Система государственного регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

- содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

- оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

- содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

- принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;

- содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

- предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

ТПП РФ активно содействует  развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные  мероприятия по обучению и повышению  квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и  участвует в деятельности 8 смешанных  международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные, при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд, Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров.

Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает  и выносит решения по спорам, возникающим  при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между  фирмами, организациями разных стран.

Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих  из отношений  по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк  внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные  операции, а также предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный  банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать  предприятия, способные выпускать  экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский  банк реконструкции  и развития финансирует  и кредитует  инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование  отраслевой структуры  экономики, в  том числе путем  стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных  экономических связей созданы разнообразные  ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в  том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной  стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой — информировать потенциальных  зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно  подчинен Президенту РФ и выполняет  следующие функции:

- контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;

- участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

- формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан;

- защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;

ведение таможенной статистики;

- участие в валютном и экспортном контроле;

- участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.

За рубежом  также производится регулирование  ВЭД на государственном  уровне, на уровне предприятий и, что  особенно важно, большие успехи достигнуты и  на межгосударственном уровне, в  странах  Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к  инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан  довольно жесткий подход к поставкам  сырья  и, наоборот, либеральный, стимулирующий  подход к готовой продукции. 

При осуществлении  ВЭД  необходимо учитывать внешнеэкономическую  политику различных государств, под  влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения  с другими странами.

В странах  с развитой рыночной экономикой отсутствует  государственная  монополия на внешнюю  торговлю, тем не менее, высшие государственные  законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и  реализацией ВЭД. В настоящее  время в мире создано  большое  число международных  организаций, осуществляющих регулирование  разнообразных  аспектов взаимодействия участников ВЭД  из разных стран.

При этом важно учесть, что  большинство  стран мира используют в своей  практике основные правила, положения, различные нормативы  и регламенты, выработанные этими  международными организациями с  целью развития международного экономического сотрудничества

Федеральная служба по валютному  и экспортному  контролю (ВЭК) подчиняется  непосредственно  Президенту РФ. К  ее важнейшим задачам  относятся:

- межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;

- аудиторская проверка отдельных участников ВЭД;

- координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России; содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю;

- анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ.

 

2.2. Методы  государственного регулирования

внешней торговли

 

Участники внешнеторговых операций подразделяются на резидентов (отечественные юридические и физические лица) и нерезидентов (иностранные лица). Формально все они могут участвовать в ВЭД.

К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование;

- запреты и ограничения;

- система мер экспортного  контроля;

- система контроля качества  товаров и соответствия санитарно-гигиеническим,  фитосанитарным и ветеринарным  требованиям.

- требования по стандартам  экологии, маркировки, упаковке, консульские  формальности, лицензирование и  квотирование.

Таможенно-тарифное регулирование – применение системы пошлин (тарифов) в отношении товаров по экспорту-импорту.

Цели: а) регулирование объемов и конкурентоспособности товаров по экспорту-импорту; б) весомый канал доходов госбюджета (более 50 %).

Нетарифные методы регулирования  подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются  при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Вместе с тем государство  вправе вводить различные ограничения  по ситуации:

- лицензирование внешней  торговли;

- разрешительный порядок  вывоза-ввоза товаров и услуг  в интересах наций безопасности, культурных ценностей, лекарств, опасных для здоровья материалов;

- ограничение экспорта-импорта  товаров (квотирование);

- исключительное право  (пример – Рособоронэкспорт);

- особым порядком регулируется  ввоз-вывоз интеллектуальной собственности.

Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они  могут вводиться с целью получения  доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются  в отношении изделий, которые  не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение  федерального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначены  для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские  пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта  иностранных товаров, они все  же ставят иностранного производителя  в невыгодное конкурентное положение  при торговле на внутреннем рынке.

Виды пошлин:

- адвалорные (% от стоимости товара);

- специфические (плата  за единицу веса, объема, количества);

- комбинированные;

- специальные (в ответ на дискриминацию наших товаров);

- антидемпинговые (защита от демпинга – продажа товаров по искусственно заниженным ценам);

- компенсационные (защита при ввозе субсидируемых иностранным государством товаров).

Господдержка и стимулирование экспорта (ВЭД), в том числе в РФ: 1)кредитование, стимулирование, субсидирование экспорта; 2) уменьшение экспортных пошлин до 0, или льготы; 3) страхование экспорта, в т.ч. частично за счет госсредств; 4) инфраструктурное обеспечение (развитие портов, их статуса особой зоны, таможенное обслуживание и т.д.); 5) оформление выставочных центров, торговых палат;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задача

 

Определите сальдо платежного баланса государства  по текущим

счетам:

* «Экспорт товаров» — 120 млрд долл.;

* «Импорт товаров» — 150 млрд долл.;

* «Чистые денежные переводы» — 25 млрд долл.;

* «Экспорт услуг» — 35 млрд долл.;

* «Импорт услуг» — 10 млрд долл.;

* «Чистые доходы от инвестиций за рубежом» — 15 млрд долл.;

* «Экспорт капитала»  — 13 млрд долл.;

* «Импорт капитала»  — 26 млрд долл.

 

 

Решение:

 

I. Счет текущих операций:

  1. Товары и услуги:

Товары: 1.1. товарный экспорт :  +120 млрд.долл.

        1. товарный импорт:  - 150 млрд.долл.
        2. торговое сальдо  = - 30 млрд.долл.


      Услуги: 1.3. экспорт услуг:  + 35 млрд.долл.

1.4.импорт услуг:  - 10 млрд.долл. (сальдо: + 25 млрд.долл.)

1.5.сальдо товаров  и услуг = - 5 млрд.долл.

2. Доходы от инвестиций:

2.1. Чистые доходы  от инвестиций за рубежом: +15 млрд.долл.

2.2. Чистые денежные переводы: - 25 млрд.долл. (сальдо: - 10 млрд.долл.)

2.3. Общее сальдо  по счету текущих операций: - 15 млрд.долл. (-5-10)

II. Счет движения капиталов:

2.1. Счет операций  с капиталом: 

Импорт капитала – 26 млрд.долл.

Экспорт капитала – 13 млрд.долл. (сальдо: - 2 млрд.долл.)

Текущее сальдо платежного баланса = -15+13= -2 млрд.долл.

Резервные активы: = +2 млрд.долл.

Конечное сальдо = 0

Заключение

 

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Все это  является мощным стимулом для развития внешнеэкономических  связей. Многие республики, края и области  в  рамках своих полномочий активно  занимаются установлением контактов  с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного  производства, ухудшение  конъюнктуры  мирового рынка, отсутствие последовательной государственной  экспортной политики, непостоянность валютного курса  рубля отрицательно влияют на структуру  и динамику экспорта в стране.

По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции  в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий  машиностроения, а, следовательно, возрастания  роли сырьевых регионов во внешнеэкономических  связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение  таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным  партнерам вызвало сокращение удельного  веса оборудования и технологий в  импорте.

Еще не до конца  доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность  их участия  во внешнеэкономических  связях, разграничение  собственности  отдельных субъектов, определения  статуса природных  ресурсов в  регионах, распределение  доходов  от экспортных и импортных  пошлин между Федерацией и ее субъектами.

Все это является сильным  тормозом в развитии внешнеэкономических  связей, а значит, развития экономики  страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие  трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о  некотором улучшении  экономической  ситуации в стране, а также о  развитии и укреплении внешнеэкономических  связей России.

Информация о работе Система государственного регулирования внешней торговли