Система позаказного учета затрат на производство и калькуляция продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих задач:
Исследование методической базы учета затрат при позаказном методе;
Определение основных принципов (правил) учета затрат;
Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ПРИ ПОЗАКАЗНОМ МЕТОДЕ 5
1.1 Принципы учета затрат 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРИ ПОЗАКАЗНОМ МЕТОДЕ 15
2.1 Методы проведения анализа 18
2.2 Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческих решений 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА ПОЗАКАЗНОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПРОДУКЦИИ.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

В нашей  нестабильной экономике для руководства  предприятия самое важное – понять, до каких пор продолжать сложившуюся  ситуацию и когда и чем ее заменить. «Возможности для успешных внешних  маневров открываются тогда, когда  управленцы ясно представляют состояние  своего хозяйства, умеют им управлять, реально оценивают его действительные перспективы и используют их для  достижения поставленных целей»[6,с.5].

    2.2 Варианты  применения результатов анализа  калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческий решений

«Разработка решения включает генерацию альтернативных вариантов. При этом используют как  синтез, так и анализ»[8,с.41]. Решением называют выбор одной из ряда альтернатив  в процессе достижения цели. Анализ с точки зрения принятия управленческого  решения – это «разложение  целого на элементы и последующее  установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией  управленческого решения по развитию объектов»[15,с.243].

Прежде  всего, рассмотрим анализ себестоимости  и подготовку сметы (бюджета) затрат на производство. Смета затрат на производство представляет собой программу действий на предстоящий период в стоимостном экономическом выражении. Смета позволяет скоординировать экономические интересы различных подразделений и согласовать различные цели. Смета представляет собой программу желаемого будущего, включающую экономические пути его достижения.

Цели  составления сметы:

  1. оказание помощи при планировании очередных ежегодных хозяйственных операций;
  2. координация деятельности различных подразделений;
  3. доведениё планов до руководителей различных центров ответственности;
  4. стимулирование деятельности руководителя по достижению той или иной цели;
  5. управление производством;
  6. оценка эффективности работы руководителя.

Разработкой смет руководят планово-финансовые службы. Бухгалтер оказывает помощь в их составлении, обеспечивает информацией  о прошедших периодах, о фактических  затратах, оказывает консультационные услуги менеджерам, занимающимся разработкой  сметы.

Перечислим  этапы составления сметы:

  1. анализ ситуации, предшествующей плановому периоду. Уточнение политики составления сметы на предстоящий период;
  2. первоначальная подготовка сметы;
  3. обсуждение варианта сметы с руководителями;
  4. координация сметы затрат с другими сметами;
  5. корректировка и окончательное принятие сметы затрат;
  6. анализ сметы, сопоставление фактической сметы с плановой.

Одним из вариантов обоснования и подготовки сметы затрат является расчет себестоимости  продукции по технико-экономическим  факторам. Общая схема этого метода сводится к рассмотрению вариантов  изменения базовой сметы исходя их намеченного на планируемый год  комплекса организационно-технических  мероприятий.

Далее рассмотрим анализ затрат с целью  управления безубыточностью производства. В основе математической модели взаимосвязи  себестоимости, прибыли и объема продаж лежит классификация затрат на постоянные и переменные. Цель анализа  безубыточности – установить, что  произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем продаж. Цепочка  взаимосвязи результирующих показателей:

  1. Объем производства влияет на объем продаж;
  2. Объем продаж определяет выручку от продаж;
  3. Доход от продаж и затраты на производство и реализацию продукции определяют прибыль от продаж.

Изучение  этих взаимозависимостей позволяет  руководству определить критические  уровни продаж, при которых:

  1. Прибыль будет максимальной (зона прибыльности);
  2. Прибыли не будет (точка безубыточности);
  3. Будут убытки (зона убытков).

Анализ  безубыточности основан на изучении зависимости между доходами, издержками и прибылью на протяжении короткого  промежутка времени, в течение которого предприятие имеет действующие  в настоящий момент мощности и  может работать с относительно постоянными  ресурсами.

Математическая  модель взаимосвязи между прибылью издержками и объемом продаж базируется на делении себестоимости на постоянные и переменные расходы. Постоянные расходы  – это амортизация, плата за кредит, арендная плата, оклады управленческого  персонала, другие административные расходы. Переменные расходы – это сырье  и материалы, энергия, транспортные расходы, торгово-комиссионные расходы. Смешанные затраты состоят из постоянных и переменных частей –  почтовые, телеграфные, затраты на ремонт и содержание оборудования. В этих расходах выделяется долевое участие  постоянных и переменных частей. Прямые переменные расходы в себестоимости  продукции растут пропорционально  объему производства и объему продаж. Таким образом, доля переменных расходов в цене за единицу продукции не меняется, а доля постоянных расходов меняется с изменением объема производства, так как меньшая их часть приходится на 1 руб. цены продаж. Связь прибыли, объема продаж и себестоимости заключается в том, что прибыль зависит не только от количества проданного, но и от доли постоянных расходов, которые приходятся на единицу продукции, т.е. реально возникает возможность экономии условно-постоянных расходов. В поисках максимальной прибыли тщательно изучаются возможности снижения уровня постоянных расходов. Поэтому на переменные и особенно на постоянные расходы составляются сметы, называемые бюджетами. Оптимальным признается тот проект сметы, который позволяет снизить долю постоянных расходов в цене за единицу продукции.

Для описания модели взаимосвязи введем следующие  условные обозначения:

Тк – точка критического объема продаж;

Дм—общая сумма маржинального дохода;

Ду — удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж;

Дс — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

Ц—цена  единицы продукции;

Нр — постоянные расходы (фиксированные);

Рп — переменные расходы;

Пр — прибыль от продаж (прибыль от реализации);

Врп – выручка от продаж без НДС, акцизов, экспортных тарифов;

К –  количество проданного в натуральных единицах;

Сп -полная себестоимость продукции;

Спр –производственная себестоимость;

КР – коммерческие расходы.

Традиционный  подход к исчислению прибыли от реализации продукции:

Пр = Впр – Сп = Врп – (Спр +КР) = Врп – Спр – КР (1 вариант),

Пр = Врп – Сп = Врп – (Нр + Рп), отсюда

Пр + Нр = Врп – Рп или

Нр + Рп = Врп – Пр.

Вариантов построения графиков и расчетов точки  безубыточности несколько. Однако при  всех вариантах расчета безубыточности необходимо строго соблюдать следующие  допущения:

  1. все расходы, кроме переменных, остаются постоянными;
  2. при расчете точки безубыточности должна быть постоянная номенклатура, так как при одном и том же физическом объёме, но при разной номенклатуре результаты будут разными;
  3. прибыль рассчитывается по переменным издержкам;
  4. совокупные издержки и совокупный доход являются линейными функциями объема производства;
  5. главным условием является соблюдение приемлемого диапазона производства. Это означает, что все формулы расчетов верны только в приемлемом диапазоне производства. Это тот уровень производства, который фирма переживала в прошлом;
  6. издержки необходимо точно подразделять на постоянные и переменные, так как от правильности такого разделения зависят результаты расчетов.

Далее необходимо привести анализ затрат, необходимый  для принятия оперативных решений  и управления прибылью. Анализ затрат необходим при принятии следующих  решений:

  1. о собственном производстве или закупке изделий со стороны;
  2. специальных решений о ценах реализации и размере прибыли;
  3. решений, связанных с расформированием сегмента рынка;
  4. решений, связанных с ограниченными производственными возможностями.

Для всех четырех типов решений необходимо определение принимаемых в расчет релевантных издержек — издержек будущего периода.

Расходы и доходы, величина которых зависит  от принимаемого решения, называются релевантными, т.е. принимаемыми в расчет. Величина расходов и доходов, не принимаемых  в расчет при принятии решения, называется нерелевантными расходами. Релевантные  затраты представляют собой приростное дополнительное движение денежной наличности, величина которой зависит от принимаемых альтернативных решений.

Анализ  издержек при принятии решения о  собственном производстве или закупке  изделий со стороны заключается  в следующем. Например, предприятие  решает, закупить ли данную продукцию  на стороне или изготовить ее самостоятельно. Сопоставляются расчетные затраты  на оба варианта по схеме, приведенной  в таблице 6.

Таблица 6. Сравнительный анализ затрат

Статьи  релевантных затрат Затраты производства, руб.
Собственными  силами При закупке
1. Труд  основных производственных рабочих 100 -
2. Основные материалы 300 -
3. Переменные  накладные расходы 50 -
4. Постоянные расходы 100 100
5. Цена закупки на стороне - 500
Итого 550 600

Из приведенных  данных следует, что постоянные накладные  расходы как были, так и останутся; они не зависят от принятия решения  о выборе варианта и называются нерелевантными. Следует отметить, что некоторые  затраты могут быть в одном  случае релевантными, а в другом – нерелевантными.

Таким образом, для принятия управленческих решений применяется так называемый метод балансового анализа. Он предполагает сопоставление взаимосвязанных  показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения  их взаимного влияния, а также  подсчета резервов повышения эффективности  производства. При применении балансового  метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме  равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение себестоимости продукции является одним из главных вопросов организации  учета. Целью учета себестоимости  продукции является своевременное, полное и достоверное определение  фактических затрат, связанных с  выпуском и реализацией продукции, исчисление фактической себестоимости  отдельных ее видов и всей продукции  в целом. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана  по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного  хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения  цен на продукцию; исчисления национального  дохода в масштабах страны; расчета  экономической эффективности внедрения  новой техники, технологии, организационно-технических  мероприятий; обоснования решений  о производстве новых видов продукции  и снятия с производства устаревших.

Для документирования операций по учету затрат применяются  первичные учетные документы. Основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.

Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный методы, остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов. Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные.

Информация о работе Система позаказного учета затрат на производство и калькуляция продукции