Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".

Файлы: 1 файл

Predmet_i_ponyatie_mirovoy_ekonomiki.docx

— 151.57 Кб (Скачать файл)

4. Развитые и  развивающиеся страны: схожесть  и различие. Взаимоотношения развитых и развивающихся стран в системе современных мирохозяйственных связей.

Для развитых стран характерными отраслями международной специализации  являются новейшие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроение (особенно электроника), приборостроение, авиационно-космическая  отрасль, продукция химии органического  синтеза, микробиологической промышленности. 
Для развивающихся стран наиболее характерны такие отрасли специализации, как горнорудная и топливная промышленность, металлургия, легкая промышленность, сельское хозяйство.

 Кроме того, набор отраслей  специализации в каждой отдельно  взятой развивающейся стране  обычно гораздо уже. 
 Черты сходства и различия объясняются природно-ресурсным фактором, но главным является фактор экономический. Развивающиеся страны просто не имеют средств для развития новейших отраслей, не хватает квалифицированных трудовых ресурсов из-за оттока квалифицированных специалистов в развитые страны. Кроме того, те или иные отрасли специализации просто «навязываются» развивающимся странам, путем предоставления средств на развитие именно тех отраслей, в получении продукции которых заинтересованы развитые страны, но которые по различным причинам выгоднее переносить в страны «третьего мира». Особенно это заметно на примере переноса в развивающиеся страны экологически «грязных» отраслей химии, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности.

5. Особенности современных мирохозяйственных связей.

Постсоциалистические государства вступили на путь интеграции в мировую экономику на качественно новой стадии ее развития, когда интернационализация хозяйственной жизни переросла в процесс экономической глобализации. Специфика новой фазы интернационализации экономики состоит прежде всего в том, что взаимосвязь национальных хозяйств уже охватывает почти весь мир, т.е. становится глобальной. Характеризуя эту важнейшую особенность современных мирохозяйственных связей, О.Т. Богомолов писал: «Бурное развитие компьютерной техники и электронных телекоммуникаций, появление высокоскоростного и более экономичного транспорта резко приблизили друг к другу все континенты и государства, создали необходимые предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переливающиеся из страны в страну потоки товаров и услуг, капиталов и людей, глобальные системы коммуникаций и информации, деятельность международных экономических и финансовых организаций образовали ткань глобальной экономики, в которую в большей или меньшей степени вплетены национальные экономики. Любые разрывы в этой ткани стали грозить всеобщими бедами» [Богомолов О.Т. Моя летопись переходного времени. М.: Экономика, 2000, с.336-337.].

В нашу эпоху ряд острейших  проблем человечества (ограниченность природных ресурсов, проблемы экологии, рост численности населения земного  шара, опережающий его ресурсы, и  т.д.) приобрел глобальный характер и  требует эффективной координации  политики многих стран, их совместных действий.

Еще одно новое качество мирохозяйственных связей состоит  в том, что в результате распада  мировой социалистической системы  рынок вновь стал универсальной  формой экономических отношений  внутри стран и между ними.

Современный этап интернационализации  экономической деятельности характеризуется  существенными структурными изменениями  в мировой экономике. Они выражаются в появлении новых индустриальных государств, которые раньше относились к развивающимся странам, усилении промышленного и финансового  потенциала транснациональных корпораций (ТНК), которые являются главным элементом  глобальной экономики, формировании региональных «блоков» (прежде всего ЕС).

6. Сущность и  особенности современной экономической  интеграции.

Международная экономическая  интеграция – это высший уровень  развития международных экономических  отношений, когда интернационализация  хозяйственной жизни проявляется  в переплетении национальных хозяйств двух или нескольких стран и проведении ими согласованной межгосударственной торгово-экономической политики.

Динамичное развитие процессов  международной экономической интеграции обусловлен:

экономическим развитием  стран, их групп и регионов мира в  условиях неравномерного распределения  ресурсов;

закономерностями научно-технического прогресса;

тенденциями демографического развития;

наличием и необходимостью решения глобальных проблем (энергетической, продовольственной, экономической, охраны окружающей среды, использования мирового океана и космоса, экономического роста  и народонаселения, экономической  безопасности, разоружения);

резким сокращением расстояний за счет развития транспортно-коммуникационных сетей,

рыночной «унификацией»  экономического развития.

В настоящий момент  Россия вступает в ВТО, данный процесс начался  в 1993 году, однако лишь в 2011 году было одобрено присоединение РФ к ВТО. Выгодно  ли это РФ? В настоящее время  единого мнения нет.

7. Характеристика Североамериканской свободной экономической зоны.

Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических  связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию  в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Экономическая интеграция в  Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда  межправительственные соглашения стимулировали  контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие  от ЕС и АТЭС, есть только один центр  экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется  тем, что 70% внешней торговли США  приходится на страны за пределами  НАФТА, поэтому Соединенные Штаты  хотят сохранить свободу своей  внешнеэкономической политики.

8. Экономика Западной Европы. Европейский Союз.

Западная Европа - динамичный регион мирового хозяйства, характеризующийся  спецификой международных экономических  отношений. Она объединяет 24 страны. По территории государства Западной Европы можно подразделить на 4 группы:

  • крупные государства (Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия, Норвегия, Италия, Великобритания);
  • средние государства (Исландия, Греция, Португалия, Ирландия, Австрия);
  • малые государства (Дания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария);
  • карликовые государства (Андорра, Мальта, Лихтенштейн, Люксембург, СанМарино, Монако, Ватикан).

Общая площадь Западной Европы 3,9 млн кв. км. Численность населения превышает 375 млн человек.

Западная Европа как целостный  регион занимает первое место в мировом  хозяйстве по размерам промышленного  и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам  золота и валюты, по развитию международного туризма. Лицо Европы в международном  разделении труда (МТР) определяется развитием  промышленности (машиностроение, химическая и электротехническая промышленность). Западная Европа отличается высоким  уровнем развития интеграционных процессов.

Современная интеграция - это  создание обширных хозяйственных региональных комплексов, основанных на переплетении национальных экономик. Интеграция в  Западной Европе создает условия  для согласования региональной политики стран-членов, увеличивая возможность  использования преимуществ экономического и политического сотрудничества.

Развитие Западной Европы в целом определяется вкладом  каждой страны региона, и в первую очередь наиболее развитых - ФРГ, Францией, Великобританией и Италией.

Европейский союз-история  и современность

История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования  Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС), в состав которого вошли  шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. 
25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии. 
 
В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество. 
14 июня 1985 года подписано Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан - договор, предусматривающий отмену таможенных барьеров внутри Евросоюза при одновременном ужесточении контроля на внешних границах ЕС (вступил в силу 26 марта 1995 года). 
7 февраля 1992 года в г. Маастрихт (Нидерланды) подписан договор о создании Европейского Союза (вступил в силу 1 ноября 1993 года). Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран. 
С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС. 
К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.

Европейский Союз на современном  этапе

В Европейский Союз входят 25 государств-членов с общей численностью населения  более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной  Германии). Это самый крупный в  мире торговый блок.

1 января 1993 г. официально начал  функционировать Единый европейский  рынок, ликвидировавший практически  все барьеры для свободного  движения в рамках Сообщества  людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в  Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем  количестве областей), ведет к постепенной  передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом  путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, координация экономической  политики государств-членов с целью  экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический  и валютный союз).

Европейскому Союзу присущи многообразие культурных различий. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.

9. Экономические проблемы развивающихся стран мира.

Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит:

1) к снижению темпов экономического роста;

2) развитию инфляционных процессов;

3) к усугублению долгового бремени;

4) снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности.

Политическая нестабильность в ряде стран приводит к уходу из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Большинство развивающихся стран в 1980-1990-е гг. оказались неспособными обслуживать свои внешние долги.

Отсутствие внутреннего механизма  модернизации наиболее отсталых экономик сводит на нет усилия по преодолению  долгового кризиса развивающихся  стран. Проблема внешней задолженности  усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств. Учитывая отсутствие возможностей у этих стран самостоятельно интегрироваться в мировую экономику, МВФ, Всемирный банк, различные институты ООН, региональные банки развития, Европейский союз, Комитет содействия развитию, объединяющий 20 индустриальных стран, и ОПЕК разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны-заемщики проводить курс на развитие рыночных отношений путем либерализации экономики, сокращения госсектора и государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, приватизации государственных предприятий и стимулирования экспортного производства при ограничении замещения импортом.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"