствии трансакционных издержек. Рыночная координация осуществляется без учёта временного фактора, т. е. сделки заключаются мгновенно и только на уже готовые товары. «Аукционист», обладая полной рыночной информацией, объявляет новые наборы цен, повышая их на дефицитные товары и понижая на избыточные товары до тех пор, пока он не «нащупает» такой набор цен, который уравновешивает спрос и предложение.

МОДЕЛЬ МЕДИАННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ — модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в интересах избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ (НАПРАВЛЕНИЙ) КОНКУРЕНЦИИ – метод анализа основных конкурентных сил, определяющих положение фирмы на рынке: конкурентной силы других поставщиков аналогичной продукции, фирм – потенциальных конкурентов, фирм – поставщиков заменителей, а также конкурентных позиций поставщиков ресурсов и покупателей продукции.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — рынок, характеризующийся большим количеством мелких фирм производящих дифференцированную продукцию; доступ на рынок является относительно свободным: в известной степени фирмы в условиях монополистической конкуренции могут контролировать цены продукции; развита неценовая конкуренция. Тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно невелика.

МОНОПОЛИЯ – рыночные условия, когда одна-единственная фирма является продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей; барьеры для вступления новых фирм в отрасль практически непреодолимы.

МОНОПОЛЬНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ВЛАСТЬ – возможность для фирмы воздействовать на цены продукции с целью повышения прибыли, увеличивая или сокращая объемы продаж.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА – вид цены, устанавливаемый монополией. В заисимости от целей монополия может устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены.

МОНОПСОНИЯ — монополия со стороны покупателя; единственный покупатель какого-либо конкретного вида товара и услуги на рынке.

МОРАЛЬНЫЙ РИСК — поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

МОТИВАЦИЯ ТРУДА – система мер, направленная на повышение производительности труда, улучшение его качества и профессиональный рост.

Н

НАЁМ – предоставление одной стороной (наймодателем) другой стороне (нанимателю) имущества во временное и платное пользование.

НАИМЕНЬШИЕ ЗАТРАТЫ – прием в проектном анализе, применямый в случаях, когда выгоды от проекта заранее заданы, но труднооценимы в денежном измерении.

Наклон линии - отношение изменения по вертикали (повышение или понижение) к изменению по горизонтали (отрезка) при передвижении между двумя точками на линии; восходящий наклон линии положителен и отражает прямую связь между двумя переменными; нисходящий наклон линии отрицателен и отражает обратную связь между двумя переменными.

Налог – обязательный безвозмездный платёж юридического или физического лица государства.

Налоговое бремя – реальная тяжесть налога для налогоплательщиков (юридических и физических лиц).

НАТУРАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ – единственный производитель в отрасли, причем не существует отрасли, производящей товары, спосбные замещать товары, производимые натуральным монополистом.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – вид хозяйства, в котором все продукты производятся лишь для удовлетворения собственных потребностей и не предназначены для продажи.

НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ - современные отрасли, выпускающие продукцию на базе последних достижений науки и техники, где доля расходов на научные исследования по совершенствованию технологии и продукции – не менее 4 – 5% всех расходов, а численность научного персонала – не менее 3 –4 % всей численности работников.

Научно-технический прогресс – процесс открытия и использования новых знаний в хозяйственной жизни.

НАЧИСЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПРОЦЕНТА – процесс роста основной суммы вклада за счет накопления процентов.

Невозобновляемые природные ресурсы – это ресурсы, которые после их полного исчерпания восстановить невозможно.

НЕИЗМЕННЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА – ситуация, при которой рост объема производства в фирме соответствует росту затрат ресурсов.

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ ИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ – означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению чисто общественного блага, даже если он отказывается за это платить.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ — человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатами.

НЕКОНКУРЕНТНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ - означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие благ анеконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

НЕКОНКУРЕНТНЫЕ ГРУППЫ – группы рабочих. не борющихся друг с другом за место работы в силу того, что мастерство и квалификация рабочих одной группысущественно отличаются от мастерства и квалификации рабочих других групп.

НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА — такая игра, в которой ее участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам Примером некооперативной игры может служить олигополия.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (трехстороннее управление) — регулирует лишь некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств; долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ - ситуация, в которой полностью неизвестна вероятность совершения события, т. е. исходы не могут быть связаны с каким-либо распределением вероятности.

НЕПОЛНОТА РЫНКОВ - ситуация, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС – это незапланированный спроса, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

НЕРЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение хозяйственных субъектов, сформированное институтами административно-командной системы: приверженность патернализму со стороны государства, экономическая недобросовестность, инертность, боязнь и неприятие личной ответственности и т. п.

НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ситуация на рынке, при которой покупатели или продавцы способны самостоятельно влиять на уровень цен. Видами несовершенной конкуренции являются: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония.

НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА – отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.

НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счёт других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного обслуживания и т. п.

НЕЭЛАСТИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – состояние рынка, при котором процентное изменение цены больше процентного изменения предложения.

НЕЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы.

НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ЦЕНЫ (“ЦЕНА ПОЛА”) – минимальная цена, установленная правительством и превышающая равновесную.

НИЗШЕЕ БЛАГО – товар, спрос на который падает с ростом доходов потребителей.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ – наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА — цена, выплачиваемая за использование труда. Сумма денег, получаемая наемным работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц, год и т. д.). Сумма денежных доходов, получаемых в течение определенного

НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долларах, франках) по их текущему курсу.

НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД – сумма денежных доходов, полученных в течение определенного отрезкавремени отдельным гражданином или семьей; не учитывает движение цен; сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг.

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ — доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"