Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 17:38, курсовая работа
Для формирования наиболее рациональных и результативных способов и методов регулирования экономических процессов, возникла необходимость разработки инструментов сбора статистической информации о состоянии экономики и точного анализа результатов своей экономической деятельности, а так же экономической деятельности соседних государств, с которыми развивались или протекали, как экономические, так и политические отношения. Одним из таких инструментов стала СНС.
Введение
1. История возникновения системы национальных счетов.
Теоретические основы системы национальных счетов.
Понятие о системе национальных счетов, основные цели и задачи.
Источники формирования системы национальных счетов.
Значение национальных счетов.
3. Основные группировки и классификации экономики в системе национальных счетов.
4. Достоинства и недостатки системы национальных счетов.
Достоинства системы национальных счетов.
4.2Недостатки системы национальных счетов.
Заключение
Список используемой литературы
2.1 Источники формирования системы национальных счетов.
Система национальных счетов является статистической моделью, включающей в себя десятки различных показателей. Каждый из этих показателей строится на основании других, более частных показателей (например, отраслевых). Если представить себе массив имеющихся статистических данных в виде пирамиды, в основании которой находится первичная информация, собираемая разнообразными методами, а выше - различные статистические показатели, рассчитываемые на основе первичных данных, то национальные счета займут высший уровень этой пирамиды. Таким образом, для расчета показателей СНС используется большая часть первичных данных, имеющихся в распоряжении статистики.
Разберем важнейшие источники статистических данных, которые используются при построении показателей СНС.
В настоящий момент сформирована информационная база, адекватная организации статистики в условиях рыночной экономики, она опирается на следующую информацию:
1. Отчетность предприятий.
2. Административную статистику - статистику Минфина РФ, Центробанка, налоговую статистику, таможенную статистику.
3. Выборочные и другие виды не сплошного статистического наблюдения, экономические расчеты.
Отчетность предприятий состоит из бухгалтерской (финансовой) отчетности и статистической отчетности. Предприятия представляют данные по многим показателям, в первую очередь по занятости, валовому выпуску и затратам, необходимым для СНС. По особым формам собирается информация по накоплению основного капитала и объему строительства, также предназначенная для макроэкономических расчетов.
Административная статистика. Под административной статистикой следует понимать, прежде всего, статистику государственных финансов, банковскую статистику, таможенную статистику, налоговую статистику.
Статистика государственных Финансов (основа которой является статистика государственного бюджета), которая даёт оценку текущих и капитальных расходов в секторе органов государственного управления, налогов на производство и импорт, налоговых доходов и некоторых других показателей.
Отчетность Центрального банка, которая является источником важнейшей статистической информации о денежных агрегатах, деятельности банковского сектора, о платежном балансе.
Таможенная статистика — важная информационная база для расчетов показателей экспорта и импорта в СНС. Таможенные декларации по экспорту и импорту товаров - основной источник данных для таможенной статистики внешней торговли.
Данные налоговой статистики используются для расчета добавленной стоимости по отдельным видам услуг (преимущественно по некорпоративному сектору).
Выборочные и другие виды не сплошного статистического наблюдения наиболее эффективны в сочетании с периодически проводимыми экономическими переписями и облегченными вариантами - ежегодными цензами. Выборочные обследования незаменимы с целью охвата новых хозяйствующих субъектов, особенно для выявления единиц неформального сектора, которые не обнаруживаются с использованием обычных административных процедур, например:
1) Бюджетные обследования домашних хозяйств которые служат источником данных для исчисления показателя расходов на конечное потребление домашних хозяйств, построения счетов сектора «Домашние хозяйства» в текущих ценах и являются основой для составления системы взвешивания семейных расходов, необходимой для исчисления индекса потребительских цен.
2) Ежегодные выборочные обследования малых предприятий. В частности, проводятся обследования предприятий с числом работников от 51 до 200 человек с использованием балансовых отчетов, подаваемых в налоговые органы. Обследование предприятий с числом занятых 50 и менее человек проводится непосредственно Госкомстатом РФ (получают данные об общем количестве работников малых предприятий, численности работников, имеющих вторую работу, общем фонде оплаты труда, реализации продукции в текущих ценах, прибыли или убытке, а также величине расходов на приобретение нового основного капитала).
Показатели и статистические модели, генерируемые другими государственными ведомствами. Прежде всего, это статистическая информация Министерства финансов, Центрального банка, Таможенного комитета, а также некоторых других.
2.3 Значение национальных счетов
Использование СНС
в отечественной практике позволяет получить
ряд немаловажных макроэкономических
показателей, необходимых для оценки и
анализа функционирования народного хозяйства,
разработки экономической политики. Основными
из них являются: ВВП, ВНП, национальный
доход, национальное сбережение, располагаемый
доход, валовые инвестиции, конечные потребительские
расходы на товары и услуги, сальдо внешней
торговли, сальдо текущих операций с заграницей
и т.д. На основании этих данных оцениваются
сложившиеся тенденции развития народного
хозяйства, прогнозируются их изменения,
вырабатываются экономическая политика
и меры по ее осуществлению. Причем СНС
учитывает результаты экономической деятельности
не только по производству материальных
ценностей или оказанию услуг в сфере
материального производства, но и по оказанию
других платных и бесплатных услуг.
Внедрение СНС в практику
народнохозяйственного учета и управления
целесообразно также и в целях обеспечения
международной сопоставимости информации
как условия интеграции России в мировую
экономическую систему, развития международного
экономического и технического сотрудничества,
установления целевых контактов и так
далее. Одним из условий вхождения России
в международные экономические организации
является представление ею информации,
исчисленной на основе международных
стандартов. СНС предполагает использование
двух типов классификаций - по секторам
и отраслям. Группировка хозяйственных
единиц по отраслям определяется как группа
единиц с однородным производством (например,
сельское хозяйство, промышленность, строительство
и т.д.). Группируются хозяйственные единицы
по отраслям в соответствии с типами их
экономического поведения. Выделено 5
секторов: финансовые предприятия; нефинансовые
предприятия; органы государственного
управления; общественные организации,
обслуживающие домашнее хозяйство; домашние
хозяйства. Группировка по отраслям обеспечивает
характеристику отраслевой структуры
экономики, позволяет установить вклад
каждой отрасли в создание ВВП, проследить
межотраслевые связи и пропорции. Группировка
по секторам экономики, сформированным
в зависимости от функций, выполненных
хозяйственными единицами в экономическом
процессе, позволяет анализировать процессы
в области распределения и перераспределения
доходов, финансирования инвестиций. Так,
счета для сектора "домашние хозяйства"
обеспечат данными для анализа важных
аспектов социальных процессов и уровня
жизни (распределение доходов, потребление,
сбережения и др.), а также роли сектора
"домашние хозяйства" в создании
и использовании ВВП. Экономические операции
представляются в СНС в виде счетов. Каждый
счет относится к одному аспекту экономической
деятельности.
В основе построения системы национальных счетов в международной практике лежит представление о национальной экономике как о системе с определенной структурой, с определенным взаимодействием связующих звеньев и элементов. Поэтому перед статистикой ставится задача характеристики структуры экономики по разным признакам. Поскольку СНС пользуется категориями, как правило, сводными, комплексными, обобщающими, то их развернутая характеристика требует широкого применения метода группировок. Почти все показатели СНС разрабатываются в различных группировках.
В национальном счетоводстве используются различные классификации:
• классификация экономики по сферам деятельности и отраслям;
• классификация всех видов экономической деятельности;
• классификация институциональных единиц по секторам;
• классификация продуктов и услуг;
• классификация производителей (отрасли производства товаров, производители государственных услуг, частных некоммерческих услуг домашним хозяйствам, услуг домашних хозяйств друг другу и т.д.).
Классификация экономики по сферам деятельности и отраслям. С позиций характеристики результатов экономической деятельности в СНС принципиальное значение имеет новая для отечественной практики концепция деления экономики на сферы деятельности.
Переход к международной методологии статистики значительно расширил границы производственной (экономической) деятельности за счет включения в нее сферы производства услуг. Это изменило представление о делении экономики на сферы деятельности: обе сферы признаны производственными.
Деление экономической деятельности на сферы с переходом к международной методологии не исчезает, но в отличие от практики, сложившейся в отечественной статистике, методология СНС рассматривает процесс производства как производство не только материальных благ, но и услуг.
Это деление отражает объективную реальность. В основе этой группировки лежит различие в результатах труда. Так, результатом функционирования сферы производства материальных благ являются продукты, имеющие вещественную форму (включая такие их виды, как пар и газ); сферы услуг — услуги, оказываемые всему обществу или его отдельным членам и коллективам.
Классификация сфер деятельности по отраслям определяется в настоящее время ОКПД - общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, который представляет собой систематизированную совокупность отраслевых группировок предприятий и организаций, отличающихся характером функций, выполняемых в системе общественного разделения труда.
Классификационными единицами являются самостоятельные предприятия и организации, а классификационными признаками в ОКПД — виды деятельности, специализация хозяйств и вид используемого сырья, характер трудовой деятельности и технологического процесса. С помощью ОКПД изучаются структура народного хозяйства, межотраслевые связи и пропорции, характеризуются уровень развития отраслей и их вклад в создание ВВП.
Отнесение предприятий и организаций к определенным отраслевым группировкам осуществляется по основному виду их деятельности. Основным видом деятельности предприятия (организации) является производство тех видов продукции, работ и услуг, которые имеют преобладающий удельный вес в составе продукции, работ и услуг, выполняемых для других предприятий и организаций или для населения. Основной вид деятельности определяется в соответствии с преобладанием удельного веса в составе добавленной стоимости или по другим признакам: численности работников, оплате труда и др.
4. Достоинства и недостатки системы национальных счетов.
4.1 Достоинства системы национальных счетов.
1. Одним из ключевых достоинств системы национальных счетов, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования.
Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, то есть значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.
2. Как недостатком, так и достоинством СНС 1993 г. является её сложность и громоздкость. Огромный объём статистических показателей, охватываемый системой национальных счетов, способствует наиболее детальному анализу и статистики, как состояния экономики в целом, так и отдельных её отраслей. В результате сложных расчётов и балансовых сопоставлений, СНС способствует, прежде всего, обеспечению информацией органов государственного и межгосударственного управления. Так же обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики и для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономических связей.
3. Бесспорным достоинством СНС можно считать то, что все их показатели согласованы между собой. Такая взаимосвязь между счетами позволяет проводить статистику показателей, как в целом за экономику государства, так и за отдельный сектор экономики. При этом в ходе проводимых расчётов добиваться наиболее точных результатов, что в свою очередь, позволит проводить наиболее качественный анализ состояния экономики, прогноз динамики её изменения в будущем и выработку наиболее эффективных мер по её дальнейшему развитию.
4.2 Недостатки системы национальных счетов
Ключевым недостатком системы национальных счетов - считается то, что она стала слишком сложной и понятной только специалистам-статистикам, и как следствие, во всех странах, СНС широко применяется для подготовки экономистов высшей квалификации.
Эта проблема обсуждается регулярно на самых различных уровнях, включая международный. Причем в России непонимание показателей СНС подавляющим большинством даже высококвалифицированных экономистов, как известно, сейчас принимает критический характер.
Поэтому большинство университетов и учебных центров мира включают вопросы, связанные с тематикой СНС, в курсы подготовки более широкого круга экономистов, чем это требуется для удовлетворения потребностей собственно статистических органов. Например, Объединенный Венский Институт (МВФ, ООН, ВБ) подробно рассматривает тематику СНС в нескольких курсах, посвященных макроэкономическому анализу. Причем в Вене этот курс читают сразу несколько преподавателей, которые одновременно присутствуют в лекционном зале и при необходимости помогают друг другу.
В существующей СНС, имеются несовершенства в теоретических вопросах разработки статистических данных, одним из таких недостатков, является ряд проблем процесса перехода от идеального национального продукта к реальному.
В России, в настоящее время, информационная база СНС и сама система получения необходимой информации, далеки от идеала и явно требуют улучшения.
Например, один из недостатков, это несоответствие требований СНС правилам бухгалтерского учета, применяемым в России. Предприятия заполняют статистические отчеты исходя из имеющихся у них бухгалтерских записей. Цели бухгалтерского учета связаны в основном с налогообложением и отличаются от задач статистики. Поэтому сами подходы к определению некоторых показателей во многих случаях различны. Такие же проблемы существуют и в других странах, однако по большинству важнейших показателей правила бухгалтерского учета там гармонизированы с требованиями статистики. Россия пока не перешла в полной мере на международные стандарты бухгалтерского учета, поэтому статистика не может напрямую запрашивать у предприятий, скажем, величину промежуточного потребления, а вынуждена рассчитывать этот показатель на основе других показателей.