Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью курсового проекта является анализ бесплатных систем управления обучением.
Для раскрытия темы перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомление с основными понятиями и системами образовательного портала.
2. Анализ требований, предъявляемых к программному обеспечению систем управления обучением.
3. Сравнительный обзор бесплатных систем управления обучением.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 4
1.1 Понятие образовательного портала 4
1.2 Сервисы и службы образовательного портала 4
1.3 Архитектура образовательного портала 6
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ 10
2.1 Краткая история развития электронного обучения 10
2.2 Различные аббревиатуры систем управления обучением 11
2.3 Модель обмена учебными материалами Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 11
2.4 Обзор международных стандартов 12
2.5 Требования, предъявляемые к программному обеспечению систем управления обуч
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Брест 2010
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
1.1 Понятие образовательного портала
1.2 Сервисы и службы образовательного портала
1.3 Архитектура образовательного портала
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ
2.1 Краткая история развития электронного обучения
2.2 Различные аббревиатуры систем управления обучением
2.3 Модель обмена учебными материалами Sharable Content Object Reference Model (SCORM)
2.4 Обзор международных стандартов
2.5 Требования, предъявляемые к программному обеспечению систем управления обучением
3 ОБЗОР БЕСПЛАТНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ
3.1 MOODLE
3.2 CLAROLINE
3.3 DOKEOS
3.4 ILIAS
3.5 SAKAI
3.6 LAMS
3.7 OLAT
3.8 OPENACS
3.9 LRN
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В нашем стремительном веке учеба становится неотъемлемой и важнейшей составляющей жизни. Времена, когда люди учились только до определенного возраста похоже канули в лету. Современная жизнь и быстрые изменения во внешней среде требует от каждого человека для адаптации постоянного непрерывного обучения на протяжении всей жизни.
При этом, смысл учебы заключается не только в профессиональном росте или получении энциклопедических знаний. Обучение любого вида способствует, или даже обуславливает, саморазвитие любого человека, меняет его взгляды на смысл жизни и порядок вещей, заставляет учиться мыслить, расширяет границы мировоззрения и стремлений, способствует само осмыслению, а также тренирует мозг и память, которые нуждаются в постоянных упражнениях для поддержания формы и развития.
Однако, при постоянном росте необходимых для усвоения объемов информации процесс обучения отнимает у взрослых людей все большую часть времени от работы, семейной жизни и отдыха. Поэтому его эффективность играет все более важную роль в соблюдении жизненного баланса между учебой и работой, или другими словами – между деятельностью сегодняшней и деятельностью завтрашней.
Целью курсового проекта является анализ бесплатных систем управления обучением.
Для раскрытия темы перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомление с основными понятиями и системами образовательного портала.
2. Анализ требований, предъявляемых к программному обеспечению систем управления обучением.
3. Сравнительный обзор бесплатных систем управления обучением.
Объектом исследования является система управления обучением. Предмет – образовательный портал как компонент системы управления обучением.
Эта тема является актуальной, т.к. в настоящее время готовится проект национальной программы ускоренного развития услуг в области информационных технологий на 2011 – 2015 годы. В нее вошла подпрограмма «Электронное обучение и развитие человеческого капитала»[1].
В Интернете, термин «портал» вначале использовался применительно к таким сайтам как Excite, Yahoo, MSN, Netscape Netcenter, Rambler, Яndex, обеспечивающих пользователям «централизованный вход» и специальные средства для удобного путешествия по сети. Конечным этапом эволюции таких сайтов стало создание так называемых горизонтальных или потребительских порталов. Горизонтальный портал – это портал, ориентирующийся, прежде всего, на максимально широкий охват интересов своего потребителя. Как правило, в число сервисов такого портала входят информационные сервисы (новости, биржевые сводки, прогнозы погоды), сервисы бесплатной почты и размещения персональных страниц пользователя, развлекательные сервисы (чаты, форумы, конкурсы) и др. Ростом сетевой аудитории стимулировал появление и развитие тематических сообществ, объединяющих группы пользователей сети по определенным интересам. Точками входа таких пользователей стали вертикальные или профильные порталы. Вертикальные порталы, в отличие от горизонтальных порталов, ориентированы на полный охват определенной аудитории, тематики или сферы деятельности человека. Они частично наследуют функциональность горизонтальных порталов, добавляя к ним сервисы, специфические для своей тематики. Существуют также другие разновидности порталов, такие как корпоративные и индустриальные (в модели В2В). Общими чертами порталов всех типов являются способность интеграции и агрегации большого объема неоднородных данных, наличие развитых механизмов поиска и наличие средств персонализации содержимого портала для определенного пользователя.
В состав сервисов и служб системы образовательных порталов должны входить как общие сервисы и службы, характерные для порталов других типов, так и специализированные службы, обеспечивающие возможность адекватного доступа к различным электронным образовательным ресурсам, включающим электронные библиотеки, электронные обучающие курсы, системы удаленного доступа к центрам коллективного пользования образовательными вычислительными и экспериментальными ресурсами и пр. Очевидно, что указанная система порталов должна предоставлять возможности интеграции в свою структуру информационных ресурсов, предоставляемых рядом существующих образовательных информационных систем и сайтов. Эта интеграция может обеспечиваться как путем импорта информации других информационных систем и сайтов и размещения этой информации в базе данных образовательного портала так и путем создания специальных «шлюзов», обеспечивающих непосредственный доступ служб и сервисов образовательного портала к содержимому (информационному и функциональному) интегрируемых в систему образовательного портала информационных систем и сайтов. С другой стороны образовательные порталы должны предоставлять своим индивидуальным и коллективным пользователям (например, вузам) средства персонифицированного доступа к содержанию (контенту) портала для индивидуальных (персональные страница, сайт или портик) или коллективных (корпоративный образовательный сайт или портал) пользователей образовательного портала. Один из способов обеспечения состоит в обеспечении порталом экспорта своих информационных ресурсов и служб для их использования при построении индивидуальных и корпоративных сайтов и порталов.
Сервисом портала будем называть доступные через внешний интерфейс или внутренние (программные) интерфейсы портала, реализованные в его составе программные средства, основная задача которых, помогать пользователям удобно и эффективно выполнять требуемые им операции над содержимым разделов портала и использовать его ресурсы. Службой портала будем называть функциональную подсистему портала, доступную через внутренние интерфейсы и используемую несколькими функциональными подсистемами (сервисами) портала. Примерами сервисов являются системы новостей и форумов, информационного поиска и персонализации. В качестве примера служб можно упомянуть службу аутентификации и авторизации доступа к содержимому портала. Следует отметить, что состав служб и сервисов портала может расширяться. Возможно как добавление новых служб, так и новых специализаций (версий, предназначенных для работы в специфических условиях) существующих служб. Поэтому для обеспечения возможности расширения состава сервисов образовательного предлагается общая организация системы сервисов и служб портала основанная на едином реестре сервисов портала[2].
Рассмотрим перечень базовых (разрабатываемых при реализации портала) сервисов и служб портала. В состав этих сервисов и служб входят сервисы поиска информации и навигации по ресурсам портала, информационные сервисы, сервисы интерактивного общения пользователей портала, сервис управления профилем пользователя, сервисы персонификации индивидуального и корпоративного порталов пользователя, сервисы мониторинга и статистики, сервис хостинга образовательных ресурсов, средства (службы) экспорта и импорта информационных и функциональных ресурсов портала, служба аутентификации и авторизации доступа к содержимому портала. Указанные сервисы и службы являются в определенном смысле ортогональными и могут комбинироваться друг с другом.
При реализации служб образовательного портала должны быть обеспечены определенные требования, важнейшими из которых являются масштабируемость, возможность их эффективной интеграции и безопасность. При этом под масштабируемостью понимается как возможность увеличения нагрузки на сервис, переноса его на иную платформу и распределения нагрузки на сервис на несколько серверов сети. Возможность интеграции подразумевает наличие единых способов и механизмов описания функциональности сервиса, средств регистрации и поиска сервисов, средств их динамического вызова, а также средств персонализации сервисов. Требования безопасности сервисов включают требования к наличию механизмов разграничения доступа, обеспечения конфиденциальности информации, пересылаемой между сервисами, обеспечение сетевой безопасности и пр.
Рассмотрим архитектуру образовательного портала на примере образовательного портала ВКГТУ им. Д.Серикбаева.
Образовательный портал состоит из следующих основных компонентов:
1. База данных образовательного портала на базе СУБД Microsoft SQL Server 2005.
2. Программный комплекс SPortal для работы с базой данных образовательного портала в корпоративной сети университета (применяется для администрирования и редактирования информации хранящейся в базе данных образовательного портала).
3. Web-сайт образовательного портала, доступ к которому осуществляется как из корпоративной сети, так и из сети Internet [3].
Общая схема образовательного портала представлена на рис. 1.1
Рисунок 1.1 - Архитектура образовательного портала
Все эти компоненты для обеспечения защиты от несанкционированного доступа используют систему безопасности на базе корпоративного домена.
Схема организации системы безопасности образовательного портала представлена в виде взаимного соответствия списка групп пользователей, которым предоставляется доступ к ресурсам образовательного портала и списка ресурсов, к которым эти группы пользователей имеют доступ. Схематично работа данной системы представлена на рис. 1.2.
Группы пользователей состоят из отдельных пользователей, при этом один пользователь может состоять в нескольких группах и, соответственно, получает те права, которые предоставлены тем группам, в которые он входит. При этом в состав групп пользователей могут входить не только отдельные пользователи, но и группы пользователей, что позволяет выделить более общие группы пользователей. Благодаря этому можно организовать иерархию разрешений от более общих групп к более конкретным группам.
Рисунок 1.2 - Схема работы системы безопасности в домене
В качестве базы для выделения общих групп пользователей используют информационные подсистемы образовательного портала. И для каждой из этих подсистем были выделены следующие общие группы пользователей:
1. Администраторы. Данная группа имеет полные права на доступ к ресурсу и назначается пользователям (группе пользователей), которые администрируют данный ресурс.
2. Методисты. Данная группа имеет права для ввода и редактирования данных, которые хранятся в ресурсе. Методист имеет доступ только к той части ресурса, доступ к которой ему предоставлен.
3. Пользователи. Данная группа имеет права для просмотра данных, которые хранятся в ресурсе. Пользователь имеет только к той части ресурса, доступ к которой ему предоставлен.
4. Прочие группы пользователей. Данные группы создаются по необходимости и для них устанавливаются нужные разрешения.
Основными подсистемами являются: студенческий контингент, сотрудники, учебные планы, тестирование, абитуриент и т.д. Для каждой такой подсистемы создаются более конкретные группы, которые были перечисленные выше, которые в свою очередь назначаются определенным категориям пользователей.
При проектировании основных групп пользователей за основу было взято выделение групп пользователей согласно функциональным обязанностям сотрудников работающих с образовательным порталом. Исходя из этого принципа, были выделены следующие категории пользователей:
1. Администраторы портала.
2. Методисты факультетов.
3. Методисты кафедр.
4. Специалисты учебного отдела.
5. Студенты.
На рисунке 1.3 представлена схема организации ролей на образовательном портале, которая была описана выше.
Рисунок 1.3 - Схема организации доступа к подсистема образовательного портала
Так же важно дать характеристику системы безопасности web-сайта образовательного портала, т.к. к нему имеет доступ широкая категория пользователей как из локальной сети, так из сети Internet.
Информация о работе Система управления обучением как основа образовательного портала