Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике".
1.Предмет и задачи курса.
Нац.эк-ка-исторически сложившаяся сис-ма
общественного воспр-ва в определ.территориал.границах,
Нац.эк-ка - наука,изучающая эконом.потенциал, хоз.комплексы, нац.рынок,а также место страны в мировой эк-ке.
Предмет - социально-экономические процессы, воспроизводство, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы.
Национальная экономика
Главная цель НЭБ - обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее потребностей, повышение уровня благосостояния.
Объектом выступает эк-ка страны в маштабах всего гос-ва.
Субъект - органы управления и научн. структура.
Нац. эк-ка- хоз система страны, отвечающая принципами суверенности, целостности и нац ориентации.
НЭ определяет след.цели:1)обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема пр-ва тов-в,услуг без резких эконом.спадов и кризисов;2) обеспечить эконом.и соц.эффект-ть произв-ва в усл-ях ограниченных рес-в;3)создать высокий уровень занятости и справедливое распредел-е доходов;4)защита окруж.среды, поддержание активного внешнеэконом.баланса.
2.Характерные черты и условия НЭБ.
Нац.эк-ка-исторически сложившаяся сис-ма
общественного воспр-ва в определ.территориал.границах,
Характерными чертами и усл-
Благоприятными факторами
Неблагоприятные факторы:1)физ.и морально
устаревшие ср-ва и технологии;2)несоотв-ие
стр-ры пр-ва стр-ре потребл-я;3)низкое кач-во
и конкурентоспособность; 4)слабая обеспеч-ть
топливно-энергетич.рес-сами;5)
3.Предпосылки становления и функционирования НЭБ.
Для становл-я и развития соц.ориентированной рыночной эк-ки необходимо соблюд-е ряда предпосылок, кот-е можно определить как:1)общесистемные; 2)системные; 3)внутрисистемные.
o Общесистемные предпосылки включают ряд политич., правовых, идеологических усл-й, определяющих устои общ-ва и тип созданного гос-ва. Согласно стратегии устойчивого соц.эконом. развития до 2020г в кач-ве общесистемных стратегических усл-й определены след:1)построение и развитие унитарного демократ. соц-правового гос-ва в соответствии с Конституцией РБ.2)формиров-е современ.гражданского общ-ва(предполагает уваж-е соц, соц-психолог. и культурных ценностей народа).3)создание соц.ориентированной рыночной эк-ки путем достиж-я равновесия получаемых доходов в кач-ве вознагражд-й, з\пл, дивидендов, иных доходов соразмерно соц.гарантиям.
Общесистемн.предпосылки можно разделить на внешние(суверенитет, открытость нац.эк-ки; стабильность стратег.приоритетов; многовекторность внешнеэконом. политики) и внутренние(становл-е демократии; оптимизация гос.структур управл-я; повыш-е гражданской активности).
oСистемные предпосылки определят единство эконом, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия всех секторов эк-ки. Сис-ма таких инструментов определ-ся прежде всего Конституцией РБ, гражданским, банковским, налоговым, бюджетным и др Кодексами.
oВнутрисистемные предпосылки напрвлены на обеспеч-е эффект-ти и конкурентоспособ-ти нац. эк-ки при переходе на инновационный путь развития (на основе соблюд-я принципов рационал. хозяйствов-я).К ним относят:1)научные разработки инновационного типа;2)инновационные технологии, способные обеспечить оптимальные пропорции рыночных отнош-й.
Все вышеперечислен. группы предпосылок
комплексно и последовательно включ-ся
в программы соц-эконом.
4.Основные макроэкономические показатели НЭБ.
Состояние развития эк-ки и эффект-ти взаимодействия субъектов хозяйств-я отраж-ся через сис-му спец. показателей:
1.ВНП - отражает сов. ст-ть конечных товаров и услуг, созданных нац. производителями не только внутри страны, но и за её пределами. Номинальный ВНП - это продукт в тек. ценах, без инфляции. Реальный ВНП - это продукт, с учетом инфляции, по отношению к баз. году с использованием индекса цен. Отношение номинального ВНП к реальному дает понятие дефлятора ВНП, кот. измеряет инфляцию и явл. индексом роста цен.
2.ВВП - ст-ть,исчисленная в рын.ценах, конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны с использ-ем факторов пр-ва,принадлежащих как дан.стране,так и др странам.
3.ЧНП (чистый национальный
4.Нац.доход-определ-ся как сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва,т.е.оценивается по факторной стоим-ти за минусом косвен.налогов (ЧНП-Косв.налоги).
5.Личный доход (ЛД) = НД - взносы на соц.страхование, - налоги на прибыль корпораций - нераспредел. прибыль + трансфертные платежи.
Личный располагаемый доход исчисляется путем вычитания из ЛД индивидуальных налогов граждан.
ИПЦ- выражает относительное измен-е среднего уровня цен широкой группы тов-в. Распределительный НД - сумма первичн. доходов, полученных резидентами данной страны. Использованный НД- НД за вычетом потерь от стихийных бедствий, внешнеторг. сальдо, ущерба при хранении.
CНС в узком смысле слова охватывает счета, кот выявляют основные показатели экономического развития: ВВП, НД и др. CНС - это система макроэкономический расчетов, включающих также межотраслевой и платежный балансы.
5.Система национальных счетов.
СНС - современ.сис-ма информ., кот-я использ-ся для описания и анализа развития рын. эк-ки на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рын. эк-ки, ее институты и механизмы функционир-я.
СНС в РБ разработана в 1993г и предусматривает наличие балансов, в кот-х отражено наличие рес-ов и их использов-е.
Счет представляет собой таблицу, включ. в себя две сов-и показателей: 1) показатели, хар. ресурсы; 2) показатели, хар. их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) м/у объемом ресурсов и их использованием, кот. достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующ. статьи имеют сам. знач-е и в то же время служат для увязки счетов в ед. систему.
Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана 1раз как ресурс и 1раз как использование,что исключает повторный счет,т.о. СНС позволяет проследить движ-е массы произведенных конечных тов-в и услуг,а также добавл.стоим-ти от пр-ва до конечного использов-я. СНС заверш-ся построением балансовых таблиц, отражающих итоговое измен-е нац.богатства за отчетный период, показывая детализацию в отраслевом и производственном разрезе.
СНС позволяет решать след. осн. задачи: 1.определение темпов экон. роста, а также выявление роли факторов, определяющих хар-р этих процессов (произв-сть, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.); 2.установл-е отраслевой стр-ры эк-ки и ее измен-й во времени; 3.установл-е пропорций на 1-ой стадии распред-я доходов; 4.выявл-е соотнош-й м/у конечным потребл-ем и накопл-ем; 5.выявл-е факторов, влияющих на динамику инвестиций; 6.определ-е размера нац. сбереж-я как осн. источника финанс-ия инвестиций; 7.выявл-е размеров кредит-я по эк-ке в целом и по отдельным ее секторам; 8.изуч-е уровней и динамики реал. доходов и потребления нас-я; 9.установл-е влияния на эк-ку страны внешнеэк-их связей;10.анализ влияния на эк-ку инфляц. процессов.
Основн. цель СНС явл. описание общ. картины состояния и развития.
6.Главные макроэкономические пропорции.
Для нац.эк-ки большое значение имеют
макроэконом. пропорции- количественные
соотношения меду различными подраздел-ями
и сферами общественного пр-ва, отраслями,
а также территориально-
Сбалансированность нац.эк-ки - соответствие между взаимоувязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.
7.Типы национальных хозяйственных систем.
Понятие"нац.эк-ка"тесно связано
с термином"экон.сис-ма", так как оно
конкретизирует дан.тип экон.системы,отражает
ее специфич. черты, обусловленные географ.полож-ем
страны, ее участием в м/н раздел-и труда,культурными,историч.
8.Понятие и рост совокупного эконом. потенциала
На макроур-не под сов.экон.потенциалом понимается мак-симально возможная способность нац.эк-ки производить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков. Осн. факторами, определяющими экон. потенциал, явл-ся производ. мощности промыш-ти, с/х, строит-ва, транспорта и связи, производственная, соц. и эколог. инфраструктуры, трудовые ресурсы, в т.ч. квалифицированные кадры, способные развивать НТП и обеспечивать его реализацию в сфере пр-ва и потребл-я. Эконом.потенциал зависит не только от абсолютных объемов рес-в и производственных мощностей, но и от степени их использов-я.
Важнейшими составляющими
oинформационно-технологический потенциал; o производственный потенциал; oинвестиционный потенциал;o внешнеэконом.потенциал;
o экологический потенциал.
Для оценки совок.эконом.потенциала использ-ся
след. показатели-индикаторы:1)числ-
o наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов;
o экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).
9.Природно-ресурсный и
Природно-рес. потенциал - совок-ть природных рес-ов дан. тер-рии, природных усл-й, явл-й и процессов,кот-е использ-ся и могут быть реально вовлечены в хоз.деят-ть при данных техн.и соц-эконом. возможностях общ-ва с условием сохран-я среды обитания чел-ка. ПРПсостоит из след.рес-в:
1.Земляные ресурсы РБ - это
часть земельн. фонда,
2.Водные ресурсы РБ включают
все пригодные для хоз-го