Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение экономической сущности инвестиционного климата, изучение системы поддержки благоприятного инвестиционного климата на примере Республики Мордовия и разработка рекомендаций по совершенствованию государственной инвестиционной политики в условиях инновационной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить роль инвестиций в экономике;
раскрыть экономическую сущность инвестиционного климата;
дать краткую характеристику инвестиционного потенциала Республики Мордовия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
7

1.1. Инвестиции и их роль в экономике
7

1.2. Экономическая сущность понятия инвестиционного климата
8
2.
МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
14

2.1. Инвестиционный потенциал Республики Мордовия
14

2.2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Мордовия
19

2.3. Совершенствование федеральной и региональной инвестиционной политики в условиях инновационной экономики
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
31

Файлы: 1 файл

курсовая главная.docx

— 97.21 Кб (Скачать файл)

Иностранные  инвестиций также  демонстрируют положительную динамику роста – она представлена на рисунке 2.Как видно из рисунка 2, в 2012 году объем иностранных инвестиций составил более 152 млн. долларов США, что в 1,9 раза больше чем в 2011 году. Причина роста  – благоприятный инвестиционный климат в республике. В 2012 году иностранные инвестиции поступили их 32 стран. Основные страны – инвесторы, осуществляющие значительные вложения – Республика Беларусь, Федеративная Республика Германия, Республика Казахстан, Латвийская Республика

Рисунок 2

 

2.2 Государственная  поддержка инвестиционной деятельности (на примере Республики Мордовия

 

В Республике Мордовия сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику. Инвесторам предоставляется  государственная поддержка в  формах:

присвоения статуса приоритетного  инвестиционного проекта Республики Мордовия –  ему предоставляются  следующие налоговые льготы: снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республиканский бюджет Республики Мордовия до 13,5% на период окупаемости  приоритетного инвестиционного  проекта, но не более чем на 5 лет (Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций") и освобождение от налога на имущество на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет (Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З "О налоге на имущество организаций");

предоставления государственных  гарантий Республики Мордовия (Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия");

субсидирования части  процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в Республиканскую  целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы;

предоставления поручительств  и займов юридическим лицам с  целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу  развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы ;

освобождения от земельного налога (в ведении муниципальных  властей);

предоставления залогового обеспечения под привлекаемые кредиты  имуществом казны Республики Мордовия (сформирован специальный залоговый  фонд согласно Закону Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. N 106-З "О залоговом фонде Республики Мордовия");

предоставления поручительства Гарантийного фонда Республики Мордовия;

подбора необходимых в  строительстве земельных площадок и оказания помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры;

закрепления за каждым крупным  проектом куратора на уровне Заместителя  Председателя Правительства Республики Мордовия.

За 9 месяцев 2012 года предоставлено  налоговых льгот всего – 1623,7 млн. руб. (из них 332,3 млн. руб. – по приоритетным проектам),  в том числе -  1573,6 млн. руб.– по налогу на имущество  организаций (из них 293,8 млн. руб. – по приоритетным проектам); 50,2 млн. руб. –  по налогу на прибыль организаций (38,5 млн. руб. – по приоритетным проектам).

Для решения проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, в республике создана Межведомственная комиссия.

В республике создан специализированный интернет-портал, обеспечивающий наглядное  представление инвестиционных возможностей региона, инвестиционной стратегии  и инфраструктуры, потенциальных  направлений инвестиций. Интернет-портал работает на основе сайта Министерства экономики Республики Мордовия по адресу: http://mineco.e-mordovia.ru. В целях создания и размещения новых производств  для потенциальных инвесторов создан банк данных свободных производственных площадок в подразделе "Свободные  площадки для организации производства" Инвестиционного паспорта Республики Мордовия по адресу: http://rmeconomics.e-mordovia.ru.

Система государственной  поддержки инвестиционной деятельности, созданная в Мордовии, предоставляет  возможность при реализации инвестиционного  проекта получить экспертизу инвестиционных проектов, налоговые льготы, государственные  гарантии Республики Мордовия, бюджетные  инвестиции.

В основу механизма государственной  поддержки положен конкурсный отбор  инвестиционных проектов хозяйствующих  субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность в реальном секторе  экономики. Главными критериями оценки эффективности инвестиционных проектов являются: организация производства импортозамещающей и экспортоориентированной  продукции, рост налоговых платежей в республиканский бюджет Республики Мордовия, организация производства продукции, социальный эффект (создание новых рабочих мест при обеспечении  выплаты заработной платы, превышающей  среднюю заработную плату по республике в 1,5 раза, социальная значимость производимого  товара или услуг и др.), показатели ресурсо- и энергосбережения, финансово-экономический  эффект от реализации инвестиционного проекта, наличие частных соинвесторов и кредиторов, имеющих возможность предоставить средства на финансирование инвестиционного проекта совместно с государством, либо наличие у претендента собственных средств в объеме не менее 20% от стоимости проекта.

Осуществляется предоставление иных форм и методов государственной  поддержки: оказание помощи в подборе  производственных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой; содействие при прохождении процедур согласования и привлечения средств в федеральных  институтах развития информационно-консультативных  услуг; содействие в разработке и  получении исходно-разрешительной документации по проекту; резервирование и выделение земельных участков; оформление прав собственности; заключение договоров аренды имущества; участие  в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта; получение юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, а также услуг оценочных организаций  и др., которые не противоречат законодательству Российской Федерации и Республики Мордовия.

Принимаемые меры государственной  поддержки в Республике Мордовия оказали позитивное влияние на инвестиционную ситуацию. В 2001 - 2012 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной  поддержки приняли участие около 300 субъектов инвестиционной деятельности.

В Мордовии сформирован Региональный фонд смешанных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, за счет средств которого ведется  реализация инновационных проектов по организации серийного производства комплектующих для электровозов, энергосберегающих светильников и  полупроводниковых приборов на основе карбида кремния, созданию современных  видов гибкой упаковки, скоростной качественной многоцветной печати для  упаковки и будут строиться роботизированные, не имеющие аналогов в Республике Мордовия логистические комплексы. Реализация данных проектов позволит увеличить объем продаж предприятий на 1,5 млрд. рублей, дополнительные налоговые платежи в бюджет превысят 200 млн. рублей, будет создано около 350 новых рабочих мест.

Создан Региональный венчурный  фонд инвестиций в малые предприятия  в научно-технической сфере Республики Мордовия. Это первый опыт создания и использования венчурных финансов для развития научно-инновационных  проектов. Использование средств  венчурного фонда на развитие малого инновационного бизнеса позволяет  существенно повысить активность предпринимательства  в научно-инновационной сфере, долю инновационной продукции в общем  объеме выпускаемой предприятиями  региона и значительно развить  научно-технический потенциал экономики  Республики Мордовия.

Кроме того, для решения  административных вопросов в инвестиционной деятельности при Главе Республики Мордовия действуют Совет предпринимателей и Совет директоров промышленных предприятий, которые являются совещательно-консультативными органами, обеспечивающими взаимодействие государственных структур с предпринимательским и производственным секторами в разработке и реализации государственной политики в сфере предпринимательства и промышленного производства Республики Мордовия.

В целях снижения негативного  воздействия финансового кризиса  на социально-экономическое развитие территорий, имеющих прямую зависимость  от деятельности градообразующего предприятия, ведется работа по нормализации ситуации в моногородах. К ним относятся: п.г.т Тургенево (Ардатовский район), Кадошкино, Рузаевка, Атяшево, Чамзинка, Зубова-Поляна. Во всех моногородах  разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации, их первоочередными  задачами являются:

в краткосрочном периоде - обеспечение занятости населения, высвобождаемого с градообразующих  предприятий, находящихся в критическом  состоянии, в том числе посредством  создания временных рабочих мест и организации общественных работ;

в средне- и долгосрочной перспективе - снижение доли градообразующего предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, до значений ниже критериев  отнесения города к монопрофильному.

Выполнение задач достигается  как за счет диверсификации производства градообразующих предприятий, в  том числе создания новых производств  с высокой добавленной стоимостью, так и за счет создания новых альтернативных инновационных видов деятельности, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса. В конечном итоге  реализация всех мероприятий должна привести к устойчивому развитию городов за счет собственного капитала, в том числе человеческого  потенциала.

Результатами реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов будут такие показатели, как: снижение зависимости моногорода от градообразующего предприятия; создание дополнительных рабочих мест; рост занятости населения; увеличение отчислений в бюджеты различных уровней; рост объемов выпуска продукции; рост заработной платы персонала.

 

 

2.3 Совершенствование  федеральной и региональной инвестиционной  политики в условиях инновационной  экономики 

 

В целях дальнейшего улучшения  инвестиционного климата представляется целесообразным рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания РоссийскойФедерации, Правительству  Российской Федерации следует рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство в части:

а) принятия:

  • Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» (законопроект №143912-6);
  • Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (законопроект №495392-5);
  • Федерального закона «О национальной промышленной политике в Российской- Федераций» законопроект №9 В’28 Г-5);
  • Федерального закона «О технопарках» (законопроект не разработан);
  • Федерального закона «О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (законопроект разрабатывается Минэкономразвития России);

б) внесения изменений в налоговое  и бюджетное законодательство Российской Федерации в целях создания стимулов для структурной перестройки  экономики, стимулирования процессов  диверсификации региональных экономик, внедрения механизмов снижения нагрузки по приоритетным для государства  направлениям, предусматривающих:

сокращение фискальной нагрузки на производство и инвестиции по приоритетным направлениям развития экономики (в том числе совершенствование механизмов амортизационной премии, изменений налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, упрощение порядка налоговой отчетности по налогу на прибыль, сближение правил бухгалтерского и налогового учета, совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства);

введение дополнительных форм государственной  финансовой поддержки развития инфраструктуры;

в) введения механизмов компенсации  бюджетам субъектов Российской Федерации  и местным бюджетам выпадающих доходов  в связи с льготами и изъятиями  из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленными федеральным законодательством, либо их отмены.

На региональном уровне для  повышения эффективности взаимодействия государственных структур и инвесторов в реализации государственной политики в сфере инвестиционной деятельности и решения общих инвестиционных вопросов полагаем целесообразным создать  специализированный совещательно - консультативный  орган при Главе Республики Мордовия, задачами которого станут анализ состояния  инвестиционной деятельности, выработка  предложений по мерам государственной  поддержки, реализация мероприятий  по защите прав инвесторов, устранение административных барьеров и т.д. Данным органом должен быть реализован механизм работы в инвестиционной сфере по принципу "одного окна", что обеспечит  максимально возможное ограничение  участия инвесторов в процессах  сбора и представления документов и справок, подтверждающих право  инвесторов на получение государственных  услуг, создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий  инвесторов, возможность одновременного получения нескольких государственных  услуг при однократном обращении.

В целях стимулирования инвестиционных и инновационных процессов Республики Мордовия и привлечения новых  инвесторов большое значение имеет  создание особой экономической зоны, предоставляющей резидентам благоприятные  инфраструктурные условия ведения  бизнеса и особый правовой режим, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.

Информация о работе Система поддержки благоприятного инвестиционного климата