Система государственного регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Внешнеэкономические связи  это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и  кредитных отношений между странами с целью рационального использования  преимуществ международного разделения труда, возможностей международных  экономических отношений для  повышения экономической эффективности  хозяйственной, предпринимательской  деятельности.

Во внешнеэкономических  связях переплетаются воедино экономика  и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции.

Внешнеэкономические связи  включают в себя следующие  направления и формы:

- внешнюю торговлю;

- международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- экономическое и техническое содействие;

- валютно-финансовое сотрудничество.

Сущность  государственного регулирования внешнеэкономических  связей заключается в обеспечении  гармонии интересов субъектов внешнеэкономической  деятельности. Механизм включает разнообразные  рычаги, инструменты и средства воздействия  на всю систему национальных экономических  интересов, отражающих внешнеэкономические  отношения страны.  

Цель работы состоит в том, чтобы  показать и понять значимость государственного регулирования внешнеэкономических  связей в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешняя торговля как форма ВЭД: необходимость, структура, регулирование.

 

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Внешнеторговые  операции любой страны, с одной  стороны, составляют важную часть национальной экономической системы и, с другой стороны, являются частью общемировой  системы экономических отношений. Таким образом, внешняя торговля подлежит как национальному, так  и международному регулированию. Эта  двойственность налагает ряд особенностей на методы государственного регулирования  этой сферы.

Госрегулирование  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это система скоординированного воздействия ответственных органов государства на все процессы ВЭД мерами законодательного, регулятивного и контрольного характера.

Производство и  международная торговля переплелись  настолько тесно, что на сегодняшний  день большинство товаров либо поступает  на рынок через внешнюю торговлю, либо изготавливается с использованием иностранных компонентов. Согласно имеющимся оценкам, в ближайшее пятилетие развитие мировой экономики продолжится темпами 2,5-3% в год, причем рост международной торговли будет опережать рост производства примерно вдвое. Это позволяет прогнозировать среднегодовые темпы развития мировой торговли на уровне около 5-6% в год. Основные партнеры России – Германия, Нидерланды, Китай, Украина, Беларусь, Турция, Казахстан и т.д. Всего 35 стран.

Экспорт товаров в январе-апреле  2009 г. по оценке Минэкономразвития России (по методологии платежного баланса), снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47,1%.

Импорт товаров по оценке Минэкономразвития России (по методологии платежного баланса) в январе-апреле 2009 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38,9%.

 

 

Товарная  структура экспорта Российской Федерации

в январе-марте 2008-2009 гг. (в процентах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товарная  структура импорта Российской Федерации

 в  январе-марте 2008-2009 гг. (в процентах)

 

 

 

 

Основные формы ВЭД и направления  госрегулирования:

- внешняя торговля и торговый баланс;

- международное  движение капиталов;

- научно-технический  обмен и сотрудничество;

- международное  перемещение рабочей силы;

- международная  специализация, кооперация производства  и экономическая интеграция;

- валютные, финансовые, кредитные, расчетные операции;

- управление зарубежной  государственной собственностью;

- военно-техническое  сотрудничество.

Управление ВЭД позволяет решать следующие основные задачи:

- обеспечивать выгодные  или приемлемые условия участия,  конкуренции на мировых рынках;

- экспортировать  избыточную продукцию и импортировать  – недостающую;

- осуществлять выгодный  обмен капиталами, получать зарубежные  кредиты на выгодных условиях;

- участвовать в  международных интеграционных процессах;

- заимствовать передовой  международный опыт, в том числе получать высокотехнологичную продукцию;

- поддерживать платежный  баланс страны и золотовалютные  резервы;

- осуществлять научно-техническое  сотрудничество;

- осуществлять военно-техническое  сотрудничество, экспорт вооружений (за 2008 год – около 8 млрд.долларов США).

Виды регулирования ВЭД:

- фритредерство  (политика свободной торговли, основанная  на принципе сравнительных преимуществ  и направленная на обеспечение  возможности мировой экономике  достигнуть более эффективного  размещения ресурсов и более  высокого уровня материального  благосостояния);

- протекционизм  (это политика защиты отечественных  производителей от иностранных  конкурентов);

- либеральное и  централизованно-административное  регулирование;

- национальное и  международное, в том числе  интеграционное регулирование (в  рамках экономических союзов, блоков).

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности – одна из важнейших и самых  сложных задач государства. Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Кризисные явления в мировой экономике обусловили снижение объемов торговли России с зарубежными странами. Внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития России (по методологии платежного баланса), в январе-апреле 2009 г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 43,7%, со странами СНГ - на 46,3 процента. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходился 60,3%, импорта - 39,7 процентов.

 

Основные  показатели внешней торговли Российской Федерации

(по методологии платежного баланса в млрд. долл. США)

 

Январь-апрель 2008 г.

в том числе со странами

Январь-апрель 2009 г.

в том числе со странами

 

Всего

Дальнее зарубежье 

СНГ

Всего

Дальнее зарубежье 

СНГ

Внешнеторговый оборот

236,0 

201,2

34,8

131,9

113,2

18,7

Темпы роста в %

149,0

150,0

143,7

55,9

56,3

53,7

Экспорт

150,4

127,5

22,9

79,6

67,1

12,5

Темпы роста в %

152,1

152,2

151,6

52,9

52,6

54,6

Импорт

85,6

73,8

11,9

52,3

46,1

6,2

Темпы роста в %

143,9

146,3

130,6

61,1

62,6

52,1

Сальдо

64,7

53,7

11,0

27,3

20,9

6,3

Темпы роста в %

164,4

160,9

183,4

42,1

39,0

57,2


 

Хорошо продуманная  и правильно организованная политика в области ВЭД – важнейший  фактор успешного развития экономики  любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей  стране – непродуманная политика государства в области ВЭД.

 

 

 

 

  1. Государственные  органы и методы  регулирования

внешней торговли

 

    1. Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие

внешнеэкономической деятельности

Большое внимание управлению и регулированию  внешнеэкономических  связей уделяют: правительственные  органы, государственный  аппарат, негосударственные  отечественные  и международные  организации.

Энергичному и быстрому воздействию  на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством  Президент  РФ выполняет следующие  функции: общее руководство государственной  внешнеэкономической политикой (в  частности, подписывает законы и  издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих  международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных  камней, металлов, расщепляющих материалов.

Высшими органами, осуществляющими  государственное  регулирование  ВЭД, являются Совет  Федерации и  Государственная  Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю  торговлю, совместное предпринимательство  и другие формы  внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической  деятельностью осуществляет Правительство  на основе принятия нормативных актов  управления по вопросам ВЭД, координации  деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство  финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами  вносит в правительство предложения  об изменении ставок импортных и  экспортных таможенных пошлин. Оно  регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении  ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральным специальным  государственным органом  регулирования  ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены  такие регулирующие функции как:

- выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

- разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

- осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

- сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

- координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

- осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная  роль в регулировании  ВЭД принадлежит  Центральному банку, который заключает  межбанковские  соглашения, представляет интересы государства  в отношениях с национальными  или центральными банками других государств, международными банками  и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения  в стране иностранной валюты и  ценных бумаг, издание нормативных  актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет  РФ по науке и технологиям  призван  контролировать и координировать международное  научно-техническое  сотрудничество, финансирование международных  проектов, принимать участие в  подготовке и подписании соответствующих  межправительственных соглашений, в  совершенствовании  законодательной  базы международных  научно-технических  связей.

Из негосударственных  организаций наибольшее воздействие  на развитие и осуществление ВЭД  оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

- оказание помощи предпринимателям и предприятиям;

Информация о работе Система государственного регулирования внешней торговли