Шпаргалка по "Политической экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политической экономике"

Файлы: 1 файл

Polit_ekonomia.doc

— 716.00 Кб (Скачать файл)

Простое и капиталистическое  товарное производство

 

      Различают  простое  и  капиталистическое  товарное   производство.

Простое   товарное   производство   основывается   на   собственном   труде,

капиталистическое – на использовании немного труда. Продукт труда в  простом

товарном производстве принадлежит  товаропроизводителю,  в  капиталистическом

– собственнику средств  производства.  Простое  товарное  производство,  как

правило, мелкое,  а  конечная  цель  –  удовлетворение  личных  потрубностей

товаропроизводителей.      Капиталистическое      товарное      производство

предусматривает   совместный   труд   многих   наемных   работников,развитое

единичное разделение труда. Его цель – получение прибыли.  Простое  товарное

производство имеет ограниченно  рыночный характер (одна  часть  произведенных

ПРОДУКТОВ ИДЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЛИЧНОЕ НАТУРАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ,  ВТОРАЯ  –

ТОВАРНАЯ – НА РЫНОК), а капиталистическое  полностью подчинено  рынку.  Но  у

простого и капиталистического товарного производства  есть  и  общие  черты:

конкуренция  товаропроизводителей,  разорение  одних  и  обогащение  других,

наконец,  один тип собствености – частная, хотя и в различных  ее формах.

 

 

 

16. Заемный капитал. Ссудный процент. Издержки обращения. Формы торговли. 

Ссудный (заемный) капитал и процент

Ссудный капитал - это денежный капитал, который предоставляется предпринимателям на установленный срок на условиях возвратности и за определенную плату  в виде процента.

Ссудный капитал выступает как товар. Потребительной стоимостью этого специфического товара является способность ссудного капитала приносить прибыль. Ценой временного пользования ссудным капиталом является ссудный процент. Источником ссудного процента, уплачиваемого предпринимателем собственнику ссудного капитала, является часть прибыли предпринимателя от функционирования этого капитала в его руках. Поэтому ссудный процент, как и вся прибыль, представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости. Заемщик-предприниматель делится своей прибылью с собственником ссудного капитала. По аналогии с массой и нормой прибыли различается масса и норма ссудного процента. Масса судного процента представляет собой сумму годового дохода собственника ссудного капитала. Норма ссудного процента представляет собой процентное отношение годовой суммы дохода заимодателя к сумме его ссудного капитала. С возникновением ссудного капитала у всех предпринимателей появилась возможность расширить свою деятельность, сужать или вообще прекращать ее путем частичного или полного превращения своего капитала в ссудный капитал. В связи с этим все предприниматели, оценивая качество и результаты своей деятельности, расчленяют свою прибыль на процент и предпринимательский доход. Годовой предпринимательский доход за исключением из прибыли ссудного процента является важным оценочным показателем качества предприимчивости.

Издержки обращения.

У К. Маркса издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные.

Деление издержек обращения на чистые и дополнительные было произведено К. Марксом применительно к капиталистическому способу производства. Оно имеет чисто теоретическое значение и в этом плане применимо ко всем экономическим системам с товарным хозяйством.

Необходимо уточнить, что понимал  К. Маркс под дополнительными и чистыми издержками обращения.

Чтобы глубже понять сущность издержек обращения и суметь рассчитать или  по крайней мере оценить их величину, необходимо разделить затраты на обращение товаров по видам этих затрат и установить источники их возникновения. Обращение товаров требует расходов сырья, материалов, энергии, то есть процессы хранения, транспортировки товаров, их подготовки к продаже, процессы самой продажи, доставки покупателю в современной экономике невозможны без арсенала основных средств в виде складских помещений, зданий магазинов, транспортных и погрузо-разгрузочных средств, холодильников, торговых прилавков, торгового оборудования, вычислительной техники. Закупка таких средств или их создание, ремонт и возмещение износа в форме амортизации влекут за собой еще один вид довольно крупных расходов торговых организаций.

В торговле занято значительное количество работников сферы обращения. Это  продавцы, кассиры, грузчики, охранники, водители, обслуживающий персонал, бухгалтеры, товароведы, аппарат управления. Оплата их труда

стоит немалых денег, которые как  составная часть включаются в  издержки обращения.

Есть еще расходы на рекламу, на оказываемые торговым предприятиям услуги (к примеру, плата за телефон, за услуги аудиторов, за инкассацию выручки, за пользование счетом в банке и многое другое), на получение информации, на обучение, командировочные и иные расходы, называемые обычно накладными или дополнительными.

Организации сферы обращения осуществляют процесс уплаты налогов, сборов, отчислений, платежей, которые хоть и не в полной мере, но в значительной своей части включаются в издержки обращения.

В сумме все эти виды издержек, дополняемые иногда платой за природные  ресурсы, за предоставленные предприятиям торговли кредиты и тому подобные расходы, образуют полные издержки обращения, присоединяемые к издержкам производства и составляющие вместе с ними издержки производства и обращения.

В общей величине издержек обращения, связанных с затратами по доведению  товара до конечных потребителей, принято, по К. Марксу, в первую очередь выделять дополнительные издержки - затраты на операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (хранение, транспортировка, обработка, расфасовка, сортировка товаров), и чистые издержки - затраты на операции по продаже товара, связанные со сменой собственников товара (реклама, содержание ряда работников торговли (кроме продавцов), уплата процентов за кредит и другое).

Дополнительные издержки обращения, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, носят стоимостообразующий характер. В духе концепции К. Маркса дополнительные издержки то, что создает стоимость2.

 

Формы торговли. 
 
Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой. 
 
Продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке. 
 
Реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства. 
 
Продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу). 
 
Реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде покупателей и продавцов. 
 
Предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

 

 

17. Издержки производства. Цена  производства. Средняя норма прибыли. 

Издержки производства, их сущность и виды

Производство выступает как  процесс создания определенных продуктов, но оно является также и производительным потреблением рабочей силы и средств производства (живого и прошлого труда). Вся совокупность затрат живого и прошлого труда на производство того или иного товара образует общественные издержки его производства, это выглядит так:

С + U + m =W.

Издержки производства на предприятии  отличаются от общественных издержек по величине их стоимости на величину прибавочной стоимости m , потому что  на предприятии : C + U = W.

Издержки производства предприятия представляют собой форму движения авансированного капитала (здесь ничего не расходуется).

Вся вновь созданная стоимость (U + m) создается на стадии производства живым трудом наемных работников, здесь m выступает как порождение переменного капитала. Но с учетом сферы обращения в процессе оборота капитала его структура модифицируется :

(C + U) - основной капитал + оборотный;  он выступает как совокупность  основного и оборотного капитала. На этой основе одновременно  модифицируется и прибавочная  стоимость, она здесь выступает уже не только как порождение переменного, а всего авансированного капитала и принимает форму прибыли.

Прибыль - модифицированная форма  прибавочной стоимости, когда, она  выступает как порождение всего  авансированного капитала. Прибыль, как превращенная форма прибавочной стоимости отличается от нее прежде всего тем, что это реализованная прибавочная стоимость в денежной форме. Прибыль возникает из выручки от реализации произведенной продукции и уже не имеет с ней непосредственной связи. Под воздействием спроса и предложения и др. факторов величина прибыли может и не совпадать с величиной прибавочной стоимости.

Стоимость и цена производства. Рыночная цена

Формирование цены производства в  капиталистическом хозяй стве не означает нарушение закона стоимости. Наоборот, оно происходит на основе требований закона. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что в масштабах общества сумма цен производства, как было показано в приведенном примере, остается равной сумме стоимостей товаров. Межотраслевая конкуренция только перераспределяет прибавочную стоимость между капи талами пропорционально их величине. Соответственно и цена производства — превращенная форма стоимости, не меняющая ни содержания, ни источника стоимости. В системе капиталистиче ского товарного хозяйства стоимость в конечном счете служит основой ценообразования и стержнем всех других экономиче ских процессов независимо от изменений в механизме функцио нирования экономики. Однако возникновение цены производства означает, что рыночные цены, существующие в реальной капи талистической практике, колеблются не вокруг стоимости, а вокруг цены производства.

В этой связи зададимся вопросом: почему политическая эко номия уделяет  так много внимания категориям стоимости  и цены производства, которые не заметны на поверхности Капита листических отношений? Дело в том, что логическая цепочка «стоимость — цена производства — рыночная цена», во-первых, позволяет раскрыть глубинные причины, скрытые за хаотическим, неупорядоченным на первый взгляд движением рыночных цен, и выявить, что в основе колебаний рыночных цен лежит движение цены производства, определяемое, в свою очередь, движением стои мости. Во-вторых, и это главное, раскрытие глубинных связей в данной цепочке позволяет соединить анализ сущности капитала, то есть теорию прибавочной стоимости и эксплуатации, с реаль ной экономической практикой капитализма во всем многообразии ее конкретных форм.

Сам факт выравнивания прибылей в  среднюю прибыль во все не гарантирует  каждому капиталисту ее получение. Так, рыночная цена упадет значительно ниже цены производства, если общественный спрос на данный товар окажется намного меньше его предложения, и, напротив, рыночная цена значи тельно превысит цену производства, если спрос существенно опе редит предложение данных товаров. Важное значение в опре делении как цены производства, так и рыночной цены имеет качество товара, его потребительские свойства. Выпуск высоко качественных товаров часто требует и более высоких издержек производства, а это влияет на уровень цены производства. Как правило, спрос на подобные товары высокий, что поднимает рыночные цены на них. Не случайно, стремясь завоевать устой чивый рынок для своих товаров, капиталистические фирмы не рискуют пренебрегать их качеством в погоне за снижением издержек производства.

Как формируется средняя норма  прибыли

Капиталистическое производство носит  ярко выраженный об щественный характер: каждое предприятие включено в систему  разделения труда и удовлетворяет  конкретные общественные по требности. Поэтому в какую бы отрасль капитал ни вкладывался, он требует равных условий для возрастания или, что то же самое, равной нормы прибыли. Если бы норма прибыли в какой-либо отрасли была устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Межотраслевая конкуренция как раз «вы равнивает» отраслевые нормы прибыли в среднюю норму при были.

Средняя норма прибыли выражает экономические отношения между  капиталистами различных отраслей по распре делению совокупной прибавочной стоимости.

Определяется средняя норма  прибыли как отношение создан ной в обществе массы прибавочной  стоимости ко всему аванси рованному  в данном году капиталу, выраженное в процентах. В результате межотраслевой  конкуренции на равный капитал при ходится равная масса прибыли. Прибыль на авансированный ка питал, полученная в соответствии со средней нормой, называется средней прибылью.

Таким образом, прибавочная стоимость, произведенная на предприятии отдельного капиталиста, как бы поступает в «общий котел» для дальнейшего перераспределения и превращения в сред нюю прибыль.

Но этот процесс может происходить  лишь в условиях свободной межотрасле вой конкуренции. Если в обществе воз никают отношения, ограничивающие конкуренцию, неизбежен подрыв ме ханизма образования средней нормы прибыли, а следовательно, и принципа «равная прибыль на равновеликий капитал». Возможность появления при капитализме таких отношений предви дели еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В современных условиях эта возмож ность стала реальностью: капиталисти ческие монополии, затрудняя межотрас левой перелив капиталов, оказывают существенное воздействие на механизм формирования и распределения создан ной в обществе прибыли.

Образование средней нормы прибыли  ведет к тому, что стои мость капиталистически произведенного товара выступает как со вокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Это есть цена производства.

 

18. Инфляция, ее сущность и причины.  Способы борьбы с инфляцией. 

Сущность инфляции

В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие". Существует несколько определений инфляции. Рассмотрим некоторые из них:

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения; процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Политической экономике"