Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике".

Файлы: 1 файл

NEB.docx

— 81.81 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и задачи курса. 

Нац.эк-ка-исторически сложившаяся сис-ма общественного воспр-ва в определ.территориал.границах,включающая все отрасли,виды деят-ти и территориал.комплексы, объединенные сис-мой обществен.раздел-я и кооперации труда.

Нац.эк-ка - наука,изучающая эконом.потенциал, хоз.комплексы, нац.рынок,а также место страны в мировой эк-ке.

Предмет - социально-экономические  процессы, воспроизводство, закономерности функционирования и развития хозяйственной  системы.

Национальная экономика Беларуси (НЭБ) - хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности и национальной ориентации.

Главная цель НЭБ - обеспечение жизнедеятельности  нации, удовлетворение ее потребностей, повышение уровня благосостояния.

Объектом  выступает эк-ка страны в маштабах всего гос-ва.

Субъект - органы управления и научн. структура.

Нац. эк-ка- хоз система страны, отвечающая принципами суверенности, целостности и нац ориентации.

НЭ определяет след.цели:1)обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема пр-ва тов-в,услуг без резких эконом.спадов и кризисов;2) обеспечить эконом.и соц.эффект-ть произв-ва в усл-ях ограниченных рес-в;3)создать высокий уровень занятости и справедливое распредел-е доходов;4)защита окруж.среды, поддержание активного внешнеэконом.баланса.

 

2.Характерные черты и условия  НЭБ.

Нац.эк-ка-исторически сложившаяся сис-ма общественного воспр-ва в определ.территориал.границах,включающая все отрасли,виды деят-ти и территориал.комплексы, объединенные сис-мой обществен.раздел-я и кооперации труда.

Характерными чертами и усл-ями  функционир-я НЭ явл-ся: 1.Суверенитет  нации и гос-ва. 2.Территориальная  целостность страны. 3.Экономически единое пространство и един. юридическая  среда. 4.Наличие единого платёжного ср-ва. *5.Развитие внутреннего рынка  и стабильность внешнеэконом и геополитических  отношений. 6.Эффективные гарантии независимого распоряжения и увелич-я нац.богатсва в целях повыш-я благосостояния нации.

Благоприятными факторами развития эк-ки страны в целом явл-ся: 1)высококвалифицирован.кадры; 2)значительный научно-техн.и производствен.потенциал; 3)выгодное географ.полож-е; 4)развитая сис-ма транспортн. коммуникаций;5)мощнаястр.база;6)комплексное развитие регионов.

Неблагоприятные факторы:1)физ.и морально устаревшие ср-ва и технологии;2)несоотв-ие стр-ры пр-ва стр-ре потребл-я;3)низкое кач-во и конкурентоспособность; 4)слабая обеспеч-ть топливно-энергетич.рес-сами;5)недостаточно благоприятн. инвестиц.климат.

 

3.Предпосылки становления и  функционирования НЭБ.

Для становл-я и развития соц.ориентированной рыночной эк-ки необходимо соблюд-е ряда предпосылок, кот-е можно определить  как:1)общесистемные; 2)системные; 3)внутрисистемные.

o Общесистемные предпосылки включают ряд политич., правовых, идеологических усл-й, определяющих устои общ-ва и тип созданного гос-ва. Согласно стратегии устойчивого соц.эконом. развития до 2020г в кач-ве общесистемных стратегических усл-й определены след:1)построение и развитие унитарного демократ. соц-правового гос-ва в соответствии с Конституцией РБ.2)формиров-е современ.гражданского общ-ва(предполагает уваж-е соц, соц-психолог. и культурных ценностей народа).3)создание соц.ориентированной рыночной эк-ки путем достиж-я равновесия получаемых доходов в кач-ве вознагражд-й, з\пл, дивидендов, иных доходов соразмерно соц.гарантиям.

Общесистемн.предпосылки можно разделить на внешние(суверенитет, открытость нац.эк-ки; стабильность стратег.приоритетов; многовекторность внешнеэконом. политики) и внутренние(становл-е демократии; оптимизация гос.структур управл-я; повыш-е гражданской активности).

oСистемные предпосылки определят единство эконом, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия всех секторов эк-ки. Сис-ма таких инструментов определ-ся прежде всего Конституцией РБ, гражданским, банковским, налоговым, бюджетным и др Кодексами.

oВнутрисистемные предпосылки напрвлены на обеспеч-е эффект-ти и конкурентоспособ-ти нац. эк-ки при переходе на инновационный путь развития (на основе соблюд-я принципов рационал. хозяйствов-я).К ним относят:1)научные разработки инновационного типа;2)инновационные технологии, способные обеспечить оптимальные пропорции рыночных отнош-й.

Все вышеперечислен. группы предпосылок  комплексно и последовательно включ-ся в программы соц-эконом.развития на длительный период.

 

4.Основные макроэкономические показатели НЭБ.

Состояние развития эк-ки и эффект-ти взаимодействия субъектов хозяйств-я отраж-ся через сис-му спец. показателей:

1.ВНП - отражает сов. ст-ть конечных товаров и услуг, созданных нац. производителями не только внутри страны, но и за её пределами. Номинальный ВНП - это продукт в тек. ценах, без инфляции. Реальный ВНП - это продукт, с учетом инфляции, по отношению к баз. году с использованием индекса цен. Отношение номинального ВНП к реальному дает понятие дефлятора ВНП, кот. измеряет инфляцию и явл. индексом роста цен.

2.ВВП - ст-ть,исчисленная в рын.ценах, конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны с использ-ем факторов пр-ва,принадлежащих как дан.стране,так и др странам.

3.ЧНП (чистый национальный продукт) - это ВНП за вычетом части  созданного продукта,кот-я необходима для замещ-я ср-в пр-ва, изношенных в процессе выпуска продукта (ВНП-амортизационные отчисл-я).

4.Нац.доход-определ-ся как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва,т.е.оценивается по факторной стоим-ти за минусом косвен.налогов (ЧНП-Косв.налоги).

5.Личный доход (ЛД) = НД - взносы  на соц.страхование, - налоги на прибыль корпораций - нераспредел. прибыль + трансфертные платежи.

Личный располагаемый доход  исчисляется путем вычитания  из ЛД индивидуальных налогов граждан.

ИПЦ- выражает относительное измен-е среднего уровня цен широкой группы тов-в. Распределительный НД - сумма первичн. доходов, полученных резидентами данной страны. Использованный НД- НД за вычетом потерь от стихийных бедствий, внешнеторг. сальдо, ущерба при хранении.

CНС в узком смысле слова охватывает счета, кот выявляют основные показатели экономического развития: ВВП, НД и др. CНС - это система макроэкономический расчетов, включающих также межотраслевой и платежный балансы.

 

5.Система национальных счетов.

СНС - современ.сис-ма информ., кот-я использ-ся для описания и анализа развития рын. эк-ки на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рын. эк-ки, ее институты и механизмы функционир-я.

СНС в РБ разработана в 1993г и предусматривает наличие балансов, в кот-х отражено наличие рес-ов и их использов-е.

Счет представляет собой таблицу, включ. в себя две сов-и показателей: 1) показатели, хар. ресурсы; 2) показатели, хар. их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) м/у объемом ресурсов и их использованием, кот. достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующ. статьи имеют сам. знач-е и в то же время служат для увязки счетов в ед. систему.

Каждая операция имеет плательщика  и получателя и поэтому записана 1раз как ресурс и 1раз как использование,что исключает повторный счет,т.о. СНС позволяет проследить движ-е массы произведенных конечных тов-в и услуг,а также добавл.стоим-ти от пр-ва до конечного использов-я. СНС заверш-ся построением балансовых таблиц, отражающих итоговое измен-е нац.богатства за отчетный период, показывая детализацию в отраслевом и производственном разрезе.

СНС позволяет решать след. осн. задачи: 1.определение темпов экон. роста, а также выявление роли факторов, определяющих хар-р этих процессов (произв-сть, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.); 2.установл-е отраслевой стр-ры эк-ки и ее измен-й во времени; 3.установл-е пропорций на 1-ой стадии распред-я доходов; 4.выявл-е соотнош-й м/у конечным потребл-ем и накопл-ем; 5.выявл-е факторов, влияющих на динамику инвестиций; 6.определ-е размера нац. сбереж-я как осн. источника финанс-ия инвестиций; 7.выявл-е размеров кредит-я по эк-ке в целом и по отдельным ее секторам; 8.изуч-е уровней и динамики реал. доходов и потребления нас-я; 9.установл-е влияния на эк-ку страны внешнеэк-их связей;10.анализ влияния на эк-ку инфляц. процессов.

Основн. цель СНС явл. описание общ. картины состояния и развития.

 

6.Главные макроэкономические пропорции.

Для нац.эк-ки большое значение имеют макроэконом. пропорции- количественные соотношения меду различными подраздел-ями и сферами общественного пр-ва, отраслями, а также территориально-производственными частями нац.эк-ки. Сущ-ет несколько видов макроэконом.пропорций,к кот-м относятся:1)общеэкономические; 2)межотраслевые; 3)внутриотраслевые; 4)территориальные; 5)межгос-венные; 6)стоимостные(между отдельными элементами стоим-ти ВВП); 7)ресурсные (между трудовыми ресурсами, производственными, непроизв. сферами, отраслями и регионами).

Сбалансированность нац.эк-ки - соответствие между взаимоувязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

 

7.Типы национальных хозяйственных систем.

Понятие"нац.эк-ка"тесно связано с термином"экон.сис-ма", так как оно конкретизирует дан.тип экон.системы,отражает ее специфич. черты, обусловленные географ.полож-ем страны, ее участием в м/н раздел-и труда,культурными,историч.традициями и др.факторами. Система означает сложную и взаимосвязанную сов-ть элементов, классификация кот-х зависит от критерия анализа.Типы:1)по уровню соц-эконом. и технолог. развития выделяют: -высокоразвитые; -развивающиеся; -слаборазвитые нац.эк-ки; 2) по структуре хозяйства:-аграрные; -индустриальные; -постиндустриальные общ-ва; 3) по размерам территории страны - малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны; 4) по региональному признаку:- страны Азиатско-Тихоокеанского региона; -европейские страны4 -африканские и т. д.;  5) по национальному признаку - эк-ка Австрии,Беларуси,Болгарии,Венгрии, Японии и т. д.;  6) по степени включения в мировую эк-ку: -закрытого типа;-открытого.7) по степени зрелости: -формирующиеся, -зрелые, -развитые;8) по типу и границам гос.вмешательства в эк-ку: -свободная; -либеральная; -адм-командная;-смешанная;9)по механизму координации: -традиционная; -рыночная; -командная.

 

8.Понятие и рост совокупного эконом.  потенциала

На макроур-не под сов.экон.потенциалом понимается мак-симально возможная способность нац.эк-ки производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков. Осн. факторами, определяющими экон. потенциал, явл-ся производ. мощности промыш-ти, с/х, строит-ва, транспорта и связи, производственная, соц. и эколог. инфраструктуры, трудовые ресурсы, в т.ч. квалифицированные кадры, способные развивать НТП и обеспечивать его реализацию в сфере пр-ва и потребл-я. Эконом.потенциал зависит не только от абсолютных объемов рес-в и производственных мощностей, но и от степени их использов-я.

Важнейшими составляющими совок.эконом.потенциала РБ явл-ся: oприродно-ресурсный потенциал(земельн.ресурсы;водные рес-сы; лесные ресурсы;мин.-сырьевые ресурсы); oдемографич. и трудовой потенциал;o научный,научно-технический и инновацион.потенциал;

oинформационно-технологический потенциал; o производственный потенциал; oинвестиционный потенциал;o внешнеэконом.потенциал;

o экологический потенциал.

Для оценки совок.эконом.потенциала использ-ся след.  показатели-индикаторы:1)числ-ть населения,его половозрастная стр-ра, естественное и механическое движение населения;состав трудоспособного насел-я; 2)трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность раб.силой и квалифицированными кадрами; *3)индекс развития человеческого потенциала; 4)состав и структура осн.производственных фондов,степень их воспроизв-ва(коэф-ты обновления,выбытия,степень износа);5)ВНП,ВВП,НД; *6)возможные объемы роста выпуска промышлен.,с\х прод-ции,прод-ции строит-ва,перевозок грузов и пассажиров; *7)уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

o наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;

o экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).

 

9.Природно-ресурсный и экологический  потенциал РБ

Природно-рес. потенциал - совок-ть природных  рес-ов дан. тер-рии, природных усл-й, явл-й и процессов,кот-е использ-ся и могут быть реально вовлечены в хоз.деят-ть при данных техн.и соц-эконом. возможностях общ-ва с условием сохран-я среды обитания чел-ка. ПРПсостоит из след.рес-в:

1.Земляные ресурсы РБ -  это  часть земельн. фонда, пригодная  для хоз.использ-я. Они создают основу для с/х произв-ва, ведение лесного хоз-ва, городской застройки, расселения сельского насл-я, размещ-е промышл.предпр-й, транспортных коммуникаций и иных видов наземной деят-ти чел-ка. Земельный фонд РБ - площадь страны, сост-ая 20759,96 тыс.га. В Европе РБ  по площади занимает 13 место. Земельный фонд страны распределяется след. образом:  - с/х организации - 41%; - граждане - 6,7%; - лес - 41%. Наиболее экспл-ая часть земляных  ресурсов  - пахотные земли. Пахотные земли - 5762 тыс.га - 28 % от всей территории. И в 3 раза превышает средне мировые показатели и показатели по СНГ.  Управл-е земляными ресурсами в РБ определ-ся проводимой гос.земельной политикой. Целью дан.политики явл-ся выявл-е резервов эффект-ти использ-я земельных рес-в и их охрана. Резервами повыш-я эффект-ти землепользов-я явл-ся:1)оптимальное распредел-е земель по сферам и отраслям нар. хоз-ва; 2)повыш-е результативности использ-я земельного рес-са во всех отраслях эк-ки.

2.Водные ресурсы РБ включают  все пригодные для хоз-го использ-я  запасы подземных и поверхностных  вод. Рес-сы поверхностных вод  определ-ся в основном суммарным  стоком средней по водности  вод и оцен-ся по РБ как  57,6 км3; 34 км3 формир-ся на тер-рии  страны. Водообеспеченность РБ на  одного жителя - 5,8 тыс. м3. В Европе  всреднем  - 4,6. Польша и Украина  - 1,6; Россия - 30. Основными потребителями  воды явл.:  - ЖКХ - 47%; - промышленность - 44%; - с/х - 8,5%. Потребл-е питьевой  воды на одного жителя в  целом по РБ 218 метров в сутки.  Разработка и реализация водохоз.и  водоохранных мероприятий контролируется Мин-вом приподных рес-в и охраны окруж.среды РБ. Большая роль в природо-охранных мероприятиях отводится Мин-ву здравоохран-я РБ по вопросам установл-я стандартов кач-ва питьевой воды и Мин-ву ЖКХ РБ по вопросам планиров-я,стр-ва сис-м водоснабж-я и водоотведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"