Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 09:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 54 вопроса по "Мировой экономике".
Примеры ограничений:
- в России в 90-е гг. при переходе к рынку рубль стал частично конвертируемой валютой – право обменивать рубли получили и граждане России и организации, но при этом государство ввело ряд ограничений на обменные операции при выезде за границу: граждане могли поменять рубли на доллары, но сумма в долларах (без заполнения декларации о доходах) не должна была превышать 3 тыс. $. Если сумма превышать 3 тыс. $, то необходимо было заполнять декларацию о доходах.
- для открытия счета в иностранной валюте в зарубежном банке российскому гражданину требовалось разрешение ЦБ РФ.
- организации, которые стремились покупать товары за границей обязаны были получить лицензию на внешнеторговую деятельность .
- российские экспортеры обязаны были продавать часть выручки на Московской межбанковской валютной бирже, сначала 75% валютной выручки, затем 50% и 30%. Вначале 2000-х гг. в России большинство ограничений были сняты (не нужны разрешения ЦБ РФ, не нужно было продавать валютную выручку).
В 2003 г. правительство России объявило, что российский рубль стал полностью конвертируемой валютой.
3уровень – свободно конвертируемые валюты – это валюты развитых стран мира, на обменные операции с которыми практически нет ограничений (ограничение – получение лицензии на ВЭД).
Часть свободно конвертируемых валют выполняют роль мировых денег (доллар, евро, фунт стерлинг). Страны ЕС (17 стран), которые перешли на евро, США, Япония, Канада, Великобритания.
Рубль станет свободно конвертируемой валютой тогда, когда:
- в России будет сформирован
комплекс конкурентоспособных
- будет создана стабильная денежная система с уровнем инфляции 2-3% в год.
- будет создана стабильная финансовая система (госбюджет должен быть порфицитным)
22.Теории международной
торговли ученых классического
и неоклассического
Первые теории м/н торговли появились в 15-18 вв.
В 15-17 вв. теорию торговли создали ранние меркантилисты (Стаффорд, Даванзатти). Они доказывали, что внешняя торговля самая прибыльная отрасль деятельности. Они являются авторами концепции положительного денежного баланса. Суть теории – страна должна больше ввозить денег в виде золота и серебра, чем вывозить. Они рекомендовали своим королям обязывать купцов-иностранцев после продажи своих товаров покупать товары в той стране, где они продали свои товары (например, испанский король своим указом обязывал английских купцов после продажи сукна в Испании покупать испанское вино).
Поздние меркантилисты (Менн, Кольбер, Посошков) в 17-18 вв. создали концепцию положительного торгового баланса. Они доказывали, что страна будет наращивать богатство нации, если она будет производить больше товаров на экспорт по стоимости, чем покупать импортных товаров (Э > И). Они обосновали политику протекционизма – государство должно защищать своих национальных производителей от иностранной конкуренции высокими пошлинами на иностранные товары и поощрять национальных производителей льготными налогами, кредитами, если они начинают выпускать продукцию на экспорт.
В 18 в. англ. экономист А. Смит создал теорию абсолютных преимуществ в м/н торговле.
Суть теории – страна на мировых рынках должна продавать тот товар из 2-х торгуемых, по которому у данной страны имеются преимущества в издержках по сравнению с другими странами.
Та страна, которая имеет более низкие издержки на единицу товара будет получать выигрыш от продажи такого товара, более высокую прибыль.
Смит призывал продавать те товары, по которым страна имеет наименьшие затраты труда по сравнению с другими странами.
Например. Франция имеет абсолютное преимущество в затратах по производству колбасы (5), а Германия в затратах ситца (3). Если Франция и Германия будут торговать друг с другом, то Франция продаст Германии 5 кг колбасы на производство которой она затратила 1 час, и получит 3 м ситца, на производство которой ей бы понадобилось 3 часа. Выигрыш Франции составит 2 часа. А Германия продаст Франции 3 м синца, на производство которой у неё ушел 1 ч., и получит 5 кг колбасы, на производство которой у неё бы ушло 5 часов. Выигрыш Германии 4 часа.
Давид Риккардо (19 в.) создал теорию сравнительных преимуществ в м/н торговле. Он доказывал, что если страна не имеет абсолютных преимуществ в издержках ни по одному товару, то и в этом случае она может создавать тот продукт и продавать его другим странам, по которому данная страна имеет сравнительное преимущество в издержках. А покупать страна должна на мировых рынках тот продукт, который дешевле производят в другой стране.
В первую половину 20 в. Экономисты Хекшер и Олин создали теорию соотношения факторов производства. Они доказывали, что страна должна экспортировать ту готовую продукцию, для изготовления которой у этой страны есть относительно избыточные ресурсы, т.е. ресурсы сверх собственных потребностей.
В связи с этим страны бывают: трудо-насыщенными и капитало-насыщенными.
Страны с избытком труда должны специализироваться на производстве трудоемких товаров, а страны богатые капиталом должны специализироваться на капиталоемких товарах.
Страна должна покупать тот товар, на изготовление которого она испытывает дефицит ресурсов.
Русский экономист Леонтьев проверил эту теорию на примере США 40-50-х гг. и обнаружил «парадокс». США ранее считались страной капиталоемкой, а по расчетам Леонтьева самую высокую долю в экспорте по стоимости составляли трудоемкие товары, на 2-м месте товары с/х, и только на 3-м мести были капиталоемкие товары. США стали производить на экспорт трудоемкую продукцию, в которой был заключен высокопроизводительный труд ученых, конструкторов, инженеров.
Труд делится на 2 вида: на простой малоквалифицированный и сложный высококвалифицированный.
В США относительно
избыточным был сложный
23.Технологические
теории международной торговли:
теория технологического
Познер создал теорию технологического разрыва. Он доказывал, что во 2 половине 20 в. на мировые рынки выходят фирмы-лидеры в области технологий, в способах производств товаров, имеющие производить новые продукты, применяющие новые виды сервиса.
Фирмы-лидеры – это, как правило, монополисты, которые захватывают отдельные сегменты рынков товаров, занимают никем не занятые «ниши» мировых рынков.
Удержать монополию на новую технологию или продукцию сложно, т.к. в современных условиях многие фирмы стараются копировать новое (удержать можно 3-4 года, далее появляются аналоги). Монополистами становятся фирмы развитых стран, применяющие наукоемкие технологии.
Существуют еще теории внутриотраслевой торговли. Эти теории были созданы во 2-й половине 20 века.
Первыми теоретиками стали ученые Баласса, Грубель, Ллойд. Баласса обнаружил явление внутриотраслевой м/н торговли, а Грубель и Ллойд обосновали теоретически это явление и причины его развития. Они сделали вывод: внутриотраслевая м/н торговля во 2-й половине 20 в. стала быстро развиваться под воздействием дифференциации потребительских товаров: по стилю, по моделям, по качеству, по финансовым возможностям покупателей. Внутриотраслевая торговля в мире развивается в связи с ростом горизонтальной и вертикальной торговли инвестиционными товарами.
Горизонтальная м/н торговля – это встречный обмен странами готовой продукцией в рамках 1 отрасли (например: Япония производит суда высокого качества, туристические суда, Швеция – суда-ледоколы, Китай – рыболовные суда).
Вертикальная м/н торговля – это обмен частями, деталями или обмен частей, деталей на готовую продукцию той же отрасли (например, обмен между странами частями автомобилей).
Внутриотраслевая торговля развивается под воздействием процессов м/н специализации и кооперации фирм разных стран.
Ученые Стиглиц, Ланкастер объясняют развитие внутриотраслевой м/н торговли появлением монополизма и несовершенной конкуренции в 1 отрасли. Эти же идеи развивали Кругман и Хелпман. Кругман отмечал в своих работах, что современные ТНК являются монополиями в производстве уникальных товаров и стремятся выйти на новые рынки, чтобы получить эффект от расширения масштабов производства за счет других стран.
Ученый Маркузен доказывает, что внутриотраслевая торговля стимулируется ростом доходов на душу населения и ростом разнообразия покупательских предпочтений. Чем богаче население, тем более разнообразен спрос на однотипные товары, товары одной отрасли.
24.Новая теория конкурентных преимущество М.Портера.
В книге «М/н конкуренция» Портер создал теорию новых конкурентных преимуществ в к.20 - начале 21 вв. Он объединил в своей теории идеи своих предшественников и внес много нового в м/н торговлю.
Основные постулаты теории:
1. на мировых рынках товаров могут успешно действовать только фирмы лидеры национальных отраслей.
2. фирмы лидеры мировой торговли должны обладать конкурентными преимуществами 2-х типов:
- тип А - уметь производить с более низкими издержками, чем конкуренты
- тип В –
уметь производить данный
Ценность – это субъективная оценка полезных свойств данного блага товара для конкретного потребителя.
3. фирмы лидеры для успеха на мировых рынках должны использовать конкурентные преимущества высокого ранга – это такие достижения фирмы, которые трудно получить (требуются большие затраты), но легко удерживать на мировых рынках. К ним относятся:
- высокое качество продукции
- постоянное совершенствование продукции на основе НИОКР
- умение выигрывать тендеры, конкурсы заказов
- высокий уровень сервиса свое продукции
- служба доставки
4. фирмы лидеры должны опираться и на преимущества низкого ранга – это такие достижения фирмы, которые легко получить, но трудно удерживать на мировых рынках, т.е. их легко потерять (например, использование дешевого труда).
5. фирмы лидеры должны иметь благоприятный национальный «ромб» - это 4 условия:
- наличие факторов производства
- конкурентоспособность поставщиков и субпоставщиков
- платежеспособный спрос покупателей продукции
- должны быть
конкуренты в отрасли и
6. те фирмы успешны, которые могут создавать объединения взаимосвязанных друг с другом фирм из разных отраслей, участвующих в производстве данного конкретного продукта – кластер. Только имея кластер успешных конкурентоспособных организаций можно побеждать конкурентов и по цене, и по качеству.
7. те фирмы становятся лидерами, которые пользуются поддержкой своих государств, если государство проводит политику протекционизма (поддержки национальных производителей).
25.Основные понятия и показатели, характеризующие участие страны в мировой торговле.
Мировая торговля – это часть мировой экономики, в которой происходит обмен товарами и услугами между субъектами хозяйствования из разных государств.
В мировой торговли участвуют:
- торгуемые товары - реализуемые за пределами стран, в которых они созданы
- не торгуемые товары – реализуются только на внутренних рынках стран, в которых они произведены (коммунальные услуги, услуги внутренних грузоперевозок, строительные услуги, услуги образования и воспитания).
Каждая страна осуществляет экспорт и импорт товаров.
Экспорт – это вывоз товара, произведенного в какой-либо данной стране в другие страны
Реэкспорт – это вывоз за границу товара, ранее ввезенного из другой страны.
Реэкспортируемым товаром считается товар, который не подвергается дополнительной обработке вообще или дополнительная обработка составляет менее 50% первоначальной стоимости товара.
Мировой экспорт – это сумма стоимости всех товаров, вывезенных из всех стран мира (в данном году)
Те страны, которые ввозят товары, являются странами импортерами.
Импорт – ввоз товаров в данную страну из страны, в которой произведен товар или из страны посредника.
Реимпорт – это ввоз товаров в данную страну, ранее вывезенного из неё.
Сумма экспорта и импорта каждой страны мира образует внешнеторговый оборот страны.
Каждая страна стремится иметь положительное сальдо торгового баланса (Э - И)
Масштабы мировой торговли оцениваются путем сложения экспорта всех стран мира. Мировой импорт не является показателем роста масштабов мировой торговли.