Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Национальной экономике".

Файлы: 1 файл

NEB.docx

— 81.81 Кб (Скачать файл)

 

31.Специфика социально-экономического развития РБ.

Весь период трансформации РБ можно  разделить на след. этапы:

С 1991 по 1995 - период глубокого затяжного  эконом.кризиса.

С 1996 по 2000 - этап перехода эк-ки из кризисного состояния к углублению рыночных отношений.

С 2001 по 2011 - переход на инновационный  путь устойчивого эк-го развития.

Инновационная эк-ка - это эк-ка постиндустриального  общества, базирующаяся на глобальном знании, ориентированная на науку  и образование,достижение высоких индивидуальных жизненных стандартов на основе технолизации социума, его приобщения к культуре искусству.

Условиями инновации эк-ки являются: 1)открытость 2)либерализация 3)институциональная  адекватность 4)стимулирование инновационной  деят-ти 5)создание рынка научно-технической  продукции

Инновационная эк-ка хар-ся: 1)высоким внешнеторговым оборотом 2)свободным движением труда и капитала по средствам глобализации 3)стирание таможенных и лицензионных барьеров

Для развития инновационной эк-ки разработана комплексная программа (прогноз) научно-технического прогресса  РБ на 2010-2020 гг,а также программа развития промышленного комплекса республики до 2015г.

Нац. Эк-ка РБ развивается по эвалюционному  пути посредствам внедрения гос  инновационной политики, составляющими  которой являются: 1)научная политика, стратегической целью которой является повышение наукоёмкости пр-ва. 2)бикоммуникационная политика, стратегической целью которой  является формирование инновационной  инфраструктуры, создание рынка научно-технической  продукции. 3)техническая политика, стратегической целью которой является обеспечение инновационной восприимчивости  предприятий и использование  инновационно-активных форм их организации.

 

32.Финансовая система РБ.

Финансы представляют ден.отношения,связанные с образов-ем, распредел-ем,перераспредел-ем,накопл-ем и использ-ем ден.ср-в.

Выделяют 3 крупные сферы финансов: 1)финансы предпр-й, учрежд-й и  орг-ций,в кот-е входят: *фин.предпр-я функционирующие на коммерч-й основе. *финансы учрежд-й и орган-й осуществ-х некоммерч-ю деят-ть. *финансы обществ-х объединений. 2)сис-ма страхования: *соц-е страхование. *имущественное и личное страхование.*страхов-е ответственности и предпринимательского риска. 3)гос-е финансы: *гос.бюджет. *внебюдж-е (целевые) фонды. *гос.кредит. Фин.политика-это способы организ-и фин-х рес-в, фин-х отношений, кот-е необходимы для благоприятного эк-го развития. Управл-е финансами осуществ-ся специализ-ми органами кот-е образуют фин.аппарат. Общее управление фин.осущ-т высшие органы гос.власти президент, парламент и правительство, они опред-т фин-ю политику гос-ва, тверждают фин-е законодательство и осущест-т общест.контроль за его соблюдением. Оперативное управл-е осущ-ет фин.аппарат, в кот.входит мин-во фин-в,мин-во по налогам и сборам, мин-во эк-ки.

Для фин сис-мы в целом решающее знач-е имеют след.ф-ции: 1)планирования2)организации3)стимулирования4)контороля.

 

33.Бюджет как звено финансовой  системы.

Бюджет-осн.фин.план формиров-я и использ-я ден.ср-в для обеспеч-я ф-ций гос.органов,эконом и соц развития РБ. Через госбюдж осущ перераспр финн. Рес-в между областями и Минском в целях выравнивания уровней их эконом.и  соц развития .

Из ср-в республиканского бюджета  могут предоставл-ся дотации,субсидии при недостаточности ср-в у местных бюджетов для финансиров-я отдельных расходов и меропр. Даходная часть бюджета формир-ся засчёт республик налогов,сборов и др источников.К местным бюдж относ:

-областные,районные,городские,бюджеты  посёлков городског типа и  сельсоветы.Всего в рб более 1700 мест бюдж.Все местн бюджеты самостоятельны.

Бюджетное законодат-во явл-ся основой бюджетной сис-мы страны. Базой данного законод-ва явл бюджетный кодекс принятый в 2009. Закон о бюджете ежегодно опред-ет баланс доходов и расходов на предстоящий год в соотв-ии с предусмотренной классификацией. Законом о бюджете на очередной финн.год устанавлив-ся след.основ-е показатели: 1)профицит бюджета-превышение уровня установ.доходов над расходами.2)дефицит-превышение расходов над полученными доходами.3)распределение доходов между респуб и местными бюджетами,по нормативам отчислений в кач-ве налогов,сборов и пошлин.4)расходы респуб-го бюджета по разделам и в соотв-ии с республик-й классиф-й.5. перечень респуб-х целевых программ финансир-е кот-х предусмотрено в текущем финансовом году из ср-в респуб-го бюджета.6)объем осегнований на гос-е капит-е вложения в отраслевом разрезе.7)перечень защитных статей. Закон о бюджете на очередной финн.год и решение местных советов депутатов об утверждении соответ-х бюджетов д.б. приняты в установленном порядке до 1 янв очередного фин-го года. Исполнение бюджета в течении финн-го года контролир-ся на уровне республики, мин-м финансов и комитетом гос.контроля, а на местном уровне исполнительными комитетами.

 

34.Принципы построения бюджета.

Бюджетная с-ма базирует-ся на обще республиканских  принципах,кот-е соблюдают-ся при формиров-и бюджетов любого уровня. К ним относится:1)принципы полноты бюджета, кот-й предусматривает включение всех налогов и сборов в доходы опред-го бюджета. 2)реальность бюджета обеспеч-ся финансиров-м расходов исходя из объема реально поступающих доходов и сред-в привликаемых для покрытия дефицита бюджета.3)гласность бюджета-обеспечивается доведением до граждан хода обсуж-я и принятия бюджета на очередной фин.год.4) самостоятельность бюджета-закл-ся в том что утверж-е респуб-го бюджета осущест-ся законом о бюджете РБ, местных бюдж-в, решением соотв-щих советов депутатов, а исполнение возлагается на правительство РБ и местные исполнительные и распоряд-е органы на основе бюджетного регулир-я.

 

35.Система финансового контроля РБ.

Сис-ма фин.контроля в РБ определена указом президента №510 о совершенствовании  контрольной деят-сти в РБ.Указом определен перечень контролирующих органов, а так же перечислены их полномочия.С-ма финн.контроля в РБ вкл общегос-й или вневедомственный контроль,ведомственный контроль и общественный. Гос.контроль осущ-ся органами гос.власти и гос-го управления.Нац-е собрания и местны советы депутатов осущ-т финн.контроль при рассмотрении и утверждении бюджета. Постоянные коммисии парламента анализируют и проверяют фин.информ-ю. Комитет го.контроля как президентская вертикаль контролирует использ-е бюджетных сред-в в рамках целевых программ. Ведомственный финн.контроль осущест-ет мин-во и ведомство относительно предприятий и организ-й входящих в с-му данного органа управления.Общественный -в наст условиях осущ профсоюзными органами.

 

36.Налог. с-ма РБ и ее особенности в соврем. условиях

Налог.сис-ма РБ-это совок-ть предусмотренных принципов нологооблажен-я,видов налогов и вненалоговых сис-м, а также контролирующих органов,кот-е осущ-т методологическую, консультационную и контрольные ф-ции. К осн.принципам относятся:1)принцип справедливости-он предусматривает,что налог платят все соразмерно полученному доходу или иным объектам налогооблаж-я.2)принцип определенности-время, место, сумма платежа, должны быть точно и заранее известны плательщику.3) принцип удобства-налоги д.б. уплачены в такое время и таким образом что бы это было наиболее удобно плательщику.4)принцип экономии-предусматривает максимальную экономию при изъятии налогов. В РБ на текущий момент насчит след.с-мы налогооблаж-я:*общая. *упрощенная. *с-ма для организ-и свободной экон-й зоны. *налогооблаж-е игорного бизнеса.*налогооблаж-е лотырейной деят-ти. *единый налог для ИП. *единый налог для с/х организ-й. Общая с-ма налогообл-я вкл 28 налогов и сборов обязательных к уплате при наличии объкта облаж-я явл: *НДС. *акцизы.*налог на недвижимость.*налог на прибыль.*земельный налог.*экологич-й.*подоходный. Упрощенная с-ма вкл:*НДС.*налог от валовой выручки.*подоходный налог.*налог на доходы от дивидентов или приравненных к ним доходов. Вся налоговая с-ма страны должна отвечать след.требованиям:1)обеспечивать пополнение бюджета по заданным статьям.2)быть мобильной,но не изменой в течении налогового периода.3)должна способствовать развитию малого и среднего бизнеса в стране.4)способствовать повышению доходов населения.

 

37.Налоги РБ, виды и элементы

Налоги-это безъэквивалентные платежи  взымаемые государством в форме  перераспределения части полученного  дохода и использованные в соответствии с расходной,бюджетной классификацией. Для отражения экономич-й сущности налогов необходимо опред-ся с их классифик-й.Сущ-т 4 классиф-х признака:1)По принадлежности к уровню власти:*республиканские, *местные. 2)по объектам облажения:*налоги с оборота,*налоги ресурсные,*налоги от прибыли и дохода. 3) по источникам изъятия:*косвенные.*прямые.4)по способу отражения в составе эк-х показателей:*в составе расходов от реализ-ии.*в составе затрат принимаемых для налогооблаж-я.*в составе убытков или расходов связанных с удержанием из з\пл.

Элементы:

-объект налога-имущество или доход.

-субъект-плательщик.

-ставка налога-единица объекта  обложения,в руб,%,

-налоговая льгота-объект обложения  полностью или частично освобождаемый от облож налогом.

-срок уплаты налога

Общая сис-ма налогооблож вкл 30 налогов  и сборов,обязат 5 и них: -ндс -на недвиж -на прибыль -земельный -подоходный.

 

38.Налог на добавленную стоимость

Данный налог явл основой  пополнения доходной части бюджета  на текущий год.Расчет налога обусловлен миров.практикой и предст-т собой принцип зачетного метода при кот-м бюджет страны пополняется на разницу между налогом начисленным при совершении экон-й операции и налогом оплаченным поставщиком. Налог на добавл стои-сть вкл в цену товара,продукции, работ и услуг, служит одним из показателей по системе действующих в РБ нац-х счетов Плательщики-юр лица,ИП.Объект обложения - оборот по реализации на территор РБ,к кот-й относят:-безэквивал передачу в пределах разн собств-ти.-товарообмен опрерации.-реализ своим рабочим и прочее выбытие ОС и НА.

В целях создания благоприятного инвестиционного  климата, а так же пополнение валютных поступлений в сис-ме налога на добавл стоим-ть предусмотрена нулевая  ставка по экспортным товарам и услугам, а так же сниж-е суммы уплаты налогов при реализац-и собств-й  продукции организациями свободно эконом-х зон. Существующая ставка 10% позволяет контролировать действующую с-му цен на товары и прдукцию детского ассортимента. Существующий перечень соц-но значимых тов-в позволяет контролировать ур-нь дохода малообеспеч-х слоев населения. Гос-м установлены ставки налога 16,67% и 9,09% по товарам реализуемым по регулируемым розничным ценам с учетом НДС, По всем остальн.операциям совершаемых на территор-и страны устанавл-я ставка налога 20%.

 

39.Подоходный налог

Подоходный налог-явл-ся осн.налогом удерживаемым из дохода граждан РБ. Расчет налога производится исходя из полученного дохода гражданином РБ на территории страны и за ее пределами.Т.к. у РБ заключены договора международного харак-ра во избежании двойного налогооблаж-я доход полученный за пределами страны уменьшается на сумму подлежащую облажению в иностранном государстве.В 2011 предусмотренно применение ставки по всем полученным доходам в размере 12%.Если доход гражданина за месяц не превышает 1766000 р для расчета подоходного налога предусмотрено уменьшение на 292 000р. Подоходн. Налог пополняет доходную часть бюджета в среднем на 5,3%. Экономич-я сущность данного налога обусловлено повышением благосостояния гражданина страны, а также заинтересованность в получении иных доходов кроме дохода по основному месту работы.Чем выше доход, тем выше сумма подоходного налога, а так же доходная часть бюджета,структура которой позволяет рассчитывать ряд социально-эконом-х покозателей.

 

40.Упрощенная система налогообложения.

Включает следующие обязательные налоги:НДС и налог от валовой выручки;подоходный налог;налог на доходы от дивидендов или приравненных к ним доходов.

В новом варианте существует с 2007года.Основной законодательный акт-Налоговый Кодекс РБ.Явл-ся оптимальной системой для организации среднего бизнеса;ИП,осуществляющих деятельность в рамках нац.экономики РБ.Данная система позволяет предусматривать равные условия для организации по уплате налогов и ведению учета.Предусмотрено ограничение по критериям численности и объему валовой выручки для применения данной системы.Численность работников не должна превышать 100человек.Объем валовой выручки в течение календарного года не должен превышать 12млрд.руб.

Пополнение бюджета происходит за счет начисления налога от валовой  выручки без уплаты иных,установленных по общей системе налогообложения,платежей.

Ставки налога от валовой выручки  при осуществлении различных  видов деятельности следующие:

-8% без уплаты НДС;

-6% с уплатой НДС;

-2% при осуществлении внешнеэкономических  торговых операций;

-15% от валового дохода при осуществлении различной торговли и оказании услуг общественного питания.

Если орг-ции,применяющие данную систему,расположены в сельской местности,ставки понижены:вместо 8%-5%,6%-3%.

Применение этой системы позволило  легализовать предпринимательскую  деятельность субъектов хозяйствования,увеличить объем выручки,обеспечить создание новых раб.мест,обеспечить повышение доходности совершаемых операций.

 

41.Общая характеристика системы обеспечения национальной безопасности(ОНБ)

ОНБ-целенаправленная,постоянно осуществляемая,деятельность(политическая,хоз-ная,гуманитарная,информационная) всех субъектов нац.безопасности по защите жизненно важных интересов республики,а также сохранению процессов соц.развития.

Система ОНБ-совокупность субъектов,объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности,общества и гос-ва,которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.

К данной системе предъявляются  следующие требования:

1)способность к своевременному  реагированию на изменение внешней  и внутренней обстановки и  самосовершенствованию по мере  накопления инф-ции об угрозах  и опыта их предупреждения.

2)полнота и достоверность инф-ции  о реальных и потенциальных  угрозах;способность создания организационных механизмов обеспечения нац.безопасности,наличие сил и средств.

3)способность выполнения системой  заданных функций в условиях неполной противоречивой и нерегулярно поступающей инф-ции об угрозах.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"