Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:34, шпаргалка

Описание работы

Абсолютная величина – известна также под названием модуля. Величина переменной без учёта её знака. Абсолютная величина положительного числа равна этому числу, а абсолютная величина отрицательного числа рана этому же числу, умноженному на минус единицу.
Абсолютная ликвидность денег – способность денег в любой момент быть использованным для осуществления любого платежа.
Абсолютное преимущество в издержках – понятие, относящее к тем преимуществам, которыми обладают фирмы, действующие в данной отрасли в течение многих лет и способные вследствие этого независимо от объёма производства поддерживать более низкие средние общие издержки, чем новые предприятия.

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 190.67 Кб (Скачать файл)

ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ – концепция, лежащая в основе инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой и базирующаяся на сопоставлении затрат на инвестиционный проект и выгод от этого проекта.

ПРОЕКТНЫЙ ЦИКЛ - временные стадии разработки и реализации инвестиционного проекта.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – величина, равная показателю среднего объема продукта или его денежной стоимости, приходящегося на единицу затраченных ресурсов.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – средний продукт труда, объем продукции в расчете на единицу используемого труда. Показатель эффективности использования трудовых ресурсов. Выражается в виде соотношения стоимостного объема продукции либо со среднегодовой численность занятых (годовая производительность труда), либо с количеством отработанных человеко-часов (часовая производительность труда).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – средства производства и люди, обладающие знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящие средства производства в действие.

ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС — спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ – зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным выпуском продукции; показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при использовании всех возможных комбинаций факторов производства: Q = f(F1, F2,…Fn). Упрощенный вариант производственной функции – зависимость товара Q от труда (L) и капитала (K): Q = f(L, K).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – общественные отношения между людьми, складывающиеся независимо от их воли и сознания, т. е. объективно, в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Они представляют общественную форму производства, посредством которой происходит присвоение людьми предметов природы.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности при их личном участии и объеденении паевых взносов.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (производственные мощности) – способность предприятия за какое-то время произвести определенное количество продукции нужного ассортимента и качества.

ПРОИЗВОДСТВО – процесс преобразования факторов производства в продукты. Процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей членов общества. Процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества; акт преобразования факторов производства в товары и услуги, предназначенные для потребления и инвестирования. Исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее – материальные блага и услуги.

ПРОТИВНИК РИСКА — человек, который при данном ожидаемом доходе предпочтет определенный, гарантированный результат ряду неопределенных, рисковых результатов.

Прямая взаимозависимость - два ряда экономических данных, изменяющихся в одном и том же направлении; случай, когда с увеличением (уменьшением) одной переменной увеличивается (уменьшается) и другая.

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ — политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Прямая связь - связь между двумя переменными, которые изменяются в одном и том же направлении, например, между ценой продукта и величиной его предложения.

Прямые инвестиции – инвестиции, осуществляемые юридическими или физическими лицами, имеющими право участия в управлении объектоминвестирования (т. е. контролирующими не менее 10% голосующих акций акционерного общества или уставного капитала предприятия), либо получающим такое право в результате осуществления инвестиций.

Пучок прав собственности – 11 правомочий (по классификации А. Оноре): право владения, право пользования, право управления, право на доход, право на капитальную стоимость (продажу, изменение, уничтожение), запрещение вредного для других использования, право на безопасность (защиту от экспроприации), право на завещание и наследование, право на бессрочное обладание благом, право на взыскание (уплату долга), право на возврат полномочий собственности по истечению срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий).

Р


РАБОЧАЯ СИЛА – совокупность занятых и безработных.

РАВНОВЕСИЕ БЕРТРАНА — описывает ситуацию на рынке, при которой в условиях дуополии фирмы конкурируют за цену товара при данном объеме выпуска каждой фирмы. Стабильность равновесия достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам, т. е. достигается конкурентное равновесие.

РАВНОВЕСИЕ КУРНО — достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.

РАВНОВЕСИЕ ПО ВАЛЬРАСУ – равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объёма спроса, или избыточного объёма предложения на цену, т. е. посредством количественной (объёмной) подстройкой рыночного механизма.

РАВНОВЕСИЕ ПО МАРШАЛЛУ – равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и предложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

РАВНОВЕСИЕ ПО НЭШУ – ситуация, в которой ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке меняя свой план действий.

РАВНОВЕСИЕ ПО ПАРЕТО – ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положение другого.

РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – состояние производства (сочетание факторов), когда рубль, потраченный на любой из факторов производства, дает одну и ту же отдачу, или предельная норма технологического замещения факторов равна соотношению цен этих факторов:  или 

Условие равновесия производителя: 

РАВНОВЕСИЕ ШТАКЕЛЬБЕРГА — описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер (либо по цене, либо в отношении объема, либо по тому и другому одновременно), в то время как другая осуществляет стратегию приспособления, корректируя свое поведение в зависимости от выбора, сделанного первой фирмой; ситуация, когда максимизируется полезность игроков при условии, что одному игроку известно решение другого.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – специализация, дифференциация трудовой деятельности, приводящая к появлению и существованию ее различных видов.

РАЗМЫВАНИЕ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ – ослабление спецификации прав собственности.

РАСПОРЯЖЕНИЕ – право и возможность использовать объект собственности любым желаемым образом (продажа, дарение, обмен, сдача в аренду, залог и т. п.).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – процесс определения количественных пропорций, доли, которой участники хозяйственной деятельности участвуют в произведенном продукте.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ – получение дохода от выпуска и реализации товаров и оказания услуг в соответствии с долей основных факторов производства (земли, капитала, труда и предпринимательских способностей).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА — метод страхования, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.

«РАСХОДЯЩАЯСЯ ПАУТИНА» – случай реагирования предложения на изменение цены, не приводящий к равновесной цене; имеет место в том случае, когда предложение более эластично по сравнению со спросом.

РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ - счет предприятия в банке, используемый для ведения текущих операций и хранения временно свободных денежных средств.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИГНОРИРОВАНИЕ — ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА – в его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – поведение экономического агента (потребителя, производителя, правительства и т. д.) соответствующее набору правил, относящихся к предпочтениям.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОЛНАЯ – как теоретическое допущение, предполагает, что человек наилучшим из возможных образом использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат).

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОГРАНИЧЕННАЯ – концепция, разработанная Г. А. Саймоном, согласно которой, хотя индивиды ведут себя рационально, т. е. их система предпочтений является полной, непротиворечивой и транзитивной, их способность получать и обрабатывать информацию ограничена вычислительными возможностями человека. Поэтому, когда задача оказывается слишком сложной, люди, как правило, используют различные методы упрощения, правила принятия решений и эвристические методы. Экономисты используют это понятие, чтобы объяснить существование и исследовать роль правил, обычаев и других общественных институтов, существующих на большей части рынков; означает, что человексознательно стремится к достижению наилучшего результата, но не имеет при этом всей полноты информации.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА количество товаров ит услуг, которое рабочий может купить на свою денежную заработную плату; покупательная способность денежной заработной платы; денежная заработная плата с потправкой на изменение уровня цен.

РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА — ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в неизменных ценах.

РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД – сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые на них можно приобрести.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР – прежде всего промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт.

Ревальвация – резкое повышение курса валюты.

Регрессивный анализ – метод, используемый в эконометрике для выведения уравнений, оценки и интерпретации полученных результатов.

Редкость – характеристика экономических благ, отражающая ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Реклама – действия фирмы, направленные на увеличение объёма продаж её продукции. Основная цель состоит в увеличении численности покупателей, предпочитающих продукцию фирмы продукции её конкурентов. Это может быть достигнуто двумя различными путями. Во-первых, реклама может использоваться для информирования потребителей о существовании и месте расположения товара, представляющего для них интерес. Во-вторых, реклама может оказывать влияние на характер потребительских предпочтений в пользу своей продукции. Утверждается, что реклама является источником несовершенства рынка, в частности, за счёт создания входных барьеров и дифференциации продукции. Известные фирмы имеют определённую свободу в области ценообразования. Таким образом, реклама может поддерживать существующие уровни концентрации в отрасли. Кроме того, Н. Калдор утверждал, что вследствие того, что реклама не является рыночным продуктом, потребитель лишён возможности определять тот объём рекламы, который он желал бы получать. С другой стороны, реклама является источником информации о ценах и свойствах товаров, доступным потенциальному покупателю. В этом плане она увеличивает поток рыночной информации и, следовательно, усиливает конкуренцию. Увеличивая объём продаж, реклама позволяет фирме достичь наименьшего экономически эффективного размера и получить экономию от масштаба. Последние теоретические и эмпирические исследования показали, что рекламу следует рассматривать как капиталовложение. Результаты исследований говорят о том, что затраты на рекламу вносят вклад в неосязаемый капитал фирмы, который постепенно сокращается с течением времени.

Реновация – процесс замещения морально и физически износившихся производственных фондов новыми.

Рента – регулярный доход с капитала или земельного участка, получаемый их владельцами без предпринимательской деятельности; форма реализации собственности на те природные ресурсы, количество которых строго ограничено.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА – соотношение между всеми дисконтированными доходами от инвестиционного проекта и всеми дисконтированными расходами на него.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ – широкий круг мер, направленных на повышение экономической эффективности, рыночной конкурентоспособности, общую адаптацию предприятий к рыночной среде. основные методы реструктуризации – рационализация организационной структуры (организационная реструктуризация) и финансовое оздоровление.

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ – соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

Ресурсы экономические – необходимые для производства экономических благ элементы, которые могут стать факторами производства или обеспечить их эффективное использование. Основными видами ресурсов выступают:

труд – целесообразная деятельность, направленная на создание экономических благ;

капитал – созданные прошлым трудом блага, используемые для производства товаров и услуг;

земля, естественные ресурсы – природные условия, необходимые для производства товаров и услуг;

предпринимательство, предпринимательская способность – управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;

управленческие способности – способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;

информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах; сообщения (сигналы), осведомляющие о состоянии чего-либо, о значении величин.

РИСК – оценка вероятности ожидаемого события в условиях неустойчивой, подверженной частым изменениям конъюнктуры.

РИСКОВЫЕ АКТИВЫ — активы, доход от которых частично зависит от случая.

РОУЛЗИАНСКИЙ ПОДХОД — особая разновидность эгалитаризма, развитая в трудах современного философа Дж. Роулза. По Роулзу, должна максимизироваться полезность наименее обеспеченных членов общества.

Рынки факторов производства – рынки труда, земли и капитальных товаров.

Рынок – общественный институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей для совершения ими сделок купли-продажи определённого товара или услуги; система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Механизм взаимодействия покупателей и продавцов, производиттелей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил; способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"