Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основ законодательного регулирования налогообложения операций с ценными бумаги в Российской Федерации.
Сопоставив указанные определения, можно сделать вывод, что налоговый агент – это:
– брокер;
– доверительный управляющий;
– иное лицо, совершающее операции по договору поручения;
– иное лицо, совершающее операции по договору комиссии;
– лицо, совершающее операции в пользу физического лиц по любому иному договору подобному договору поручения;
– лицо, совершающее операции в пользу физического лиц по договору иному, чем договор поручения, комиссии или доверительного управления.
«Иной договор в пользу физического лица» может пониматься двояко: как любой иной посреднический договор, где есть лица, действующие в интересах данного физического лица, или любой иной договор, где есть выплаты в адрес физического лица.
«В пользу» следует все-таки понимать как «в интересах» физического лица. Таким образом, налоговыми агентами не являются те организации или граждане, которые просто покупают ценные бумаги у физического лица, а не посредничают в его интересах.
Спорные вопросы статьи 214.1 НК РФ в отношении функций налогового агента
Некоторые нормы ст. 214.1 НК РФ, возлагающие на брокеров и доверительных управляющих функции налогового агента, сформулированы не вполне ясно. В частности, имеет ли физическое лицо при работе через эти организации право выбора между тем, где уплачивать налог: у источника или при подаче декларации в налоговый орган?
Согласно п. 3 ст. 214.1, «налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
Если расчет и уплата налога производятся источником выплаты дохода (брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган».
То есть в этом пункте говорится, что налог может быть либо удержан агентом, либо уплачен самостоятельно. Здесь нет указания на то, вправе ли налогоплательщик сам выбирать способ уплаты. Однако в данном пункте нет и запрета или ограничения на это право. Согласно п. 8 ст. 214.1 НК РФ, «налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода».
Совместив нормы п.п. 3 и 8, мы получаем, что, с одной стороны, налоговый вычет предоставляется агентом либо при подаче декларации, с другой – «расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом» (а расчет предполагает и предоставление вычета).
Это тоже можно понимать двояко.
1. Налогоплательщик не имеет права выбора. Если есть агент (брокер, управляющий и т.п.), он в обязательном порядке рассчитывает и платит налог. Когда нет лиц, уполномоченных быть налоговыми агентами, налог платится при подаче декларации. Если налог был удержан агентом, можно потом при подаче декларации его пересчитать по другому типу вычетов.
2. Налогоплательщик имеет
право выбора, как платить налог:
через агента либо
Скорее всего, первая трактовка более корректна: если какая-то организация названа в Кодексе налоговым агентом, она обязана исполнить свои обязанности, иначе к ней могут быть применены санкции по ст. 123 НК РФ.
Порядок расчета налоговой базы брокером (доверительным управляющим)
Согласно п. 4 ст. 214.1 НК РФ, доход физического лица от продажи ценных бумаг считается нарастающим итогом в течение года. Доходы надо учитывать раздельно по двум категориям ценных бумаг – обращающимся и не обращающимся на организованном рынке. По каждой продаже ценных бумаг исходя из п. 3 ст. 214.1 НК РФ должны быть определены расходы на приобретение ценных бумаг, в том числе цена покупки, накладные расходы по покупке и продаже. Цена приобретения может быть определена любым методом, в том числе по средней цене, ЛИФО или ФИФО.
Если расходы не могут быть увязаны с конкретной сделкой по продаже ценных бумаг (например, расходы по хранению), то они распределяются на весь пакет имеющихся ценных бумаг.
Если физическое лицо не выводит денежные средства из договора с брокером (доверительным управляющим) в течение года, то налог удерживается один раз – с суммы дохода на последний день года.
Если физическое лицо в течение года выводит средства из договора, то налог удерживается с части начисленного дохода на момент выплаты. При работе физического лица через брокера эта часть представляет собой отношение суммы денежной выплаты к «стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных средств» (п. 8 ст. 214.1 НК РФ).
При работе физического лица на фондовом рынке через доверительного управляющего пропорция определяется как отношение суммы денежной выплаты к стоимостной оценке «ценных бумаг (денежных средств)» на дату выплаты.
Стоит обратить внимание на различие в определениях налоговой базы при частичном выводе средств по брокерскому договору и по договору доверительного управления.
В одном случае сумма выплаты делится на величину портфеля ценных бумаг (для брокера), в другом – в знаменатель ставится сумма ценных бумаг и денежных средств.
Нетрудно понять, что пропорция для расчета налоговой базы по договору доверительного управления при прочих равных условиях всегда будет меньше, чем для брокерского договора (и сумма налога будет меньше).
При этом под стоимостной оценкой ценных бумаг в портфеле физического лица понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на их приобретение (абз. 3 п. 8 ст. 214.1 НК РФ).
Если физическое лицо передавало деньги брокеру, но только часть из них использовало на покупку ценных бумаг, то при выводе оставшихся средств доля облагаемого дохода может оказаться очень высокой, даже превысить 100 процентов. В этом случае налог будет уплачен сразу со всего дохода полностью, хотя на самом деле лишь незначительная его часть была реально получена инвестором.
Заключение
Ценные бумаги – неизбежный атрибут всякого нормативного товарного и финансового оборота. Будучи товаром, они вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве деньги.
Переход России к рыночной организации экономики и попытки формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг.
В свою очередь, появилась настоятельная потребность в четком правовом регулировании фондового рынка и оборота ценных бумаг, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
Цель и задача государства в отношении рынка ценных бумаг – единый государственный подход к формированию, функционированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации, обеспечение на рынке сочетания интересов инвесторов и эмитентов, привлечения инвестиций в экономику и защита прав инвесторов, включая иностранных.
В настоящее время сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития российского фондового рынка, сформирована нормативно-правовая основа его функционирования. Созданы органы государственного регулирования фондового рынка.
Постановления Центрального Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам России регулируют вопросы осуществления дилерской, брокерской, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра акционеров, деятельности по доверительному управлению, деятельности фондовых бирж, клиринговых центров. Также они устанавливают требования к профессиональным участникам, управляющим компаниям, к внутреннему учету, контролю и отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Основные задачи дальнейшего развития фондового рынка заключаются в совершенствовании инфраструктуры фондового рынка, интегрировании российского рынка в мировой фондовый рынок, обеспечении привлечения инвестиций в российскую экономику, развитии инструментов фондового рынка, повышении уровня капитализации российских эмитентов, повышении ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов.
Путь вхождения Российской Федерации в международный рынок капитала определен, и будем надеяться на формирование благоприятного инвестиционного климата в России, установление понятных и стабильных правил ведения бизнеса на финансовом рынке, предсказуемость нормативного и налогового регулирования.
1. Конституция Российской
1 ГК РФ часть 1статья 142