Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 17:38, курсовая работа
Для формирования наиболее рациональных и результативных способов и методов регулирования экономических процессов, возникла необходимость разработки инструментов сбора статистической информации о состоянии экономики и точного анализа результатов своей экономической деятельности, а так же экономической деятельности соседних государств, с которыми развивались или протекали, как экономические, так и политические отношения. Одним из таких инструментов стала СНС.
Введение
1. История возникновения системы национальных счетов.
Теоретические основы системы национальных счетов.
Понятие о системе национальных счетов, основные цели и задачи.
Источники формирования системы национальных счетов.
Значение национальных счетов.
3. Основные группировки и классификации экономики в системе национальных счетов.
4. Достоинства и недостатки системы национальных счетов.
Достоинства системы национальных счетов.
4.2Недостатки системы национальных счетов.
Заключение
Список используемой литературы
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарская гуманитарная академия»
Колледж
Курсовая работа
По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: «Система Национальных Счетов»
Выполнил: студент II курса Кэк 121 Низамдинов Б.Ю.
Научный руководитель: К.Э.Н., доцент
Наумкина Н.А
Самара 2013г.
Содержание
Введение
1. История возникновения системы национальных счетов.
4. Достоинства и недостатки системы национальных счетов.
4.2Недостатки системы национальных счетов.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В 20-е - 30-е годы минувшего столетия, государства, имеющие развивающуюся и развитую экономику, столкнулись с необходимостью государственного регулирования экономических процессов проходящих на своих территориях.
В процессе развития, государства создавали и внедряли в свою экономическую жизнь, разнообразные рычаги воздействия на проходящие экономические процессы, которые носили, как административный, так и экономический характер.
Для формирования наиболее рациональных и результативных способов и методов регулирования экономических процессов, возникла необходимость разработки инструментов сбора статистической информации о состоянии экономики и точного анализа результатов своей экономической деятельности, а так же экономической деятельности соседних государств, с которыми развивались или протекали, как экономические, так и политические отношения. Одним из таких инструментов стала СНС.
При изучении государственного управления, исследование основ национального счетоводства, стало необходимостью. Необходимость в изучении вопросов отражённых в настоящей работе, заключается в том, что СНС, прежде всего, подготовлена для обеспечения информацией органов межгосударственного и государственного управления. СНС способствует обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики. Так же используется для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а так же внешнеэкономических связей, и трудно представить государственного служащего, не владеющего статистической информацией о состоянии экономики в регионе или стране, или не разбирающегося в ней, разрабатывающего и предлагающего для реализации экономически выгодное и правильное решение регионального или государственного масштаба.
На сегодняшний день национальное счетоводство развито хорошо, и не является простым набором статистических счетов, оно связано со многими областями науки и практики и прежде всего с макроэкономической статистикой. Очевидна и близкая связь национального счетоводства с экономической наукой и практикой всех отраслей народного хозяйства. СНС, лежащее в основе построения многих экономико-математических моделей, связана с эконометрикой и математикой, с математической статистикой и другими науками. Но СНС не сразу стала большой статистической системой, она долго развивалась, преобразовывалась и только сравнительно в недавнем времени достигла международного единства статистических показателей экономической деятельности и её результатов. В разработке концепций и понятий системы национальных счетов принимали участие многие зарубежные ученые-экономисты с известным именем: Д. Кейнс, М. Фриш, С. Кузнец, Р. Стоун, В. Леонтьев, Ж. Марешаль, X. Ямада, О. Окруст и т.д.. Огромный вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные организации: ООН, МВФ, ОЭСР, Мировой банк, ЕС, Международная ассоциация национального счетоводства и другие.
Целью этой работы является изучение основных понятий, видов и задач системы национальных счетов, а также выявление достоинств и недостатков существующей СНС.
СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х в начале 40-х годов. Основоположником, теоретическим «отцом» национального счетоводства считается Дж. Кейнс. Необходимо отметить, что в разработку концепции макроэкономического анализа большой вклад внесли его предшественники - такие ученые как У. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ, К. Маркс. Поводом к созданию макростатистической модели рыночной экономики была «великая депрессия» 1929-1933 гг. Для оценки дальнейшего развития экономики и разработки необходимых экономических и политических мероприятий была необходима оценка экономической деятельности на основе взаимосвязанных показателей. Так возникла идея национального счетоводства, создания системы макроэкономических показателей, отображающих все основные стороны функционирования экономики.
В начале XX в. Зарубежные статистики делали попытки исчислить национальный доход путем использования балансового метода. К таким попыткам можно отнести многие работы (С.Кузнец «Национальный доход и капитальные вложения США за 1919 - 1935гг.», А.Боули и Дж.Стэмп «Национальный доход» (1929 г.); К.Кларк «Национальный доход и расходы» (1937 г.), довоенные германские публикации). Огромный вклад внёс А.Маршалл. Из отечественных исследований популярны публикации Прокоповича. В 1918 году была издана его работа по исчислению национального дохода Европейской части России.
Второй этап возник после Второй мировой войны. Окончание войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых, послевоенных условиях и в этой связи ощущали потребность в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Основной особенностью второго этапа в развитии СНС стал процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики, координации их со сформированным на первостепенном этапе блоком данных о национальном доходе/продукте и их компонентах. Так, на втором этапе в система национальных счетов были интегрированы: блок данных о национальном богатстве; блок данных о движении финансовых ресурсов; блок данных о внешнеэкономических связях; блок межотраслевого баланса и т.д. Эти блоки экономической статистики существовали ранее независимо друг от друга, без какой-либо увязки с блоком данных о национальном доходе, что обедняло и ограничивало возможности экономического анализа, так как не позволяло соотносить данные, характеризующие различные, но взаимосвязанные аспекты экономического процесса.
Другая немаловажная особенность послевоенного этапа в развитии системы национальных счетов состояла в том, что международные экономические организации (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и т.д.) стали играть активную роль в развитии методологии и в практике разработки национальных счетов. Эти организации, и прежде всего ООН, начинают разрабатывать международные стандарты в области национальных счетов с двумя целями: Во-первых, для оказания содействия заинтересованным странам. Во-вторых, для обеспечения единой основы для сбора и систематизации сравнимых в международном плане данных о важнейших макроэкономических показателях.
Первая версия СНС ООН (разработана в 1952 г., официальный документ опубликован в 1953 г.) — это взаимоувязанная система состоящая из шести счетов (3 сводных и 3 секторных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ряд основных процессов в экономике:
Наиболее сводные агрегаты: внутренний продукт, национальный доход, отечественные вложения в основной капитал.
Сводные счета: домашние хозяйства (текущий субсчет, счет операций с капиталом), государственное управление (текущий субсчет, счет операций с капиталом).
В СНС 1953 г не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, целесообразность которых обосновывалась в докладе Стоуна в 1947 году.
Второй стандарт ООН
в области национального
Ещё одна значимая особенность СНС ООН 1968 году состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, взятой из бухгалтерского учета.
Стоит отметить, что СНС ООН 1968 г сыграла крупную положительную роль в развитии национального счетоводства как на международном, так и на национальном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о главных макроэкономических показателях и их компонентах.
Многие страны мира предприняли меры по внедрению положений СНС ООН 1968 г. в регулярную статистическую практику. На базе СНС ООН 1968 г Европейское Сообщество в начале 1970 г разработало Европейский вариант СНС, представляющий адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.
Некоторые из новых блоков были разработаны в самой общей форме, однако связи с традиционными сметами национального дохода/продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в системе национальных счетов были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. СНС ООН 1968 г. включала в качестве отдельной главы рекомендации по составлению национальных счетов в развивающихся странах, которые учитывали особенности их экономики, проблемы с получением необходимой информации. Наконец, еще одна значимая особенность СНС ООН 1968 г. состояла в том, что она применяла в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, взятой из бухгалтерского учета.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой длилась около 10 лет. На сегодняшний день, СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.
2.Теоретические основы системы национальных счетов.
2.1Понятие о системе национальных счетов, основные цели и задачи.
Система национальных
счетов (СНС) - это адекватный рыночной
экономике национальный учет, завершаемый
на макро-уровне системой взаимоувязанных
статистических показателей , построенный
в виде определенного набора счетов и
балансовых таблиц, характеризующих результаты
экономической деятельности, структуру
экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном
хозяйстве.
Система отображает
статистическую модель рыночной экономики
и сформирована на принципах, присущих
как развивающимся, так и развитым странам.
Она основана на согласованных в международном
масштабе концепциях, определениях, конвенциях,
классификациях и правилах учета.
Главной целью построения
системы национальных счетов является
количественная характеристика макроэкономических
процессов и их результатов, связанных
с производством материальных благ и услуг,
образованием, распределением, перераспределением
и использованием доходов и с международной
экономической деятельностью. Эта характеристика
осуществляется путем балансировки ресурсов
и их использования на основе взаимосвязанной
системы показателей, объединенных в балансовые
таблицы (счета).
Современная статистическая наука и практика в области национального счетоводства, решает целый перечень задач, заключающийся в разработке и совершенствовании методологии составления отдельных счетов и всей системы в целом, методов исчисления показателей, направлений и методов анализа.
Основными задачами анализа СНС является выявление:
1. Вклада отдельных отраслей, секторов экономики и различных форм собственности в достигнутые результаты экономической деятельности;
основных пропорций и соотношений между производством и потреблением, потреблением и накоплением, между наличием ресурсов и их использованием, а также соотношений между отраслями и секторами экономики;
2. Влияния отдельных факторов на результаты производства продуктов и услуг, образование, распределение и использование доходов на потребление и сбережение;
3. Изменения национального богатства в результате труда данного года;
взаимосвязей между отраслями экономики на основе межотраслевого баланса производства и распределения продукции; взаимосвязей с зарубежными странами, их результатов и их воздействия на экономику страны.
Система национальных
счетов является универсальной системой,
позволяющей использовать ее в различных
областях для решения в каждой из этих
областей определенных задач. СНС, с одной
стороны, это универсальная система показателей,
позволяющая проводить международные
сопоставления, с другой- она может иметь
свои модификации применительно к каждой
стороне, отражающей ее особенности, что
выражается в различном подходе к детализации
счетов, секторов экономики, показателей
СНС.
Для всесторонней характеристики
этапов воспроизводства общественного
продукта, формирования, распределения,
перераспределения и конечного использования
доходов, приращения основных фондов в
разрезе хозяйствующих субъектов, отраслей,
всей внутренней экономики и отражения
внешнеэкономических связей результаты
экономических операций в СНС представляются
в виде счетов- таблиц и балансовых ведомостей.
Каждый счет ( а вернее группа счетов, так
как система ведет учет не только на уровне
национальной экономики, а и на уровне
отраслей, секторов) относится к одному
аспекту экономической деятельности.
В соответствии с системой
двойной записи, принятой в системе, каждая
операция дважды отражается в счетах:
первый раз - в ресурсах, второй в использовании.
Счета представляют собой балансовые
таблицы. Итого раздела «Использование»
должен быть равен итогу раздела «Ресурсы».
Это достигается из самого существа счета
или с помощью балансирующей статьи, которая
сама по себе важна в экономическом анализе
и служит для перехода к следующему счету.