Система пенсионного страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Предмет исследования – пенсионный фонд Российской Федерации.
Объект исследования – негосударственные пенсионные фонды.
Цель исследования – изучить особенности негосударственных пенсионных фондов.

Содержание работы

Введение
1. Система пенсионного страхования в России……………………………..
2. Анализ деятельности инвестиционного фонда "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"….
2.1 История Фонда……………………………………………………..
2.2 Услуги и программы Фонда……………………………………….
2.3 Крупнейшие клиенты Фонда……………………………………..
2.4 Показатели и достижения фонда…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источноков…………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение

  1. Система пенсионного страхования в России……………………………..
  2. Анализ деятельности инвестиционного фонда "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"….
    1. История Фонда……………………………………………………..
    2. Услуги и программы Фонда……………………………………….
    3. Крупнейшие клиенты Фонда……………………………………..
    4. Показатели и достижения фонда…………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источноков…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубинные качественные изменения, происходящие в Российской Федерации, затронули  все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, их финансовых источников и рационального использования имеющихся средств.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований социальной политики государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей  интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Негативные демографические изменения заставляют искать новые подходы в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют  изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью пенсионного фонда государства.

Пенсионный фонд, выступая структурным  элементом системы пенсионного  обеспечения, служит механизмом социальной защиты работающих граждан и играет важную роль в мобилизации и эффективном использовании сбережений населения.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так  как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком  уровень жизненных благ путем  перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Предмет исследования – пенсионный фонд Российской Федерации.

Объект исследования – негосударственные пенсионные фонды.

Цель исследования – изучить  особенности негосударственных  пенсионных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система пенсионного страхования в России

 

На сегодняшний день в РФ действует  смешанная система пенсионного  страхования, включающая в себя:

 – систему обязательного  пенсионного страхования (далее  ОПС);

– систему негосударственного пенсионного  обеспечения (далее НПО).

ОПС направлено на компенсацию гражданам  заработка получаемого ими до установления пенсии. Компенсация формируется  из двух компонентов: страхового (он гарантирован государством и зависит от заработка застрахованного), и накопительного, зависящего от заработка застрахованного лица и результатов инвестирования. Система ОПС действует так: работодатель отчисляет взносы в Пенсионы Фонд России, из которых складывается каждый из компонентов.  

Стартовавшая в 2002 году пенсионная реформа призвана решить проблему низкого  уровня пенсий путем введения накопительного компонента с целью его инвестирования и получения дохода. Накопительная часть трудовой пенсии – тот самый компонент. Каждый из нас имеет право им распорядиться, доверив его  в управление тому или иному финансовому институту – государственной управляющей компании, частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

Параллельно ОПС в РФ действует  система НПО, осуществление деятельности которой ведут негосударственные  пенсионные фонды (далее НПФ).

НПФ – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения. В этом – основное отличие НПФ от других финансовых институтов. По законодательству, НПФ может потратить на свои нужды не более15% от инвестиционного дохода.

НПО дает гражданам возможность  обеспечить себя дополнительным доходом  при наступлении пенсионных оснований. Принцип действия этой системы таков: суммы пенсионных взносов, уплачиваемых вкладчиком по заключенному договору НПО в пользу участника, инвестируются. Затем, при наступлении пенсионных оснований, взносы вместе с полученным от инвестирования доходом, выплачиваются участнику в виде пенсии.

Особенность инвестирования накопительной части пенсии в НПФ:

- учет средств ведет сам НПФ  (а не ПФР, как в случае  с ЧУК) он знает своих клиентов  персонально и готов в любой  момент ответить на все вопросы.

- НПФ выбирает для сотрудничества лучшие управляющие компании (УК). Для снижения рисков НПФ может распределять средства по нескольким УК.

Негосударственное пенсионное обеспечение  – простой и эффективный способ самостоятельно накопить на будущее. Суть НПО заключается в следующем:

- уплаченные вкладчиком пенсионные взносы учитываются на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков;

- взносы инвестируются с целью  получения дохода;

- по итогам года полученный  доход распределяется по пенсионным  счетам вкладчиков.

Порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками, их размеры, периодичность и продолжительность внесения; порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат; методика актуарных расчетов обязательств фонда; порядок наследования – все это определяется пенсионными правилами НПФ.

Пенсионные правила НПФ подлежат регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая  проверяет их на соответствие требованиям  законодательства.

Отношения между НПФ, вкладчиком и  участником строятся на основе заключенных договоров НПО, пенсионных правил фонда и действующего законодательства.

 

При наступлении пенсионных оснований (в зависимости от выбранной схемы) участнику назначается и выплачивается  пенсия из средств, учтенных на его индивидуальном пенсионном счете.

Гарантией исполнения НПФ обязательств перед участниками, является страховой  резерв, нормативный размер и порядок  формирования которого устанавливаются  уполномоченным федеральным органом.

На практике существует условное деление НПФ на те, которые обслуживают участников по договорам с юридическими лицами, и те, что работают в основном с физическими лицами, а также их классификация (их типизация и деление) на закрытые и открытые.

Первые работают с определенным кругом вкладчиков, действующих в конкретных сферах экономики. Это - корпоративные и отраслевые фонды, предназначенные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли. Примерами корпоративных фондов могут служить "Лукойл-Гарант", "Сургутнефтегаз", "АвтоВАЗ" и многие другие. К числу отраслевых негосударственных пенсионных фондов относятся такие фонды, как "Электроэнергетики", "Уголь", "Газфонд".

Корпоративные пенсионные фонды являются своего рода рычагами реализации долгосрочных стратегий развития компаний. Прежде всего, они выступают в качестве одного из инструментов осуществления кадровой политики, поскольку наличие пенсионной программы позволяет повысить уверенность работников в завтрашнем дне, способствует проведению политики омоложения кадров.

Самостоятельным типом НПФ можно  считать территориальные фонды, работающие по договорам с организациями  и предприятиями в определенных пространственных границах, а также  с проживающими в них физическими  лицами. Этот тип фондов относится  по своей сути к открытым пенсионным фондам, но с ограниченным кругом обслуживаемых участников (в рамках определенной территории).

Социальная функция НПФ этого  типа - удовлетворение потребностей в  дополнительном пенсионном обеспечении  в тех регионах, где не развита инфраструктура других типов НПФ. В качестве примеров можно привести такие фонды, как "Таганрогский" (Ростовская область), "Поволжский" (Ульяновская область), "Хакасский", "Ханты-Мансийский" и "Ставропольский краевой".

Еще одна группа НПФ объединяет открытые фонды, заключающие пенсионные договоры как с юридическими, так и с физическими лицами и при этом практически не ограничивающие приток вкладчиков. В их числе могут быть юридические лица - предприятия и организации различных отраслей, считающие нецелесообразным создавать собственные корпоративные пенсионные фонды. Учредителями таких фондов могут быть и промышленные, и финансовые компании. Среди подобных фондов следует выделить немногочисленную группу НПФ, учрежденных одним юридическим лицом и доступным для всех заинтересованных вкладчиков.5

Пример открытого пенсионного  фонда, имеющего договоры с юридическими и физическими лицами - НПФ Сберегательного  банка России. Он заключает договоры с любыми юридическими и физическими  лицами. Основная цель его деятельности - улучшение материального положения участников фонда. Для своей работы этот фонд использует сеть филиалов и отделений Сбербанка. Это значит, что вкладчик может заключить договор не только в офисе фонда, но и в филиалах СБР, расположенных на территории 62 субъектов РФ. То есть услуги этого НПФ доступны самым широким слоям населения. Заключено 350 договоров с юридическими лицами; средний размер выплачиваемой дополнительной пенсии - 600 руб. На 1 марта 2002г. данный фонд занимал 4-е место среди массовых пенсионных фондов страны.

Особая группа открытых НПФ - те, что  заключают пенсионные договоры в  основном с физическими лицами. Их главное преимущество - персонификация вкладов. Это важно подчеркнуть, поскольку в фондах других типов  происходит своего рода "потеря клиента", т.е. физического лица. Между тем именно на физические лица, или "розничных вкладчиков", приходится до 15% общего количества вкладов.

Таким образом, наиболее перспективными в нашей стране остаются, по всей видимости, корпоративные и отраслевые пенсионные фонды. Им присущ высокий уровень социальной ответственности, прозрачность деятельности и наличие различных форм общественного контроля. Тем не менее, и на региональном, и на национальном уровне объективно необходимы и открытые фонды. По мере повышения благосостояния населения их значение, вероятно, будет увеличиваться.

Описанная классификация НПФ создает  определенную методологическую основу для решения важной экономико-статистической задачи - определения степени охвата дополнительным пенсионным обеспечением занятых в экономике (в целом и в разрезе ее отдельных секторов). Считается оправданным ввести в действующие формы отчетности НПФ раздел, где содержались бы данные не только об общем количестве участников, но и об их разбивке по секторам экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ деятельности инвестиционного  фонда "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"

 

2.1 История  Фонда

 

Некоммерческая организация "Негосударственный  пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" создана в июле 1994 года. В этом же году между администрацией Нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" и профсоюзным объединением было подписано первое соглашение об обязательном негосударственном пенсионном обеспечении. В числе первых Фонд прошел государственную регистрацию (Федеральная лицензия № 11 от 27 октября 1995 года).

Негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (лицензия ФСФР №11/2 от 29.06.2006) - один из самых крупных и надежных пенсионных фондов страны.

За  период с 1994 по 1996 год с Фондом заключили  договоры о негосударственном пенсионном обеспечении 27 предприятий. К 2003 году вкладчиками Фонда числились около 180 компаний. На начало 2010 года корпоративными клиентами НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" являются более 300 муниципальных и коммерческих предприятий, среди которых – и иностранные компании, и совместные предприятия.

Начиная с апреля 1997 года, Фонд начал выплаты негосударственных (дополнительных) пенсий. В целях защиты пенсий от инфляции, правилами Фонда предусмотрена их ежегодная индексация, которая осуществляется за счет части дохода, получаемого Фондом от размещения пенсионных резервов.

С 2004 года НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" привлекает клиентов по программе обязательного  пенсионного страхования. Тогда  же, в 2004 – впервые становится лидером по привлечению застрахованных лиц – клиентами Фонда по ОПС стали около 58 тысяч человек. Этот успех Фонд повторил в 2008 году, в течение которого заявления о передачи накопительной части пенсии в НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" подали почти 280 000 человек. Сегодня НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" активно привлекает клиентов на открытом рынке и является лидирующем розничным пенсионным фондом страны: свой пенсионный капитал в НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" формируют более 1,1 млн. человек – это работники ведущих предприятий не только нефтяной, но и металлургической, машиностроительной, химической, строительной и других отраслей российской экономики. Сегодня подавляющее большинство привлекаемых фондом клиентов не имеют отношения к учредителю Фонда – нефтяной компании "ЛУКОЙЛ", и привлекаются именно на открытом рынке.

Информация о работе Система пенсионного страхования в России