Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 12:45, шпаргалка
1.Сущность сертификации и основные определения: "сертификация соответствия», «сертификат соответствия», «знак соответствия».
В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют предприятия различных форм собственности, наиболее эффективным способом гарантии , качества продукции и услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, является сертификация.
Это следует из сущности самого понятия сертификации и той организационной системы, которая создается для ее реализации. Понятие "сертификация соответствия" было сформулировано специальным Комитетом Совета Международной Организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в Руководство № 2 ИСО, выпущенное в ноябре 1982 г. Пересмотренное Руководство ИСО/МЭК 2, вышедшее как совместное издание ИСО и МЭК (Международная электротехническая комиссия) без существенных изменений воспроизводит определение этого понятия, Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1947 году. Её целью является содействие стандартизации в мировом масштабе. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации. ИСО разрабатывает свои стандарты и другие документы на продукцию, терминологию, классификацию, организационную деятельность.
1.Сущность сертификации и В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют предприятия различных форм собственности, наиболее эффективным способом гарантии , качества продукции и услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, является сертификация. Это следует из сущности самого понятия сертификации и той организационной системы, которая создается для ее реализации. Понятие "сертификация соответствия" было сформулировано специальным Комитетом Совета Международной Организации по стандартизации (ИСО) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включено в Руководство № 2 ИСО, выпущенное в ноябре 1982 г. Пересмотренное Руководство ИСО/МЭК 2, вышедшее как совместное издание ИСО и МЭК (Международная электротехническая комиссия) без существенных изменений воспроизводит определение этого понятия, Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1947 году. Её целью является содействие стандартизации в мировом масштабе. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации. ИСО разрабатывает свои стандарты и другие документы на продукцию, терминологию, классификацию, организационную деятельность. Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Сертификат соответствия — документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и удостоверяющий то, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия (по сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что соответствующая продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
2. Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции. Первым нормативным актом, направленным на создание системы сертификации в нашей стране, является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», изданный в феврале 1992 г. В измененном и дополненном Законе РФ "О защите прав потребителей" подтверждены и детализированы обязанности и полномочия федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), права потребителя на безопасность товаров (работ, услуг). Основным документом законодательства РФ в области сертификации являлся до 01.07.2003 г. был Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". Закон определял понятие сертификации продукции как процедуры по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Это определение не противоречит определению документа ИСО/МЭК 2. В нем сохранена сущность данного там понятия. Условия идентификации продукции и участия третьей стороны обеспечиваются требованиями к организации и порядку проведения сертификации, которые в общем виде сформулированы в законе. Закон предусматривал два вида сертификации — обязательную и добровольную. Обязательная сертификация должна осуществляться в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Закон определял общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательном сертификации, состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности. Добровольную сертификацию может осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в установленном порядке. Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, могут реализовывать ее только при наличии сертификата соответствия.
3. Основные цели
и принципы Системы Национальным стандартом в РФ является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации. В области строительства ГОСТ Р принимается Госстроем России. К объектам государственных стандартов относят: организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Основными целями являются: - защита потребителей от приобретения (использования) товаров, работ и услуг (далее – продукции), в т.ч. импортных, которые опасны для их жизни, здоровья, имущества, а также для окружающей среды; - содействие экспорту
и повышение Система ГОСТ Р охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации, в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" и другими законодательными актами, касающимися отдельных видов продукции. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему. В системе ГОСТ Р сертифицируются: - товары для личных бытовых нужд граждан; - продукция производственно- - строительная продукция; - выполняемые работы и оказываемые услуги населению; - системы качества; - производства. В Системе ГОСТ Р проводиться сертификация отечественной и импортируемой продукции по единым правилам. Объектами добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р являются: - продукция, работы, услуги, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации; - производства; - системы качества. |
4. Организационная структура В общей структурной схеме системы сертификации (рис. 1) можно выделить 5 уровней организаций, осуществляющих сертификацию: 1 - Госстандарт. 2 — ГОУД (ФОИВ) — государственный орган управления (Федеральный орган исполнительной власти), 3 — ЦОС(Центральный орган по сертификации), 4 – ОС(Орган по сертификации), 5 — ИЛ(Испытательные лаборатории), ИЦ(Испытательные центры). Первые три уровня соответствуют организациям, осуществляющим общее руководство системой. Госстандарт — на государственном уровне, другие государственные органы управления — на уровне отраслей по отдельным видам продукции, центральные органы по сертификации — на уровне групп предприятий, выпускающих однородную продукцию. Правила систем более низкого уровня не противоречат правилам системы более высокого уровня, в которую они входят, они дополняют и конкретизируют эти правила с учетом специфики' продукции, которая сертифицируется в соответствующей системе. Система ГОСТ Р является открытой для всех субъектов, признающих ее правила, в том числе органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. На основе соглашений данная система взаимодействует с другими сертификационными системами. Требования к добровольным системам сертификации и их аккредитации установлены в ГОСТ Р 40.101-95 "Государственная регистрация добровольных систем сертификации".
5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий – процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдаёт аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и др. объектов. Аккредитация осуществляется в целях: подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Аккредитация субъектов, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: добровольности; открытости и доступности правил аккредитации; компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимости: ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия, установления пределов действия документов об аккредитации на отд. территориях; обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» вводится единая система аккредитации. Порядок аккредитации органов, выполняющих работы по обязательному подтверждению соответствия, устанавливается Правительством РФ. До вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ действует порядок аккредитации, установленный федеральными органами исполнительной власти для созданных ими систем обязательной сертификации. При этом документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), действительны до окончания срока, установленного в них. Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа: 1.Этап подачи заявки. 2.Этап проведения экспертизы. 3.Этап решения по аккредитации. 4.Этап инспекционного контроля.
6. Схемы сертификации
и схемы декларирования В соответствии с Законом «О техническом регулировании» правила проведения и схемы оценки соответствия устанавливаются исключительно в технических регламентах и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем. Сертификация осуществляется в соответствии со схемами, которые определяются системами сертификации однородной продукции. Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным нормам, а именно: – испытания; – сертификацию системы качества; – инспекционный контроль; Существуют следующие схемы сертификации и декларирования. 1. Заявитель приводит собственные доказательства соответствия в техническом файле и принимает декларацию о соответствии. 2. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания типового образца продукции. Заявитель принимает декларацию о соответствии. 3. Орган по сертификации сертифицирует систему качества на стадии производства. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания типового образца продукции. Заявитель принимает декларацию о соответствии. Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за системой качества. 4. Орган по сертификации сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания типового образца продукции. Заявитель принимает декларацию о соответствии. Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за системой качества. 5. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции. Заявитель принимает декларацию о соответствии. 6. Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания каждой единицы продукции. Заявитель принимает декларацию о соответствии. 7. Орган по сертификации сертифицирует систему качества на стадиях проектирования и производства. Заявитель проводит испытания образца продукции и принимает декларацию о соответствии. 8. Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за системой качества. Установление схем декларирования рекомендуется осуществлять экспертными методами в следующей последовательности:– выбор конкретной схемы; – детализация отдельных операций в рамках выбранных схем с учетом специфики продукции, особенностей сектора потребления. |
7. Обязательная и добровольная сертификация. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Основным документом законодательства РФ в области сертификации являлся до 01.07.2003 г. был Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов. Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления. Закон определял общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательном сертификации, состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности, Участниками обязательной сертификации являются государственные органы управления, центральные органы системы сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.
8. Порядок проведения сертификации продукции. Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации. Сертификация осуществляется по типовой последовательности процедур и состоит из следующих этапов. Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заявителем органа по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации.Решение по заявке также имеет определенную форму. В ней указываются все основные условия сертификации, в том числе схема сертификации, наименование испытательной лаборатории для проведения испытаний или их перечень для выбора заявителем, номенклатура нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация. Этап оценки соответствия имеет свои особенности в зависимости от объекта сертификации. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверки системы качества в органе по сертификации. При сертификации продукции заявитель представляет в орган документы, указанные в решении по заявке, и протокол испытаний образцов продукции из испытательной лаборатории. После этого принимается решение о выдаче сертификата соответствия или проведении недостающих испытаний. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. При положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъявляемых к объекту сертификации, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом, который проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации в течение всего срока действия сертификата, – обычно один раз в год в форме периодических проверок.
9. Правила использования знака соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р. В соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" на территории Российской Федерации в каждой системе обязательной сертификации применяют знак соответствия, зарегистрированный Госстандартом России в установленном им порядке ("Правила государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации"). Знак соответствия является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведенном обязательном подтверждении соответствия путем сертификации либо принятия декларации о соответствии продукции, маркированной этим знаком. Форма и размеры знаков соответствия, применяемых при обязательной сертификации в соответствующих системах сертификации (далее - знаки соответствия), а также технические требования к их изображениям устанавливаются в организационно - методических документах этих систем или в других нормативных документах (например, в государственных стандартах). Знак соответствия, применяемый на основании декларации о соответствии, должен иметь отличия от знака соответствия, применяемого на основании сертификата соответствия (дополнительные элементы или отсутствие некоторых элементов изображения). Применением знака соответствия по прямому назначению согласно документу, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3, считается маркирование им непосредственно продукции и (или) ее упаковки (тары), сопроводительной технической документации, поступающей к потребителю при реализации. Применением может являться также использование знака соответствия в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств для его воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот. Основанием для применения декларантом знака соответствия является зарегистрированная в органе по сертификации декларация о соответствии на данную продукцию. |
10. Сертификация средств В соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" в России создана Система сертификации средств измерений, которая носит добровольный характер и удостоверяет соответствие измерительных средств заявителей метрологическим правилам и нормам. При организации Системы принимались во внимание и в большой степени учитывались нормативные документы международных организаций ИСО, МЭК, ИЛАК, Системы сертификации ГОСТ Ρ и Системы сертификатов МОЗМ. Система сертификации средств измерений предусматривает: • добровольную сертификацию средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам по любым видам измерений; • разработку, ведение и актуализацию нормативных документов, устанавливающих метрологические правила и нормы на средства измерений; • разработку, ведение и актуализацию типовых программ испытаний для целей сертификации средств измерений; • апробирование и утверждение в процессе сертификации методик калибровки средств измерений, а также подготовку предложений по межкалибровочным интервалам; • аттестацию методик выполнения измерений с помощью сертифицированных средств измерений; • создание разветвленной сети аккредитованных по видам измерений органов по сертификации средств измерений и испытательных лабораторий (центров) конкретных групп средств измерений; • осуществление сотрудничества с национальными метрологическими службами стран по взаимному признанию аккредитации органов, лабораторий (центров), сертификатов соответствия, знаков соответствия, а также результатов сертификации средств измерений. Основные цели: • обеспечение единства измерений; • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности средств измерений. Основные задачи Системы: • проверка и подтверждение соответствия средств измерений установленным в распространяющихся на них нормативных документах метрологическим нормам и требованиям; • проверка обеспеченности сертифицируемых средств измерений методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных Госстандартом России эталонов; • проверка соответствия средств измерений дополнительным требованиям, указанным заявителем. Сертификацию средств измерений осуществляют аккредитованные органы по сертификации средств измерений с учетом результатов испытаний, проведенных аккредитованными на техническую компетентность и независимость испытательными лабораториями (центрами). Сертификат соответствия выдает заявителю Центральный орган Системы или орган по сертификации на основе лицензионного соглашения с Центральным органом; они устанавливают и срок действия сертификата. Центральный орган Системы организует инспекционный контроль за работой аккредитованных органов по сертификации. Порядок проведения сертификации в общем случае включает: • представление заявителем в Центральный орган заявки на проведение сертификации; • рассмотрение заявки и принятие по ней решения; • направление заявителю решения по заявке; • проведение испытаний; • сертификацию производства или системы качества, если это предусмотрено принятой схемой сертификации; • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия; • регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия; • информацию о результатах сертификации. Сертификация 1.Сущность сертификации и основные определения: "сертификация соответствия», «сертификат соответствия», «знак соответствия». 2. Нормативная база сертификации в РФ. Значение сертификации в решении проблемы повышения качества продукции. 3. Основные цели
и принципы Системы 4. Организационная
структура Системы 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров. 6. Схемы сертификации
и схемы декларирования 7. Обязательная и добровольная сертификация. 8. Порядок проведения сертификации продукции. 9. Правила использования знака соответствия в Системе сертификации ГОСТ Р. 10. Сертификация средств измерений. 11. Законодательные
и нормативные основы 12. Цели и задачи сертификации. Современные тенденции развития сертификации. 13. Государственный реестр системы сертификации. 14. Роль сертификации
в обеспечении качества 15. Способы информирования о соответствии. 16. Помещения, испытательное
оборудование, средства измерения,
нормативная документация и 17. Особенности
организации обязательной и 18. Формы подтверждения соответствия: добровольная сертификация, декларирование соответствия, обязательная сертификация. 19. Объекты сертификации - продукция (услуги), процессы, системы менеджмента качества. 20. Задачи сертификации с точки зрения межгосударственных, политических, торгово-экономических и социальных экономических отношений. 21. Задачи и функции
федерального органа 22. Испытательные лаборатории и предъявляемые к ним требования. 23. Административная и организационная структура органа по сертификации, система управления документацией и система обеспечения качества работ по сертификации. 24. Система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. 25. Контроль деятельности
аккредитованных органов по 26. Сертификат соответствия. Знак обращения па рынке. Знак соответствия. 27. Схемы сертификации в сфере услуг. Применение схем сертификации в сфере услуг. 28. Цели и объекты сертификации в сфере услуг. 29. Этапы проведения сертификации услуг. 30. Обязательная сертификация услуг. 31. Сертификация в сфере туристской индустрии. |
11. Законодательные и нормативные основы сертификации в РФ. Основные положения Федерального Закона «О техническом регулировании» по сертификации. Полномочия Госстандарта России в области сертификации определяются: - Постановлением Правительства РФ № 498 от 07.05.99 г.; - Законом "0 сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. № 5151-1; - Законом "О защите прав потребителей" от 17 февраля 1992 г. (редакция от 17.12.99 г.); - "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда" от 06 августа 1993 г. № 5600-1. Основным документом законодательства РФ в области сертификации являлся до 01.07.2003 г. был Закон РФ "О сертификации продукции и услуг". Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему: I. Техническое законодательство
– правовая основа ГСС. Оно
представляет совокупность II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стандартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г. IV .Стандарты предприятий
и технические условия Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура. Центральный орган системы сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции. Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции. Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее – испытательная лаборатория). Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий) – проверка, осуществляемая с целью установления продолжения соответствия продукции заданным требованиям, подтвержденным при ее сертификации. Заявитель – предприятие, организация, лицо, обратившиеся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации. Способ (форма, схема) сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (далее – схема сертификации). Идентификация продукции – процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции, требованиям, предъявляемым к данному виду продукции (в нормативной и технической документации, в информации о продукции).
13. Государственный реестр системы сертификации. Государственный реестр системы сертификации начал формироваться в 1990 г. как реестр аккредитованных испытательных лабораторий и центров. Перечень испытательных лабораторий, зарегистрированных в системе сертификации ГОСТ Р по состоянию на первое января, публикуется ежегодно. Информация представляется по регионам, Москве и Московской области. Она содержит следующие данные; наименование лаборатории; виды испытываемых объектов; адрес, телефон; регистрационный номер, срок действия аттестата аккредитации. В архиве хранятся дела, содержащие более полную информацию. Одновременно с формированием реестра испытательных лабораторий и центров формировался реестр органов по сертификации продукции. Содержание информации об органах по сертификации аналогично содержанию информации об испытательных лабораториях, и также более полная информация имеется в архивных делах. Вопросы ведения Государственного реестра (Госреестра) регламентируются документами Госстандарта России "Положение о Государственном реестре» и "Правила по сертификации Временный порядок ведения Государственного реестра объектов Системы сертификации ГОСТ Р" Госреестр представляет собой совокупность информации в электронном виде и фонд документов о системах, объектах и участниках сертификации, зарегистрированных с целью придания им юридической силы. Объектами регистрации являются системы сертификации, действующие в Российской Федерации, и их знаки соответствия, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и следующие объекты Системы сертификации ГОСТ Р: документы системы; системы сертификации однородной продукции; центральные органы по сертификации; органы по сертификации; испытательные лаборатории; сертификаты соответствия и декларации о соответствии. |
12. Цели и задачи сертификации.
Современные тенденции Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Цели сертификации
: Основные задачи сертификации можно сформулировать следующим образом: - сертификация соответствия должна предотвратить поступление на наш рынок некачественных товаров и сделать невозможными ввоз оборудования, не соответствующего требованиям современных мировых стандартов; - сертификация услуг позволяет ориентироваться в их уровне как при взаимоотношениях внутри страны, так и при выполнении международных работ; - сертификация должна способствовать проникновению на мировой рынок отечественных товаров, оборудования и услуг, соответствующих международным нормам; - сертификация должна способствовать повышению уровня унификации и агрегатирования оборудования отечественных производителей. Сертификация считается основным достоверным способом, доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия. Более частным понятием оценок соответствия считают контроль, который рассматривают как оценку соответствия путем измерения конкретных характеристик продукта. В оценке соответствия наиболее достоверными считаются результаты испытаний "третьей стороны". Третья сторона - это лицо или орган, признанный независимым ни от поставщика (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона).
14. Роль сертификации
в обеспечении качества В условиях рыночной экономики качеству продукции уделяется все большее внимание. Качество продукции характеризуется многими показателями: показатели технического назначения, надежности, экономного использования ресурсов, эргономические, эстетические, экологические, безопасности. Некоторые из них, такие как показатели безопасности, а также экологические, эргономические, относятся к обязательным требованиям при производстве и эксплуатации продукции и учитываются при обязательной форме подтверждения соответствия. Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования, либо продукция, которая может сертифицироваться на соответствие другим требованиям (не обязательным к выполнению). В результате добровольной сертификации ограничивается доступ на рынок некачественной продукции за счет проверки показателей надежности, экономичности и т.д. К объектам добровольной сертификации относятся системы менеджмента качества, которые сертифицируются на соответствие международным стандартам серии ИСО 9000. В данных стандартах установлены требования к процессам управления качеством на предприятиях, заложены такие показатели как анализ и улучшение качества, оптимальное управление ресурсами для достижения целей по качеству, ответственность руководства за управлением качеством. Сертификация систем менеджмента качества приводит к улучшению качества продукции, удовлетворению требований потребителя, повышению ответственности за качество и т.д. Сертификация в РФ, как и в других странах, основывается на нормативно-правовой базе, включающей международные, региональные и национальные акты. В РФ сертификация как обязательная программа защиты прав потребителя законодательно была введена в действие законом РФ "О защите прав потребителей'' в 1992 г. Согласно закону РФ "О защите прав потребителей" и общепринятой международной практике, ответственность за соответствие товара требованиям законодательных актов и стандартов несет изготовитель: продавец отвечает за наличие сертификата реализуемой продукции, испытательная лаборатория за достоверность и объективность испытаний, а орган по сертификации за правильность выдачи сертификата.
31. Сертификация в сфере туристской индустрии. Внимание российского законодательства к туризму объясняется несколькими причинами. Во-первых, как видно из Общероссийского классификатора услуг, разработчики его не предусмотрели значительного увеличения спроса на поездки в зарубежные страны. Нормативные документы классифицируют туризм на въездной, выездной и внутренний. Но все положения, касающиеся туризма, были ориентированы на внутренний туризм. Под въездным туризмом понимаются путешествия в пределах России лиц, не проживающих постоянно в стране. Внутренний туризм — это путешествия в пределах России граждан, постоянно проживающих в стране. А выездной туризм трактуется как путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну. Согласно Закону РФ «Об основах туристической деятельности в РФ», туроператоры и турагентства обязаны предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях выбранного ими путешествия, об опасностях, с которыми они могут встретиться, и предусмотреть превентивные меры по обеспечению безопасности туристов. Туристические фирмы (турагенты) несут основную ответственность перед клиентами, так как именно они заключают договор с клиентами на предоставление туристических услуг. В случае нарушения договора в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» именно турагент является ответчиком в суде и возмещает все виды ущерба по иску клиента. Цели сертификации в данной области — защита потребителей туристических услуг от недобросовестной деятельности организаций, которые их предлагают; защита жизни, здоровья и имущества туриста; подтверждение заявленных показателей качества туристского обслуживания; формирование благоприятной общественной, правовой и экономической среды для интенсивного развития туристического и гостиничного бизнеса; выработка мер государственной поддержки туризма как важного сектора экономики. |
15. Способы информирования о Любая система сертификации использует стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. В системах сертификация третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре. Сертификат соответствия — это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, а также отдельным разделам или конкретным характеристикам продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечить возможность сравнения ее с результатами испытаний, на основе которых он выдан. Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаком соответствия маркируется товар и в том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта . Обычно в системах сертификации действуют правила по применению знака соответствия или национальные стандарты, регламентирующие применение знака соответствия государственному стандарту. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации. К стандартам, используемым для целей сертификации, предъявляются определенные требования, которые учитывают технические комитеты организаций, занимающихся стандартизацией. Прежде всего, если разрабатываемый стандарт предназначен для использования при сертификации, в состав технического комитета, помимо представителей всех заинтересованных сторон, должны быть включены специалисты, имеющие опыт работы в области сертификации. В разделе стандарта "Область применения" должно быть указание о применении его для целей сертификации. В стандарт включаются только те характеристики, которые могут быть объективно проверены. Если при сертификации третьей стороной необходимо установить методы контроля производственных процессов, такие требования включаются в специальные правила и программы сертификации, основанные на стандарте. Стандарт должен устанавливать последовательность проведения испытаний, если это влияет на их результаты. Более предпочтительными считаются методы неразрушающих испытаний. Если сертификация проводится с целью доказательства безопасности изделия (основной аспект сертификации), применяются стандарты, в которых регламентируются характеристики и нормы безопасности. Это могут быть и специально разработанные для данной цели нормативные документы. Так, при сертификации на безопасность изделий электронной техники, бытовых электротехнических товаров используются международные стандарты по безопасности МЭК. Если изделие сертифицировано на безопасность, то оно может маркироваться специальными знаками соответствия, которые относятся либо к конкретным видам продукции, например, электротехническим бытовым приборам , либо имеют более общий характер, т.е. информируют потребителя о безопасности многих видов товаров.
16. Помещения, испытательное
оборудование, средства измерения,
нормативная документация и Испытательная лаборатория должна быть компетентной для проведения соответствующих испытаний. При отсутствии установленного метода испытания необходимо документально оформить соглашение между заказчиком и лабораторией о применяемом методе испытания. Испытательная лаборатория должна иметь: - организационную структуру, обеспечивающую для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий (обязанностей и ответственности); - технического руководителя,
который несет ответственность
за выполнение всех - документированное Положение, содержащее описание организации деятельности лаборатории, распределение обязанностей сотрудников, а также другие сведения об организации работы лаборатории (выполняемых функциях, взаимодействии с другими организациями и др.). Испытательная лаборатория должна располагать достаточным числом специалистов, имеющих соответствующее образование и квалификацию, и обеспечивать постоянное обучение и повышение квалификации персонала. Специалисты и эксперты, непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть аттестованы в установленном порядке на право их проведения. Помещение и оборудование: Испытательная лаборатория должна быть оснащена оборудованием, а также расходными материалами для правильного проведения испытаний и измерений, что требуется для признания ее компетентности. Испытательное оборудование, средства измерений и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, нормативных документов на методы испытаний. Помещения для проведения испытаний должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенные температуры, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Помещения для испытаний должны быть оснащены необходимым оборудованием и источниками энергии и при необходимости устройствами для регулирования условий, в которых проводятся испытания. Оборудование лаборатории, в том числе и средства измерений, должно использоваться по назначению, документация по его эксплуатации и техническому обслуживанию должна быть доступна. Неисправное оборудование, которое дает при испытаниях сомнительные результаты, должно быть снято с эксплуатации и этикетировано соответствующим образом, указывающим на его непригодность. Каждая единица оборудования для испытания или измерения должна иметь регистрационную карточку, содержащую следующие сведения: - наименование оборудования; - наименование изготовителя (фирмы), тип (марка), заводской и инвентарный номер; - даты получения и ввода в эксплуатацию; - месторасположение в настоящее время - в случае необходимости; - состояние на момент получения (новое, изношенное, с продленным сроком действия и т. п.); - данные о ремонте и обслуживании; - описание всех повреждений или отказов, переделок или ремонта. |
17. Особенности организации Обязательная сертификация 1. Обязательная сертификация
осуществляется органом по сертификации
на основании договора с заявителем. Схемы
сертификации, применяемые для сертификации
определенных видов продукции, устанавливаются
соответствующим техническим регламентом. - информацию об объекте сертификации,
позволяющую идентифицировать этот объект;-
наименование технического регламента,
на соответствие требованиям которого
проводилась сертификация; - информацию
о проведенных исследованиях (испытаниях)
и измерениях; - информацию о документах,
представленных заявителем в орган по
сертификации в качестве доказательств
соответствия продукции требованиям технических
регламентов; - срок действия сертификата
соответствия. Добровольная сертификация Система добровольной сертификации
может быть создана юридическим лицом
и (или) индивидуальным предпринимателем
или несколькими юридическими лицами
и (или) индивидуальными предпринимателями. Добровольная сертификация проводиться по инициативе заявителей в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Создать систему добровольной сертификации может не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Это изменение по отношению к Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» отражает предпринимательский характер этой формы сертификации. Декларирование соответствия Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В отличие от сертификации декларирование осуществляется первой стороной, как правило, изготовителем. Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью: 1.придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия; 2.снижение затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; 3.ускорение товарооборота; 4.создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России в ВТО. Декларирование как форма подтверждения соответствия со «слабой» доказательной базой распространялась до сих пор лишь на малоопасную продукцию, а для опасной применялась обязательная сертификация как более жесткая форма подтверждения соответствия, осуществляемая третьей стороной. Декларирование соответствия осуществляется по двум схемам: принятие декларации о соответствии на основании: а) собственных доказательств; б) собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и/или аккредитованной ИЛ (центра), далее – третья сторона. Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов. Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления. Закон определял общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательном сертификации, состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности, Участниками обязательной сертификации являются государственные органы управления, центральные органы системы сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции. |
19. Объекты сертификации - продукция (услуги), процессы, системы менеджмента качества. Сертификация продукции делится на следующие этапы: 1) подается заявка на сертификацию; 2) заявка анализируется и по ней принимается заключение; 3) проводится отбор образцов и их проверка; 4) полученные данные 5) в случае положительного
результата выдается 6) проведение проверки за сертифицированной продукцией. Сертификат действует до трех лет. Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия (осуществляется изготовителем). Сертифицированная продукция подлежит обязательному инспекционному контролю в ходе всего срока действия сертификата. Сертификация услуг. Объектами сертификации услуг могут выступать: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, осуществляющий услугу. Участники системы сертификации услуг: Госстандарт РФ (руководящий орган); центральные органы; методические органы; испытательные лаборатории; аккредитованные органы посертификации. Схемы сертификации услуг включают: оценку оказания услуги; проверку оказанной услуги; инспекционный контроль за сертифицированными услугами. Сертифицированную проверку услуг осуществляют эксперты аудиторы на месте оказания услуги. Сертификат соответствия оформляется в случае положительного итога проверки, а при отрицательных итогах выдается постановление об отказе. Сертификация систем менеджмента качества Под системой менеджмента качества в стандартах ИСО 9000 понимается часть системы управления предприятием, базирующаяся на документированных процедурах управления и выполнения бизнес-процессов. Сертификация систем менеджмента качества — это высокоэффективный рыночный инструмент, так как сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик). Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются: • проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции; • предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции. Организационную структуру государственной системы сертификации образуют: • национальный орган России по сертификации (Госстандарт РФ); • органы по сертификации конкретной продукции и (или) в регионах; • аккредитованные испытательные лаборатории (центры); • изготовители и (или) поставщики продукции.
20. Задачи сертификации с точки зрения межгосударственных, политических, торгово-экономических и социальных экономических отношений. Перспективные задачи сертификации отражены в "Концепции совершенствования сертификации и перехода к механизму оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг". Этот документ разработан ВНИИС и Управлением сертификации Госстандарта РФ. Его принятию предшествовал всесторонний анализ практики российской сертификации в плане подготовки России к вступлению в ВТО. - защита потребителей от недобросовестных производителей и продавцов некачественной или фальсифицированной продукции; - информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных лиц о требованиях, стандартах, необходимых для сертификации; - содействие обеспечению защиты прав потребителей. Несмотря на довольно высокую степень гармонизованности с международными правилами и нормами, российские системы сертификации отличаются рядом организационных недостатков. Кроме того, в России не используется такая широко признанная форма подтверждения соответствия, как заявление-декларация изготовителя. В целом главные недостатки российской сертификации, по мнению Госстандарта РФ, состоят в "избыточности" сертификации и неэффективных организационных принципах. задачи сертификации в международной торговле основаны на средствах нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте и содействию успеху изготовителей-экспортеров на внешних рынках. Для изготовителя-экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе. задачи сертификации в международной торговле имеют особое значение для развития системы сертификации в РФ. Введение предтаможенной инспекции позволит решить такие задачи сертификации, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества. В ближайшей перспективе необходимо установить перечень товарных групп, подлежащих обязательной инспекции и сертификации, и порядок ее введения по товарным группам, утвердить единую форму сертификата для внешней торговли. На мировом рынке услуг имеется немало специализированных независимых фирм, которые занимаются инспекцией качества и количества товаров. Некоторые из них подтвердили готовность участвовать в сертификации экспортируемых товаров на территории России, а также высказали намерение оказать содействие по интеграции российской системы сертификации. Согласно международным правилам сертификаты, выдаваемые известными инспекционными фирмами, признаются как в стране происхождения товара, так и за рубежом. Уже имеется опыт проведения пробных проверок в портах России на коммерческой основе. |
21. Задачи и функции федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, федеральных органов исполнительной власти, центральных органов системы сертификации, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт, как национальный орган по техническому регулированию, осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируется выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и др. В соответствии с соглашением федеральный орган может: – проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей ответствующих сертификатов и знаков соответствия; – входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, определяет порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за их представление. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Важной задачей федеральных органов исполнительной власти России является поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедривших ССМК. В этом плане заслуживает внимания постановление Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».
22. Испытательные лаборатории и предъявляемые к ним требования. Системы сертификации пользуются услугами испытательных лабораторий. Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Общие требования к испытательным лабораториям следующие: • обладание статусом юридического лица; • включение в организационную структуру системы обеспечения качества, позволяющей выполнять функции на соответствующем уровне; • готовность продемонстрировать умение проводить испытания оценивающему ее компетентность органу; • исключение возможности оказать на сотрудников давление с целью влияния на результат испытаний; • осведомленность каждого сотрудника о своих правах и обязанностях; • наличие руководителя, отвечающего за выполнение всех технических задач; • действие правил безопасности и мер, обеспечивающих соблюдение секретности информации и защиту прав собственности; • соответствие образования, профессиональной подготовки, технических знаний и опыта сотрудников лаборатории возложенным на них заданиям и обязанностям; • обеспеченность оборудованием или доступ к оборудованию, необходимому для проведения испытаний надлежащим образом. Измерительное и испытательное оборудование подлежит калибровке на соответствие общепризнанным эталонам. В других случаях лаборатория обязана представлять убедительные доказательства результатов испытаний; • использование стандартных методов испытаний и процедур. Если же лаборатория вынуждена пользоваться нестандартными методами, они должны быть документированы; • наличие надлежащим образом оборудованного помещения для испытаний, защищенного от влияния окружающей среды на результаты испытаний; • обеспечение мер предосторожности, предотвращающих отрицательное влияние на результаты испытаний при хранении, транспортировке, подготовке образцов к процедуре испытания; • представление результатов испытаний при оформлении отчета об испытаниях в форме, ясной и понятной для заказчика; • готовность к выполнению различных дополнительных требований, если они имеют место при ее аттестации. Могут потребоваться дополнительные сведения, например, информация о регионе, обслуживаемом лабораторией; данные о заказчиках; подробные сведения о признании лаборатории теми или иными организациями и т.д.
23. Административная и организационная структура органа по сертификации, система управления документацией и система обеспечения качества работ по сертификации. Организационная структура включает: руководителя; заместителя руководителя; группу сертификации услуг и инспекционного контроля; группу формирования и актуализации фонда НД, ведения архива и реестра; обеспечение группы финансово-бухгалтерские, информационные, юридические, кадровые. Руководитель: осуществляет формирование политики в области качества и доведение ее до всех сотрудников органа; осуществляет реализацию мероприятий; утверждает документы; принимает решения о выдаче сертификатов соответствия. Группа сертификации услуг и инспекционный контроль осуществляет: рассмотрение заявок на сертификацию услуг, подготовку решения по ним. Группа формирования и актуализации фонда НД, ведения архива и реестра осуществляет: ведение реестра сертификационных услуг и подготовку для публикации сведений о результатах сертификации. В состав группы сертификации услуг и инспекционного контроля входят обученные, аттестованные и занесенные в Государственные реестр эксперты по сертификации услуг. |
24. Система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий – процедура, по результатам которой аккредитующий орган выдаёт аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и др. объектов. Аккредитация осуществляется в целях: подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Аккредитация субъектов, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов: добровольности; открытости и доступности правил аккредитации; компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимости: ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия, установления пределов действия документов об аккредитации на отд. территориях; обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» вводится единая система аккредитации. Порядок аккредитации органов, выполняющих работы по обязательному подтверждению соответствия, устанавливается Правительством РФ. До вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ действует порядок аккредитации, установленный федеральными органами исполнительной власти для созданных ими систем обязательной сертификации. При этом документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), действительны до окончания срока, установленного в них.
25. Контроль деятельности
аккредитованных органов по Аккредитация предприятия в качестве испытательных лабораторий может являться официальным признанием только ее технической компетентности в проведении испытаний. При этом, испытания для целей сертификации допускается проводить лишь под контролем представителей органа по сертификации соответствие средств защиты информации. Аккредитация производства только при наличии у указанных органов и лабораторий лицензий на соответствующие виды деятельности. Аккредитацию предприятий осуществляет Государственная техническая комиссия при Президенте РФ(Гостехкомиссия России).Контроль может осуществляется путем: периодических проверок; предоставления предприятием регулярной информации о качестве проводимых им испытаний, о результатах периодичных внутренних проверок системы обеспечения качества испытаний, о претензиях клиентов; любых других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что предприятие в течении срока действия Аттестата аккредитации соответствия требованиям, предъявленным к нему при аккредитации. Условия контроля для каждого предприятия определяется в соответствующем Положении об органе по сертификации (испытательная лаборатория) при принятии решения по его аккредитации. Расходы на проведение всех видов работ по аккредитации предприятий в качестве испытательных лабораторий и органа по сертификации, по осуществлении контроля и надзора за их деятельностью оплачиваются заявителями в порядке, установленном Гостехкомиссией России по согласованию с Министерством финансов РФ. Аккредитация предприятия может быть досрочно отменена в следующих случаях: несоответствия предприятия требованиям, предъявляемым к аккредитованным предприятиям; самостоятельное решение аккредитованного предприятия о досрочном прекращении действия аккредитации. Предприятие может в течении 15 дней опротестовать решение по любым вопросам аккредитации в Госарбитраже России.
26. Сертификат соответствия. Знак обращения па рынке. Знак соответствия. Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, а также отдельным разделам или конкретным характеристикам продукта, что четко оговаривается в самом документе. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечить возможность сравнения ее с результатами испытаний, на основе которых он выдан. Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Обычно в системах сертификации действуют правила по применению знака соответствия или национальные стандарты, регламентирующие применение знака соответствия государственному стандарту. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов - статья 2 Федерального закона "О техническом регулировании". Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв "Т" (с точкой над ней) и "Р", вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину. Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено. СЕ-маркировка – это знак, означающий, что продукт соответствует требованиям Европейского Союза по безопасности продукции. Эти требования относятся ко всей продукции, которая распространяется на территории европейской экономической зоны. Сюда входит не только продукция, которая производится в Европе, но и та, которая импортируется в страны Европейского Союза. SGS может помочь производителям/импортерам в Европе и по всему миру оценить, соответствует ли их продукция европейским требованиям. SGS как Уполномоченный Орган, также может подтвердить это соответствие. Если продукт соответствует всем необходимым требованиям, то производитель/импортер должен заполнить и подписать Декларацию Соответствия. После этого СЕ-маркировка может наноситься на сам продукт и/или упаковку. |
27. Схемы сертификации в сфере услуг. Применение схем сертификации в сфере услуг. Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выполнения работы или оказания услуги; проверку результатов проведенной работы или оказанной услуги; инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами. Схемы сертификации услуг:
Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применяют, прежде всего, специфический вид стандарта на услугу – требования к обслуживающему персоналу. По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следующие критерии: – полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы); – метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса оказания услуг; – безопасность и стабильность процесс а; – профессионализм обслуживающего и рабочего персонала. Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.
28. Цели и объекты сертификации в сфере услуг. В России действуют системы по сертификации услуг в следующих областях: • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; центральный орган — Госстандарт РФ; • химчистка и крашение; центральный орган — Росбытсоюз; • туристские услуги и услуги гостиниц; центральный орган — Госкомитет РФ по физической культуре и туризму; • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; центральный орган - Министерство транспорта РФ; • общественное питание; центральный орган —Департамент торговли; • перевозка пассажиров автомобильным транспортом; центральный орган — Министерство транспорта РФ. Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняющий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги. Цели : защита потребителей услуг от недобросовестной деятельности организаций, которые их предлагают; защита жизни, здоровья и имущества; подтверждение заявленных показателей качества обслуживания; формирование благоприятной общественной, правовой и экономической среды для интенсивного развития сферы услуг; выработка мер государственной поддержки сферы услуг как важного сектора экономики.
29. Этапы проведения сертификации услуг. Услуги проходят исключительно добровольную сертификацию. В рамках Системы сертификации ГОСТ Р действуют Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг (далее – Система). Сертификация услуг в Системе проводится аккредитованным ОС по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем. Сертификация услуг предусматривает семь этапов: 1) подача заявки на сертификацию; 2) рассмотрение и принятие решения по заявке; 3) выбор схемы сертификации; 4) оценка соответствия
услуг установленным 5) принятие решения о
возможности выдачи 6) выдача сертификата; 7) инспекционный контроль; сертифицированных услуг.
30. Обязательная сертификация услуг. Обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в России на основании законов:
Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняющий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги. Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ». Согласно этому документу в состав участников системы сертификации услуг могут входить:
|
Информация о работе Шпаргалка по "Сертификации, стандартизации и метрологии"