Шпаргалка по "Системному анализу в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Системному анализу в экономике"

Файлы: 1 файл

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Если в системе  превалировала эффективная норма, то после сильного возмущения (не меняющего, однако, структуру множества равновесий) она может попасть в институциональную  ловушку, и тогда уже останется в ней даже при снятии возмущения.

Это так называемый эффект гистерезиса — типичное явление  для процессов формирования норм и, в частности, институциональных  ловушек.

Структура устойчивых норм существенно зависит от трансформационных  издержек, связанных с ликвидацией старых институтов. Их наличие ведет к возникновению новых устойчивых состояний — смешанных норм поведения. В смешанном равновесии преимущества одной нормы над другой нивелируются из-за издержек трансформации. При этом типичной является потеря асимптотической устойчивости при возмущениях, превышающих некоторый порог. В этом смысле имеется аналогия между трансформационными издержками и трением покоя в механике. Некоторые смешанные равновесия могут быть эффективными, а другие — нет, образуя целый спектр институциональных ловушек.

Увеличившиеся под действием эффекта сопряжения издержки трансформации могут поддерживать изначально неэффективную норму  даже в том случае, когда эффект координации перестает действовать. Единожды попав в институциональную ловушку, система выбирает неэффективный путь развития, причем со временем переход на эффективную траекторию может оказаться уже нерациональным.

Яркий пример неэффективного технологического развития приведен в  работе П.Дэвида. Он исследует, чем обусловлено стандартное расположение букв английского алфавита на клавиатуре компьютеров. На первых пишущих машинках оно было выбрано из случайных соображений, в частности, в верхний ряд были поставлены буквы, необходимые коммивояжеру, чтобы в присутствии потенциальных покупателей напечатать «type writer». Через 65 лет, когда было предложено расположение букв, обеспечивающее более высокую — на 20-40% — скорость печати, для перехода на новую систему, пришлось бы переучивать всех машинисток, освоивших уже скоростной метод.

Массовость  этой профессии способствовала сокращению затрат на обучение одной машинистки, в результате переход на технически более совершенную систему оказался нерациональным. Описанный процесс  нетрудно интерпретировать, как результат  действия эффектов обучения, сопряжения и кооперации (Дэвид говорит о «технической взаимосвязан­ности» и «экономии на масштабе»).

 

Контрольное задание 3

Задание 3 по теоретической части. Тема: «Процедуры системного анализа».

Т.3.1. Характеризуйте процедуру целеполагания.

целеполагание — это совокупность процедур; позволяющих  описать в том или ином виде цели системы. Чем более точно  дано описание цели системы, тем более  точной окажется оценка эффективности  управления. Реальные механизмы целеполагания  имеют сложное строение и формируются, как правило, в виде древовидных графов.

Идея метода дерева целей впервые была предложена У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Японские ученые Месарович М., Мако Д., Такахара И. отмечают иерархический  характер целей и основным принципом построения дерева целей считают принцип системного анализа и принцип декомпозиции цели на подцели при переходе от одного уровня к другому, а в этом случае структура дерева целей представляется в виде многоуровнего града целей. Путь к достижению сложной цели, требующей для решения последовательного достижения ряда промежуточных результатов, изображается в виде ветвящейся древовидной структуры путей к этим промежуточным результатам. Наибольший объем информации содержат элементы верхних и самых нижних уровней деревьев целей (общие цели системы и конкретные средства реализации).

Как правило, термин «дерево целей» используются для  иерархических структур, имеющих  отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий.

При построении дерева целей используются принципы:

- соподчиненности  целей, вытекающей из иерархического  построения производственных систем, а также иерархии целей по  степени срочности и важности;

- развертываемости, т.e. разделение каждой цели данного уровня на цели нижележащего уровня;

соотносительной важности целей, заключающейся в  том, что цели одного и того же уровня могут иметь разное значение для  достижения цели вышестоящего уровня.

 Построение  дерева целей можно проводить различными способами. Рассмотрим один из них:

1. Используя  производственную информацию о  возникновении объекта исследования, экспериментальные данные содержательного  описания, иерархическую модель  объекта (дерево системы), провести  генерацию целей для объекта в целом и для каждого из его подсистем и элементов. Изложить цели на бумаге, проверить цели на однозначность понимания с заказчиком и согласования.

2. Разнести цели  по уровням иерархии и элементам  построенного дерева объекта.  Верхним уровнем считается уровень системы, включающий исследуемую в качестве подсистемы.

3. Для каждого уровня  иерархии последовательно снизу  вверх выделить группы зависимых  между собой целей. Стрелками  провести при необходимости горизонтальные  связи внутри одноуровневых групп элементов (если таковые будут).

 

Т.3.2. Характеризуйте процедуру декомпозиции.

Декомпозиция – это  процесс разделения общей цели проектируемой  системы на отдельные подцели  – задачи в соответствии с выбранной  моделью. Декомпозиция позволяет расчленить всю работу по реализации модели на пакет детальных работ, что позволяет решать вопросы их рациональной организации, мониторинга, контроля и т.д.

Алгоритмизация декомпозиции подразумевает описание каждого  этапа. Так, например, декомпозиция написания  программы подразумевает: создание модулей, которые в свою очередь представляют собой небольшие программы, взаимодействующие друг с другом по хорошо определенным и простым правилам.

На этапе декомпозиции задачи на подзадачи следует придерживаться трех правил:

- каждая подзадача должна иметь один и тот же уровень рассмотрения;

- каждая подзадача может быть решена независимо;

- полученные решения могут быть объединены вместе, позволяя решить исходную задачу.

 

Т.3.3. Характеризуйте процедуру измерений.

Понятия «шкала измерения», «тип шкалы», «допустимые преобразования» играют важную роль в теории измерений.

Существуют следующие  измерительные шкалы.

ДИХОТОМИЧЕСКАЯ ШКАЛА

Дихотомическая шкала, которая  позволяет отметить, относится ли данный объект к интересующей нас  группе или нет.

Две сравниваемые переменные X (семейное положение) и Y (отчисление из института) измеряются в дихотомической шкале.

ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ

Шкала наименований (номинальная), в которой числа используются исключительно с целью обозначения объектов. Кроме сравнения на совпадение, любые арифметические действия над числами, обозначающими имена объектов, бессмысленны. С помощью шкалы наименований часто отмечают, присутствует или отсутствует какой-то признак в объекте.

ШКАЛА ПОРЯДКОВ (РАНГОВЫЕ ШКАЛЫ)

Шкала порядков (ранговые шкалы), при измерении в которой мы получаем информацию лишь о том, в каком порядке объекты следуют друг за другом по какому-то свойству. Примером могут служить шкалы, по которым измеряются твёрдость материалов, «похожесть» объектов. К этой группе шкал относится большинство шкал, используемых в социологических и психологических исследованиях. Частным случаем шкал порядка являются балльные шкалы, используемые в практике спортивного судейства или оценок знаний в школе.

ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ

Шкала интервалов, в которой можно менять как начало отсчёта, так и единицы измерения.

Если упорядочивание объектов можно выполнить настолько точно, что известны расстояния между любыми двумя из них, то измерение оказывается значительно сильнее, чем в шкале порядка. Естественно выражать все измерения в единицах, хотя и произвольных, но одинаковых по всей длине шкалы. Следствием такой равномерности шкал этого класса является независимость отношения двух интервалов от того, в какой из шкал эти интервалы измерены (т.е. какова единица длины и какое значение принято за начало отсчёта). Если в одной шкале измеренные интервалы равны Δ1х и Δ2х, а во второй – Δ1y и Δ2у, то справедливо соотношение: Δ1x /Δ2х = Δ1y / Δ2у. В этой шкале только интервалы могут иметь смысл настоящих чисел, допускающих математические действия с ними. Примерами шкал интервалов могут быть шкалы для измерения температуры (Цельсия, Кельвина (К = 273 + С), Фаренгейта (F = 5/9C + 32)), давления, промежутков времени и т.п.

Допустимые  операции – определение интервала между двумя измерениями.

Над интервалами – любые арифметические или статистические операции.

ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ

Шкала отношений, в которой начало отсчёта неизменно, а единицы измерения можно изменять (масштабировать). Аксиомы аддитивности:

6°. Если А = Р и В > 0,то А + В > Р;

7°. А + В = В + А;

8°. Если A = P и B = Q, тo A + B = P + Q;

9°. (А + В) + С = А + (В + С).

Измерения в этой шкале  являются полноправными числами, с ними можно выполнять любые арифметические действия. Этот класс шкал обладает следующей особенностью: отношение двух наблюдаемых значений измеряемой величины не зависит от того, в какой из шкал произведены измерения, т.е. x1 /x2 = y1 /y2.

Примерами шкал отношений  являются шкалы для измерения  веса, длины и т.п.

АБСОЛЮТНАЯШКАЛА

Абсолютная шкала, результатом измерения в которой является число, выражающее количество элементов в множестве. В данной шкале начало отсчёта и единицы измерения неизменны. Числа, полученные по такой шкале, можно складывать, вычитать, делить, умножать – все эти действия будут осмысленными. Из перечисленных шкал абсолютная шкала является самой «сильной», а номинальная – самой «слабой». Действительно, из абсолютных данных можно узнать всё то, что могут дать любые другие шкалы, но не наоборот. Из того, что в группе А – 15 студентов, в группе В – 20, а в группе С – 30, можно узнать:

вА студентов  в 2 раза меньше, чем в С (шкала отношений);

в В студентов  на 10 человек меньше, чем в С (шкала интервалов);

вА студентов  просто меньше, чем в В и С (шкала порядка);

вА, В, С студентов не одно и то же количество (шкала наименований).

Использовать  только абсолютные шкалы не всегда целесообразно. Для получения информации о свойствах, измеряе-

мых в сильных  шкалах, требуются более совершенные (сложные, дорогие) измерительные приборы и процедуры. К тому же,

таких приборов и процедур для измерения многих характеристик просто нет. Например, можно выяснить, чего данному че-

ловеку хочется  больше – чая или кофе, но определить, насколько больше или во сколько раз, затруднительно.

 

Контрольное задание 4

Задание 4 по теоретической части. Тема: «Моделирование систем».

Т.4.1. Опишите синтаксис и назначение модели черного ящика.

Модель типа «черный ящик» отображает входы  и выходы системы без представления  информации о внутренних элементах  и связях системы. Такая модель особенно полезна при представлении систем на макроуровне, когда важным является провести анализ внешних связей системы с другими системами (например, связи предприятия с поставщиками и потребителями продукции). В контексте назначения системы модель «черный ящик» позволяет определить необходимые входные ресурсы и ожидаемые результаты работы предприятия и особенно важна при последовательном структурном анализе системы (как существующей, так и проектируемой). При составлении модели типа «черный ящик» важно учесть все входы и выходы системы, имеющие необходимое значение с точки зрения назначения системы. Средством построения модели «черный ящик» могут служить текстовые описания (например, в виде таблиц с графами «вход», «выход»); обобщенные блок схемы, в которых вся система отображается единым блоком; в терминах  теории множеств, перечисляя элементы входного множества Х и выходного множества Y.

 

Т.4.2. Опишите назначение и проблемы построения моделей состава и 

структуры социально-экономических систем.

Модель состава  – представляет информацию о внутреннем содержании системы, описывает, из каких  подсистем и элементов она  состоит. Построение модели состава  выполняется поэтапно на разных уровнях  детализации системы. Сначала выделяются наиболее крупные подсистемы, потом их функциональные составляющие – элементы подсистем и т.д. Разбиение системы на части при определении состава соответствует принимаемой точке зрения и цели использования модели.

 Модель структуры  предназначена для отображения  взаимосвязей (отношений) между элементами рассматриваемой системы. Модель структуры можно рассматривать как дополнение модели состава, которая воспроизводит элементы системы. Однако, как правило, перечень одних только отношений между элементами без самих этих элементов не делается. Поэтому модель структуры является наиболее полной моделью, характеризующей как состав основных элементов, так и взаимосвязи между ними. При построении модели структуры выделяются интересующие виды отношений, исходя из которых выбираются элементы, участвующие в этих отношениях. Распространенными отношениями являются следующие:

Информация о работе Шпаргалка по "Системному анализу в экономике"