Шпаргалки по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет макроэкономики. Виды и структура национальной экономики.
Основателем макроэкономики считаются Кейнс, а учеником Маршалл. Предмет макроэкономики – функционирование экономики в целом. Объектам макроэкономики являются: национальное производство и национальный продукт; совокупный спрос и совокупное предложение, уровень безработицы и инфляции, общий уровень цен и доходов, экономический рост и др. Экономика той или иной страны называется национальной экономикой. Она имеет территориальные границы и является сложной структурой.

Файлы: 1 файл

MAKROEKONOMIKA_3.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

 

  1. Система национального счетоводства.

СНС – это совокупность макроэкономических показателей. СНС – это специальные таблицы и балансы, в которых отражено, с одной стороны, наличие ресурсов, с другой – их использование.

Основными счетами СНС  являются:

  1. Счет товаров и услуг;
  2. Счет производства;
  3. Счет образования, распределения, перераспределения и использования доходов;
  4. Счет операций с капиталом;
  5. Финансовый счет.

В СНС выделяются следующие  секторы экономики:

  1. Нефинансовые учреждения, занимающиеся производственной деятельностью и выполняющие нефинансовые услуги для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль.
  2. Домохозяйства – это домашние хозяйства физических лиц, групп лиц, являющиеся резидентами данной страны. Ресурсами данного сектора являются: оплата труда наемных работников, трансфертные платежи, предпринимательский доход, доход от собственности.
  3. Государственные учреждения. Их функции – распределение товаров и услуг. Они финансируются из бюджета.
  4. Некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства. Это индивидуальные услуги домохозяйствам в области здравоохранения, культуры, искусства, отдыха.
  5. Финансовые учреждения. Это банки, кредитные организация, страховые компании, осуществляющие финансовые услуги и посредничество на коммерческой основе.
  6. Остальной мир (заграница) – резиденты других стран, связанные с резидентами данной страны.

 

  1. Понятие макроэкономического равновесия.

Понятие макроэкономического  равновесия. Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование  ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества  сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их  использованием;

- факторами производства  и результатами их использования;

- совокупным производством  и совокупным потреблением;

- совокупным предложением  и совокупным спросом; 

- материально-вещественными  и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование  их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие – это  экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических  потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

В экономической науке  существует множество моделей макроэкономического  равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли  на эту проблему:

Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс – схемы  простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в  условиях действия закона свободной  конкуренции;

В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;

Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой  общественного воспроизводства. Различают  идеальное и реальное равновесие.

Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов  при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих  условий воспроизводства:

·        Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

·        Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства

·        Весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит  из предпосылок идеальной конкуренции  и отсутствии побочных эффектов, что  в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.

Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Различают частичное  и полное равновесие:

· Частичным называется равновесие на отдельно      взятом рынке товаров, услуг, факторов   производства;

· Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

Полное экономическое  равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

Теории Макроэкономического  Равновесия

Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:

·        реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;

·        Уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.

 

  1. Совокупный спрос и факторы, влияющие на него.

Совокупный спрос –  это сумма всех индивидуальных спросов  на отдельные товары и услуги, представленные на рынке, или реальный объем национального  производства, который готов купить потребитель при любом уроне  цен. M´V=P´Q. Совокупный спрос имеет формы: натурально вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Стоимостная форма – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

На совокупный спрос  оказывают влияние ценовые и  неценовые факторы.

Ценовые факторы вызывают изменение объема совокупного спроса в виде перемещения точек по кривой от одной точки до другой вверх  или вниз: эффект процентной стваки, эффект богатства, эффект импортных закупок.

Неценовые факторы сдвигают или смещают кривую влево (вниз) или  вправо (вверх). К ним относятся: благосостояние потребителя, задолженность потребителя, налоги, процентные ставки и т.д.

 

  1. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.

Совокупное предложение  – сумма всех товаров и услуг, представленных на рынке, или наличный реальный объем национального производства, который может быть произведен при  различный уровнях цен.

Кривая совокупного  предложения представлена тремя сегментами или отрезками: горизонтальным (кейнсианским), промежуточным (восходящим) и вертикальным (классическим).

Горизонтальный отрезок  характеризует рост производства при  неизменном уровне цен. Промежуточный  отрезок – увеличение объема национального производства сопровождается вовлечением в производство свободных ресурсов т ростом уровня цен. Вертикальный отрезок – экономика достигается высшей точки производственных возможностей.

На совокупное предложение  влияют ценовые и не ценовые факторы.

Ценовые факторы показывают движение совокупного предложения  по кривой AS от точки В к точкам А или С. Более высокие цены стимулируют производство товаров и услцг, а также совокупное предложение.

Неценовые факторы смещают  кривую вправо (вниз) или влево (вверх). К ним относятся: изменение цен на ресурсы, цены на импортные ресурсы, производительность труда, изменение правовых норм и т.д.

 

  1. Классическое представление о совокупном спросе и совокупном предложении.

В мировой экономической  литературе можно выделить два основных направления механизма регулирования национального производства в условиях рынка:

классическое (неоклассическое);

кейнсианское.

Классическое  направление. Его представителями являются Д. Рикардо, Ст. Милль, Ф. Эджуорт, А. Маршалл, А. Пигу - экономисты-классики, которые в своих выводах о равновесии в экономике исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. Они способствуют 'возвращению экономики в равновесное состояние, когда рабочая сила будет полностью нанята и все, что произведено, продано. Основываясь на этих положениях, неоклассики утверждали, что рыночная экономика защищена от спада, что рынок приводит экономику в равновесное состояние, когда объем выпускаемого национального продукта равняется объему совокупного спроса. Если же под воздействием внешних факторов (война, неурожаи и т.д.) произойдет спад национального производства, то это продлится недолго. Цены, зарплата и процентная ставка вернут экономику в равновесное состояние. Они твердили, что рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Конкуренция уравняет совокупный спрос и совокупное предложение, и нет необходимости вмешательства государства в регулирование национального производства. Это же утверждал своей экономической таблицей французский экономист Ф.Кенэ. Он первым сделал попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта (СОП) в целом.

К.Маркс в схеме  простого и расширенного воспроизводства показал условия равновесного обмена между субъектами национального производства.

Швейцарский экономист  Л.Вальрас разработал модель- теорию конкурентного равновесия, характеризующую поведение на рынках отдельных производителей и потребителей товаров, образование равновесной цены и равенство спроса и предложения. По форме эта модель является макроэкономической, но по содержанию - микроэкономической.

Существует модель В. Леонтьева “затраты-выпуск”, где общее равенство складывается из совокупности микроравновесий на отдельных рынках (модель Вальраса) и из межотраслевого баланса между фазами воспроизводства.

В модели Ж. Сея макроэкономическое предложение товаров балансируется совокупным спросом AS = AD. Ее называют моделью «национального счета» страны, где совокупные расходы страны равны национальному доходу: ТС=НД.

Дальнейшее развитие классическое и неоклассическое  направления при частичном использовании  кейнсианского анализа получили в моделях Парето, Хикса, Неймана. В целом данное направление господствовало до 30-х гг. XX в.

 

13. Кейнсианское  представление о совокупном спросе  и совокупном предложении.

Совокупный  спрос ( AD – aggregate demand ) – это сумма  всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. 

В структуре совокупного  спроса выделяют:

• ; спрос на потребительские товары и услуги (C);

• ; спрос на инвестиционные товары ( I );

• ; спрос на товары и услуги со стороны государства ( G );

• ; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного  спроса показывает количество товаров  и услуг, которые потребители  готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Обратная зависимость  между величиной совокупного  спроса и уровнем цен связана  с :

• ; эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. • ; эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых

активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается  объем импортных закупок, потребление  и совокупный спрос;

• эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Неценовые факторы:

• ; предложение денег М и скорость их обращения

Информация о работе Шпаргалки по "Макроэкономике"