Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:46, шпаргалка
1.Предмет макроэкономики. Виды и структура национальной экономики.
Основателем макроэкономики считаются Кейнс, а учеником Маршалл. Предмет макроэкономики – функционирование экономики в целом. Объектам макроэкономики являются: национальное производство и национальный продукт; совокупный спрос и совокупное предложение, уровень безработицы и инфляции, общий уровень цен и доходов, экономический рост и др. Экономика той или иной страны называется национальной экономикой. Она имеет территориальные границы и является сложной структурой.
СНС – это совокупность макроэкономических показателей. СНС – это специальные таблицы и балансы, в которых отражено, с одной стороны, наличие ресурсов, с другой – их использование.
Основными счетами СНС являются:
В СНС выделяются следующие секторы экономики:
Понятие макроэкономического
равновесия. Макроэкономическое равновесие
– это такое состояния
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства
и результатами их использовани
- совокупным производством и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
- материально-вещественными и финансовыми потоками.
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.
Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
В экономической науке
существует множество моделей
Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
К. Маркс – схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;
Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;
Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие.
Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.
Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:
· Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;
· Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства
· Весь продукт прошлого года должен быть реализован.
Идеальное равновесие исходит
из предпосылок идеальной
Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.
Различают частичное и полное равновесие:
· Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;
· Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.
Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.
Теории Макроэкономического Равновесия
Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:
· реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;
· Уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.
Совокупный спрос – это сумма всех индивидуальных спросов на отдельные товары и услуги, представленные на рынке, или реальный объем национального производства, который готов купить потребитель при любом уроне цен. M´V=P´Q. Совокупный спрос имеет формы: натурально вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Стоимостная форма – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
Ценовые факторы вызывают изменение объема совокупного спроса в виде перемещения точек по кривой от одной точки до другой вверх или вниз: эффект процентной стваки, эффект богатства, эффект импортных закупок.
Неценовые факторы сдвигают или смещают кривую влево (вниз) или вправо (вверх). К ним относятся: благосостояние потребителя, задолженность потребителя, налоги, процентные ставки и т.д.
Совокупное предложение
– сумма всех товаров и услуг,
представленных на рынке, или наличный
реальный объем национального
Кривая совокупного предложения представлена тремя сегментами или отрезками: горизонтальным (кейнсианским), промежуточным (восходящим) и вертикальным (классическим).
Горизонтальный отрезок характеризует рост производства при неизменном уровне цен. Промежуточный отрезок – увеличение объема национального производства сопровождается вовлечением в производство свободных ресурсов т ростом уровня цен. Вертикальный отрезок – экономика достигается высшей точки производственных возможностей.
На совокупное предложение влияют ценовые и не ценовые факторы.
Ценовые факторы показывают движение совокупного предложения по кривой AS от точки В к точкам А или С. Более высокие цены стимулируют производство товаров и услцг, а также совокупное предложение.
Неценовые факторы смещают кривую вправо (вниз) или влево (вверх). К ним относятся: изменение цен на ресурсы, цены на импортные ресурсы, производительность труда, изменение правовых норм и т.д.
В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления механизма регулирования национального производства в условиях рынка:
классическое (неоклассическое);
кейнсианское.
Классическое направление. Его представителями являются Д. Рикардо, Ст. Милль, Ф. Эджуорт, А. Маршалл, А. Пигу - экономисты-классики, которые в своих выводах о равновесии в экономике исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. Они способствуют 'возвращению экономики в равновесное состояние, когда рабочая сила будет полностью нанята и все, что произведено, продано. Основываясь на этих положениях, неоклассики утверждали, что рыночная экономика защищена от спада, что рынок приводит экономику в равновесное состояние, когда объем выпускаемого национального продукта равняется объему совокупного спроса. Если же под воздействием внешних факторов (война, неурожаи и т.д.) произойдет спад национального производства, то это продлится недолго. Цены, зарплата и процентная ставка вернут экономику в равновесное состояние. Они твердили, что рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Конкуренция уравняет совокупный спрос и совокупное предложение, и нет необходимости вмешательства государства в регулирование национального производства. Это же утверждал своей экономической таблицей французский экономист Ф.Кенэ. Он первым сделал попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта (СОП) в целом.
К.Маркс в схеме простого и расширенного воспроизводства показал условия равновесного обмена между субъектами национального производства.
Швейцарский экономист Л.Вальрас разработал модель- теорию конкурентного равновесия, характеризующую поведение на рынках отдельных производителей и потребителей товаров, образование равновесной цены и равенство спроса и предложения. По форме эта модель является макроэкономической, но по содержанию - микроэкономической.
Существует модель В. Леонтьева “затраты-выпуск”, где общее равенство складывается из совокупности микроравновесий на отдельных рынках (модель Вальраса) и из межотраслевого баланса между фазами воспроизводства.
В модели Ж. Сея макроэкономическое предложение товаров балансируется совокупным спросом AS = AD. Ее называют моделью «национального счета» страны, где совокупные расходы страны равны национальному доходу: ТС=НД.
Дальнейшее развитие
классическое и неоклассическое
направления при частичном
13. Кейнсианское
представление о совокупном
Совокупный спрос ( AD – aggregate demand ) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе.
В структуре совокупного спроса выделяют:
• ; спрос на потребительские товары и услуги (C);
• ; спрос на инвестиционные товары ( I );
• ; спрос на товары и услуги со стороны государства ( G );
• ; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).
Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:
AD = C + I + G + X.
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с :
• ; эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. • ; эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых
активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;
• эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.
Неценовые факторы:
• ; предложение денег М и скорость их обращения