Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".
4. Развитые и развивающиеся страны: схожесть и различие. Взаимоотношения развитых и развивающихся стран в системе современных мирохозяйственных связей.
Для развитых стран характерными
отраслями международной
Для развивающихся стран наиболее характерны
такие отрасли специализации, как горнорудная
и топливная промышленность, металлургия,
легкая промышленность, сельское хозяйство.
Кроме того, набор отраслей
специализации в каждой
Черты сходства и различия объясняются
природно-ресурсным фактором, но главным
является фактор экономический. Развивающиеся
страны просто не имеют средств для развития
новейших отраслей, не хватает квалифицированных
трудовых ресурсов из-за оттока квалифицированных
специалистов в развитые страны. Кроме
того, те или иные отрасли специализации
просто «навязываются» развивающимся
странам, путем предоставления средств
на развитие именно тех отраслей, в получении
продукции которых заинтересованы развитые
страны, но которые по различным причинам
выгоднее переносить в страны «третьего
мира». Особенно это заметно на примере
переноса в развивающиеся страны экологически
«грязных» отраслей химии, металлургии,
целлюлозно-бумажной промышленности.
5. Особенности современных мирохозяйственных связей.
Постсоциалистические государства вступили на путь интеграции в мировую экономику на качественно новой стадии ее развития, когда интернационализация хозяйственной жизни переросла в процесс экономической глобализации. Специфика новой фазы интернационализации экономики состоит прежде всего в том, что взаимосвязь национальных хозяйств уже охватывает почти весь мир, т.е. становится глобальной. Характеризуя эту важнейшую особенность современных мирохозяйственных связей, О.Т. Богомолов писал: «Бурное развитие компьютерной техники и электронных телекоммуникаций, появление высокоскоростного и более экономичного транспорта резко приблизили друг к другу все континенты и государства, создали необходимые предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переливающиеся из страны в страну потоки товаров и услуг, капиталов и людей, глобальные системы коммуникаций и информации, деятельность международных экономических и финансовых организаций образовали ткань глобальной экономики, в которую в большей или меньшей степени вплетены национальные экономики. Любые разрывы в этой ткани стали грозить всеобщими бедами» [Богомолов О.Т. Моя летопись переходного времени. М.: Экономика, 2000, с.336-337.].
В нашу эпоху ряд острейших
проблем человечества (ограниченность
природных ресурсов, проблемы экологии,
рост численности населения земного
шара, опережающий его ресурсы, и
т.д.) приобрел глобальный характер и
требует эффективной
Еще одно новое качество мирохозяйственных связей состоит в том, что в результате распада мировой социалистической системы рынок вновь стал универсальной формой экономических отношений внутри стран и между ними.
Современный этап интернационализации
экономической деятельности характеризуется
существенными структурными изменениями
в мировой экономике. Они выражаются
в появлении новых
6. Сущность и
особенности современной
Международная экономическая
интеграция – это высший уровень
развития международных экономических
отношений, когда интернационализация
хозяйственной жизни
Динамичное развитие процессов
международной экономической
экономическим развитием стран, их групп и регионов мира в условиях неравномерного распределения ресурсов;
закономерностями научно-
тенденциями демографического развития;
наличием и необходимостью решения глобальных проблем (энергетической, продовольственной, экономической, охраны окружающей среды, использования мирового океана и космоса, экономического роста и народонаселения, экономической безопасности, разоружения);
резким сокращением расстояний за счет развития транспортно-коммуникационных сетей,
рыночной «унификацией» экономического развития.
В настоящий момент Россия вступает в ВТО, данный процесс начался в 1993 году, однако лишь в 2011 году было одобрено присоединение РФ к ВТО. Выгодно ли это РФ? В настоящее время единого мнения нет.
7. Характеристика Североамериканской свободной экономической зоны.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.
Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.
8. Экономика Западной Европы. Европейский Союз.
Западная Европа - динамичный регион мирового хозяйства, характеризующийся спецификой международных экономических отношений. Она объединяет 24 страны. По территории государства Западной Европы можно подразделить на 4 группы:
Общая площадь Западной Европы 3,9 млн кв. км. Численность населения превышает 375 млн человек.
Западная Европа как целостный
регион занимает первое место в мировом
хозяйстве по размерам промышленного
и сельскохозяйственного
Современная интеграция - это
создание обширных хозяйственных региональных
комплексов, основанных на переплетении
национальных экономик. Интеграция в
Западной Европе создает условия
для согласования региональной политики
стран-членов, увеличивая возможность
использования преимуществ
Развитие Западной Европы в целом определяется вкладом каждой страны региона, и в первую очередь наиболее развитых - ФРГ, Францией, Великобританией и Италией.
Европейский союз-история и современность
История становления Европейского
союза началась в 1951 году с образования
Европейского объединения угля и
стали (ЕОУС), в состав которого вошли
шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург,
Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри
стран были сняты все тарифные
и количественные ограничения на
торговлю этими товарами.
25 марта 1957 года был подписан Римский договор
о создании Европейского экономического
сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского
сообщества по атомной энергии.
В 1967 году три европейских сообщества
(Европейское объединение угля и стали,
Европейское экономическое сообщество
и Европейское сообщество по атомной энергии)
объединились в Европейское Сообщество.
14 июня 1985 года подписано Шенгенское соглашение
о свободном передвижении товаров, капиталов
и граждан - договор, предусматривающий
отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза
при одновременном ужесточении контроля
на внешних границах ЕС (вступил в силу
26 марта 1995 года).
7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды)
подписан договор о создании Европейского
Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года).
Договор завершил дело предыдущих лет
по урегулированию денежной и политической
систем европейских стран.
С целью достижения высшей формы экономической
интеграции между государствами ЕС было
создано евро - единая денежная единица
ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов
ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а
наличные банкноты - с 1 января 2002 года.
Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную
единицу Европейского Сообщества, представлявшую
собой корзину валют всех государств-членов
ЕС.
К ведению Евросоюза относятся вопросы,
касающиеся, в частности, общего рынка,
таможенного союза, единой валюты (при
сохранении собственной валюты некоторыми
из членов), общей сельскохозяйственной
политики и общей рыболовной политики.
Европейский Союз на современном этапе
В Европейский Союз входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.
1 января 1993 г. официально начал
функционировать Единый
Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.
Союз добивается выполнения поставленных
перед ним целей главным
Европейскому Союзу присущи многообразие культурных различий. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.
9. Экономические проблемы развивающихся стран мира.
Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит:
1) к снижению темпов экономического роста;
2) развитию инфляционных процессов;
3) к усугублению долгового бремени;
4) снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности.
Политическая нестабильность в ряде стран приводит к уходу из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Большинство развивающихся стран в 1980-1990-е гг. оказались неспособными обслуживать свои внешние долги.
Отсутствие внутреннего