Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Мировой экономике".

Файлы: 1 файл

Predmet_i_ponyatie_mirovoy_ekonomiki.docx

— 151.57 Кб (Скачать файл)

В понятие органов международной  организации входит следующее: это  составная часть международной  организации, ее структурное звено; орган создается на основании  учредительного или иных актов международной  организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и  имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном  или иных актах закреплен его  правовой статус.

Исходя из характера членства можно  выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп.

Наиболее важными являются межправительственные органы, которые состоят из представителей государств-членов.

Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят  из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.

Административные органы состоят  из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной  организации и ответственных  только перед ней.

Довольно существенную роль играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и  судебные органы, комитеты экспертов).

Исходя из числа членов, можно  выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов и органы ограниченного состава.

Решения международных организаций  принимается ее органами. Решение  можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры  и положениями устава данной организации.

Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы. Оно может  исходить от государства, группы государств, от органов или должностных лиц.

Следующий этап создания решения –  внесение проблемы в повестку дня  органа, принимающего решение. В Генеральной  Ассамблее ООН предварительная  повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии.

После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно  в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых  комиссий.

Решающим этапом принятия решения  является голосование. В подавляющем  большинстве органов международных  организаций каждая делегация имеет  один голос.

Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным  большинством. В некоторых случаях  решения могут приниматься без  голосования, путем аккламации или  без возражений.

В практике деятельности международных  организаций все большее распространение  находит процедура принятия решения  на основе консенсуса. Согласованный  текст решения объявляется председателем  органа без проведения голосования  и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

14. Международные специализированные финансовые учреждения и участие в их деятельности Российской Федерации.

15. Классификация национальных экономик. Группы стран.

Национальная экономика - это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам. 
Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны. 
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и, соответственно, обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Национальная экономика может  быть закрытой и открытой. Экономика России — это открытая экономика, развивающаяся в рамках мировой экономики. В условиях глобализации страны ищут свои модели развития, соответствующие их потенциалу и обеспечивающие устойчивый экономический рост и конкурентоспособность на мировом рынке. Россия, как и другие страны, борется за свое место в мировом хозяйстве, за свои интересы, за устойчивое развитие своей экономики, осуществляет модернизацию производства и совершенствует систему управления. 
Для этого государство стремится повысить конкурентоспособность национальной экономики. Оно активизирует национальные конкурентные преимущества, чтобы продемонстрировать их на глобальных рынках. В то же время приходится отрабатывать специфические механизмы противодействия усиливающейся международной конкуренции. Национальные преимущества и слабости у каждой страны специфичны, поэтому принципы адаптации к динамике мирового рынка у различных стран не могут быть унифицированными. 
Таким образом, национальные модели экономического развития обладают весьма существенными особенностями. Однако, они характеризуются определенным сходством для стран, находящихся на близких ступенях развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство.

Каждый тип национальной экономики  имеет свои пределы возможностей. Границы возможностей, вытекающие из уровня развития производительных сил, стали важнейшим критерием классификации типов национальной экономики. Возможности национальной экономики отражают достигнутый уровень ее экономического развития (уровень ВВП) и уровень доходов на душу населения. Эти два взаимосвязанных показателя характеризуют степень развития производительных сил. 
Группировка стран по достигнутому уровню экономического развития была предложена ООН. Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню. 
ООН выделила три группы стран: 
развитые страны с рыночной экономикой; 
развивающиеся страны с рыночной экономикой; 
страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной).

Россия относится к странам  с переходной экономикой. 
 
Другой критерий — уровень доходов на душу населения — взял на вооружение Всемирный банк, используя его при решении вопросов о предоставлении международной помощи отстающим странам. Он группирует все страны по национальному доходу на душу населения. 
На основании показателя национального дохода на душу населения по данной методологии выделяют четыре группы стран. Для 2000 г. были выделены: 
страны с низким доходом (менее 755 долл.) — 63 страны; 
страны с уровнем дохода ниже среднего (от 756 до 2995 долл.) — 54 страны; 
страны с уровнем дохода выше среднего (от 2996 до 9265 долл.) — 38 стран; 
страны с высоким доходом (более 9266 долл.) — 52 страны.

К числу стран и территорий с  высокими доходами помимо стран - членов ОЭСР, относят Сингапур, Гонконг, Макао, малые страны, получающие высокие  доходы от экспорта нефти (Бруней, Кувейт), «заморские» территории Франции (Реюньон, Мартиника), а также карликовые государства — оффшорные зоны (Багамы, Бермуды, Каймановы острова). Страны Восточной Европы и Латинской Америки преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего. 
Китай, Россия и многие страны СНГ, арабские страны, не обладающие запасами нефти, — это страны с доходом ниже среднего. В частности, Россия вступила в XXI в. со среднедушевым доходом 2270 долл. и поэтому относится к группе стран с доходом ниже среднего уровня. 
К группе государств с низким доходом относятся большинство государств Тропической Африки (Африка ниже Сахары), Индия и ее соседи по Южной Азии, ряд стран СНГ. 
Доминирование технико-экономических укладов в национальной экономике также отражает уровень развития производительных сил. По этому критерию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные (информационные) экономики. Доиндустриальный сектор является в основном добывающим. Он базируется на сельском хозяйстве, рыбоводстве, заготовке леса и других ресурсов, добыче полезных ископаемых вплоть до природного газа и нефти. 
Разграничение между постиндустриальной и индустриальной экономиками происходит по различиям в использовании ими технологических процессов. 
Индустриальный сектор носит производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. 
Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров. 
Продвижение вперед от одного типа к другому сопровождалось увеличением доли добавленной стоимости в конечном продукте. 
Россия, имея разнородные уклады, постепенно продвигается к постиндустриальной экономике. 
По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики. Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции: 
рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм); 
рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;  
рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка. 
Россия стремилась ограничить роль государства. Поэтому в ее национальном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп). 
Нерыночные типы национальных экономик подразделяют на тра-диционные и командно-административные. 
В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам. 
Командно-административная (централизованная плановая) национальная экономика строится на подчинении основ хозяйствования предприятий централизованным директивам. Такая система экономической координации строится на государственной собственности на средства производства. 
По степени открытости национальных экономик национальные экономики могут быть открытыми и закрытыми. По данному критерию Всемирный банк выделяет пять групп.

Низшая группа стран, которые причисляют к странам с закрытой экономикой, имеют долю экспорта в ВВП менее 10%, высшая группа — более 35%. 
Большинство переходных экономик, включая экономику России, относится к весьма открытым экономикам с высокой долей экспорта в ВВП. В России он составляет 25%. 
По степени адаптации к глобальным процессам национальные экономики ранжируются по выигрышным и проигрышным позициям. Национальные экономики можно классифицировать и по иным критериям, например по региональному, этническому и т.д. 
В рамках каждого типа национального хозяйства возможны различные варианты развития. Рыночные экономики также отличаются большим разнообразием. 
Они различаются по направлениям развития, т.е. по используемым моделям. Существующие модели строятся с учетом своеобразия социально-экономических условий, государственного регулирования экономики, конкурентных преимуществ различных стран, традиций и применяемых правящей элитой стратегий. Наиболее известны следующие рыночные модели: 
либеральная (американская) рыночная модель; 
регулируемая рыночная экономика (западноевропейская модель); 
социально-ориентированная рыночная модель, направленная на поддержание социальной гармонии в обществе. Эта модель развития может действовать в рамках регулируемой рыночной экономики; 
японская модель, опирающаяся на сильную структурную политику государства, подчиненную экспортной ориентации. Для нее характерно использование национальных традиций в менеджменте предприятий; 
олигархическая модель. Она наблюдается при подчинении интересов государства выгодам господствующих в стране финансово-промышленных групп. Такая модель была весьма распространена во многих странах до Второй мировой войны. Затем в развитых странах сформировались институты, препятствующие прямому поглощению национальных интересов корпоративными выгодами того или иного рыночного субъекта. В России угроза сползания в олигархическую модель достаточно реальна; 
догоняющая рыночная модель. Ее используют многие страны, стремящиеся в короткие сроки продвинуться вперед в промышленной трансформации. Она предполагает использование государством долгосрочных стратегий и мобилизационных потенций. Такие стратегии предполагают получение необходимых технологий, повышение уровня квалификации кадров и национальной науки.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    

 


Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"