Шпаргалка по "Политической экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Политической экономике"

Файлы: 1 файл

Polit_ekonomia.doc

— 716.00 Кб (Скачать файл)

Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен. При определении инфляции -- этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому инфляция -- это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег. В случае если товарная масса превышает денежную, экономике присуща дефляция [ 3 C 157]

Из всех этих определений вытекает, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном  росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызывает расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями. [3 C 450]

Однако не следует забывать, что  рост цен может быть связан с отсутствием  равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном  товарном рынке - это не инфляция. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий. Важно отметить, что инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. [1 C 188]

Причины инфляции

Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо  менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту.

Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного  регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено  и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.

 Внешние причины. 

Причины возникновения инфляции могут  быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в  частности, сокращение поступлений  от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и - при неизменном спросе - порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.

Внутренние причины инфляции:

· нарушение пропорций между  производством и потреблением, нагромождением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и  суммой товарных цен;

· рост дефицита государственного бюджета  и государственного долга, обусловленных нерациональными государственными растратами;

· чрезмерная эмиссия бумажных денег, которая нарушает законы денежного  обращения;

· милитаризация экономики, которая  привлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность, приводит к недопроизводству товаров народного потребления, создает их дефицит;

· рост налогов.

Методы борьбы с инфляцией

3.1 Антиинфляционная политика  государства

Правительство каждой страны, находящейся  в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что основной целью государственной  антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

Можно выделить несколько вариантов  государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.

Первое - адаптивная политика, ориентированная  на смягчение негативного влияния  высокой инфляции на уровень жизни  населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами  для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.

Второе направление - политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса, представители же монетаристской школы первоочередные меры регулирования инфляции нацеливают на сокращение совокупного спроса, то есть проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы.

Кроме того, необходимо выделить и  некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

1) ортодоксальные программы финансовой  стабилизации, приоритетами которых  являются ликвидация бюджетного  дефицита и поддержание темпов  прироста денежной массы в  обращении в соответствии с  реальными возможностями увеличения производства;

2) гетеродоксальные программы,  исходящие из параллельного действия  механизмов инфляции спроса и  инфляции издержек (проведение политики  доходов, стимулирование производства  с помощью низких процентных  ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).

Негативные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают  правительство проводить определенную экономическую политику. Различают  две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

1. гашение антиинфляционных ожиданий  путем информирования населения;

2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на  ежегодные приросты денежной  массы);

3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение  расходов государства).

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения  товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения  предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части - адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

3.2 Косвенные и прямые  методы борьбы с инфляцией

Методы борьбы с инфляцией могут  быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1. регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;

2. регулирование процентных ставок  коммерческих банков через управление  ими Центробанком;

3. обязательные денежные резервы  коммерческих банков;

4. операции центрального банка  на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым - денежной массы;

2. государственное регулирование  цен;

3. государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

На основе вышесказанного, мы можем  сделать следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

3.3 Первоочередные антиинфляционные  методы

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого  подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Для налаживания  продовольственного дела в стране  следует оказать государственную  финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов: а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России  рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно: а) создать  систему стимулирования развития  мелкого бизнеса в сфере производства  и услуг. Ввести государственные  кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого  контроля частной экспортной  деятельности.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

1. Постараться сохранить основной  профиль бизнеса (продукт или  вид услуги).

2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.

3. Выделение из структуры предприятия  или создание преимущественно  малых торгово-посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные и  многочисленные короткие по времени  и высокодоходные операции с  высокой степенью риска.

Информация о работе Шпаргалка по "Политической экономике"