Шпаргалка по "Системному анализу в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Системному анализу в экономике"

Файлы: 1 файл

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Метод аналогий — поиск возможных решений  проблем на основе заимствования  из других объектов управления.

Методы принятия управленческих решений на основе творческого  мышления (психологические методы)

Процесс творческого  мышления имеет пять стадий:

1. Подготовка  — сбор фактических данных. Используется  конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется

с различных  сторон, в разных ее формулировках.

2. Мыслительные  усилия — использование дивергентного  мышления, которое ведет либо  к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию). (Фрустрация — важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.)

3. Инкубация  — проблема остается в подсознании,  в то время как человек занимается  другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.

4. Озарение —  «вспышка», дающая возможность  решить рассматриваемую проблелгу.

5. Оценка — анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.

Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация  и озарение требуют свободы творчества и раскованности.

Поощряется  высказывание всяческих безумных идей, цель используемых методов — количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.

Одним из наиболее распространенных методов творческого мышления менеджера является метод «Брейнсторминга», или «Мозговая атака» («Мозговой штурм»). В отличие от методов, имеющих целью поиск единственно правильного решения проблемы, смысл метода «Мозговой атаки» заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без их оценки или выбора.

Автором этого  метода является А. Осборн, который  изобрел «Мозговую атаку» в 1950-х  гг. XIX в. Впоследствии данный метод  был развит Э. де Боно.

Менеджер может  пользоваться «Мозговыми атаками»:

для поиска новаторского решения;

в начале собрания, чтобы «растопить лед» между участниками;

для укрепления коллектива.

Существует  два способа проведения «Мозговой  атаки»: устный и письменный. Предпочтение отдается устному, так как он занимает меньше времени, но письменный — более основателен.

Для проведения успешной «Мозговой атаки» менеджер должен следовать определенным правилам:

необходимо  придерживаться строгих временных  рамок. Это означает, что она должна быть короткой (30 мин — при устном способе, 1 ч — при письменном способе);

число участников должно быть оптимальным: 6—12 чел. (при  устном способе) и 8 —12 чел. (при письменном способе);

нужно привлекать как можно больше разных людей, но следует помнить, что присутствие  высшего руководства может мешать;

сесть лучше  полукругом и не за столами (при устном способе) или за столами, расставленными в виде какой-нибудь латинской буквы (при письменном способе). Председатель может сидеть в любом месте, а  администратор должен стоять у плаката (при устном способе). Эти функции могут выполняться одним человеком (при письменном способе).

Как показывает практика, за один сеанс продолжительностью 1 ч можно получить более 200 идей (при  письменном способе), за один устный сеанс  продолжительностью 30 мин опытная группа может выдвинуть до 200 идей.

Проблема рассматривается  и идеи генерируются в атмосфере  раскованности и непринужденности. От вынесения суждения отказываются и поощряют все идеи, особенно безумные. Именно такие идеи, в сущности, и  служат отправными точками для выра-

ботки чего-то нового, имеющего большое практическое значение. Идеи свободно высказываются, происходит доброжелательный обмен мнениями.

Достоинством  этого метода является то, что ему  чужды предвзятость, рутина, стереотипы в мышлении, боязнь критики и скептического отношения со стороны руководства. Как показывает опыт применения этого метода, людям, не являющимся специалистами, легче генерировать идеи, поскольку они способны подходить к решению нестандартно. Все идеи и предложения принимаются во внимание независимо от авторства.

Главная цель —  разработка максимально возможного количества вариантов решения задачи.

Основным недостатком  метода «Мозговая атака» является тот  факт, что приходится оценивать все  идеи, а ведь многие из них довольно глупы или совершенно не относятся к рассматриваемому вопросу, и их приходится отбрасывать, чтобы оставить несколько действительно ценных.

При устном способе  организатор, он же председатель, обязан:

останавливать обсуждение, если все говорят одновременно;

давать высказываться  «тихим» участникам;

не допускать  оценки высказываний;

на разных стадиях  собрания еще и еще раз формулировать  постановку проблемы;

следить за тем, чтобы администратор записывал  каждую новую идею;

иметь готовые  предложения на случаи возникновения пауз;

сделать обзор  идей, когда их поток иссякнет;

завершить встречу.

Администратор обязан:

записывать  каждую идею;

составлять  их краткое содержание для включения  в общий список;

спрашивать  участников, что именно они имеют  в виду;

никогда не игнорировать идею, даже если чувствует, что она повторяет ранее высказанную;

не высказывать  своих идей.

При письменном способе реализации данного метода организатор на стадии изложения  информации и инструктажа должен сделать следующее:

правильно выбрать место проведения совещания и оборудовантте;

подобрать группу участников, обладающих широким кругозором. При этом не рекомендуется приглашать мыслящих излишне скептически. Нельзя приглашать посторонних наблюдателей, а также работников, сильно различающихся по служебному положению;

Последовательность  действий менеджера-инструктора при  организации «мозговой атаки»:

изложение проблемы. Инструктор должен осветить цели «мозговой  атаки» и цели решения проблемы. Он должен перечислить имеющиеся  ограничения в ресурсах и охарактеризовать те дости-. жения, которые в данной области уже сделаны:

предложение идей. Сначала должен быть обеспечен индивидуальный подход, при котором каждый участник думает самостоятельно, затем следует  групповая стадия, во время которой  участниками высказываются самые различные мысли;

отбор идей менеджером-инструктором. Предложенные идеи изучаются, происходит их селекция. Идеи выбираются для последую-.. щей их детализации и проработсси. Происходит преобразование этих -  идей в наиболее удобную для дискуссии форму;

организация углубленного развития отобранных идей всеми участниками  бреинсторминга. На этом этапе происходит детальная разработка конструктивных выводов и предложений.

Достаточно  широко используется в менеджменте  метод «Синек-тика». При этом методе, схожем с предыдущим, проблема рассматривается группой примерно из 9 чел. «Клиент», он же менеджер-инструктор, выдвигает проблему, объясняет ее, а «ученики» предлагают вариант ее решения. Несколько минут «клиент» его анализирует и говорит, что ему и нем нравится, а что нет. Затем выдвигаются новые предложения, которые также анализируются до тех пор, пока не будет найдено возможное решение. Периоды

времени, в течение  которых проводится этот метод, называются «сессии».

Еще один метод  творческого мышления менеджера при принятии решений «Разложение на части». При этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета и рассматривается каждая из них с целью усовершенствования. Обычно этот метод применяют в отношении материальных (вещественных) объектов. Каждую характеристику изучают и предлагают ее изменения.

Широко распространенным методом творческого мышления является метод, получивший название «Принудительные  взаимосвязи». При этом методе берутся  объекты или идеи и задается вопрос: «Сколько возможно иметь различных их комбинаций для получения нового объекта или идеи?» Этот метод используется, например, при разработке новых моделей мебели.

Очень известным и широко используемым является сегодня метод  «.Морфологический анализ». При этом методе все переменные заносят в матрицу и пытаются комбинировать их по-новому. Например, в случае, если нужна новая форма транспорта, можно составить список переменных. В упрощенном виде матрица имеет следующий вид: в левой колонке перечисляются объекты воздействия, а в верхней строке — возможные способы воздействия (мероприятия). Затем свободные клетки заполняются возможными воздействиями на объект какими-либо вариантами данного способа. Достоинством данного метода является то, что можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем систематически исследовать различные варианты.

Еще одним методом, используемым в менеджменте, является «Латеральное мышление и РО». В случае, если проблема изучается аналитически и необходимо в нее погружаться все глубже и вдаваться в все большие детали, речь идет о вертикальном мышлении. Творческое же мышление включает в себя рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят за пределы данной области — это латеральное, или боковое мышление. Специалист по менеджменту Э. Де Боно рекомендовал не спешить с суждениями и предварять идею буквами «РО», что означает: «Дайте этой идее шанс, не убивайте ее слишком быстро, она может привести к полезным идеям».

Распространенным методом, используемым в менеджменте, является метод «Опросныхлистов». Такие листы могут служить в качестве указателей идей. Они могут касаться конкретной области деятельности предприятия или быть общими, например: по маркетингу, дизайну, финансам и т.п. Широко используется так называемый опросный лист Осборна. Основными его подзаголовками являются следующие: использовать по другому назначению,

 приспособить, модифицировать, уменьшить, заменить, реорганизовать, комбинировать. Менеджер должен  знать, что опросные листы следует применять с осторожностью, так как они могут подавить творческие способности, ограничивая области опроса.

Метод «Дневных грез». Если длительная интенсивная работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому озарению.

Метод «Группового гения». Позволяет собрать в одной  группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого  мышления, образуя группу, способную  сочетать разные методы.

При проведении всех вышеперечисленных  методов следует соблюдать следующие  четыре правила:

1.         Воздерживаться от преждевременных  суждений — исключить преждевременную  критику какой-либо идеи.

2.         Быть раскованными.

3.         Стараться увеличить количество идей.

4.         Комбинировать и усовершенствовать  идеи, высказанные другими («перекрестное  опыление»).

 

Т.7.3. Объясните  понятие узкого места и подход к управлению по

принципу ведущего звена

«Узким местом», или ограничением, может быть все, что препятствует системе достичь своей основной цели или резко улучшить результаты ее деятельности. Существует множество способов, чтобы увидеть их, но центровой принцип Теории ограничений заключается в простой идее о том, что нужно найти не десять или сотни ограничений, а всего лишь одно или несколько самых важных для конкретной системы «узких мест». Они могут быть как внутри, так и снаружи системы.

Внутренние ограничения  – например, ограничение времени, когда время реагирования системы  на потребности рынка слишком велико, и это ставит под угрозу способность системы выполнить взятые на себя обязательства перед клиентами, а также расширить свой бизнес. 

Внешнее ограничение –  например, ограничение рынка: система  может производить больше, чем  рынок способен реализовать; или количества заказов меньше, чем компания может дать для поддержания требуемого роста системы.

Принцип выделения ведущего звена (ликвидации узких мест). Почти  всегда при анализе выясняется, что  или в хозяйственном комплексе, или в отдельно взятом изделии существует какая-то часть, которая требует больших затрат на обеспечение жизнеспособности этого объекта или сдерживает получение эффекта от его функционирования (использования). Очевидно, что с точки зрения анализа исследование наиболее целесообразно направить на ликвидацию этих сдерживающих обстоятельств или направлений. Благодаря такому выбору направлений исследования минимальные затраты на проведение ФСА приведут к активизации всей анализируемой системы и значительно повысят общий эффект от ее функционирования.                         

Информация о работе Шпаргалка по "Системному анализу в экономике"