Система управления обучением как основа образовательного портала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ бесплатных систем управления обучением.
Для раскрытия темы перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомление с основными понятиями и системами образовательного портала.
2. Анализ требований, предъявляемых к программному обеспечению систем управления обучением.
3. Сравнительный обзор бесплатных систем управления обучением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ 4
1.1 Понятие образовательного портала 4
1.2 Сервисы и службы образовательного портала 4
1.3 Архитектура образовательного портала 6
2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ 10
2.1 Краткая история развития электронного обучения 10
2.2 Различные аббревиатуры систем управления обучением 11
2.3 Модель обмена учебными материалами Sharable Content Object Reference Model (SCORM) 11
2.4 Обзор международных стандартов 12
2.5 Требования, предъявляемые к программному обеспечению систем управления обуч

Файлы: 1 файл

Kурсач1.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Если вы предполагаете использовать подобные «кубики», необходимо, чтобы выбираемая вами системы поддерживала этот вид функциональности, т.е. позволяла определять объекты знаний и позволяла составителю курсов связывать объекты знаний с целями обучения.

Обеспечение доступа. Этот вопрос имеет два аспекта.

Первый: обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе. Например, оно должно быть совместимо со screen readers – программами, обеспечивающими считывание слов на экране для тех, у кого ослаблено зрение.

Второй аспект – необходимо убедиться, что приобретаемая технология пригодна для всех возможных пользователей. Например, если некоторые из обучаемых не имеют последнего варианта Macromedia Flash, они не увидят анимации, созданной вами в этой технологии.

Приобретаемое программное обеспечение (ПО) должно быть протестировано с теми браузерами, которые будут использовать обучаемые. Чтобы убедиться, что учебная программа работает на той платформе, на которой должна, необходимо осуществить тестирование по нескольким сценариям. Провести тестирование на нескольких компьютерах с различными вариантами браузеров и программами или необходимо дать жесткие рекомендации о конфигурации оборудования.

Стоимость ПО, сопровождения и аппаратной части. Не маловажный аспект – это цена.

При подсчете цены нужно учитывать следующее:

- Стоимость всего ПО включая: саму систему; операционную систему; СУБД; антивирусные программы; ПО для безопасности и т.д.

- Сопровождение. Нужно учитывать, что разное ПО требует разного уровня квалификации, и зарплаты.

- Стоимость аппаратной части, включая: сервер; резервирование питания; систему резервирования данных; сетевые и канальные средства; резервирование для «горячей» и «холодной» замены аппаратуры в случае выхода из строя.


3 ОБЗОР БЕСПЛАТНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

3.1 MOODLE [5]

MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment.

Поддержка: IMS/SCORM спецификаций

Платформа: PHP, MySQL, PostgreSQL

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть

Дизайн и разработка Moodle направляются особой философией обучения, которую можно вкратце назвать «педагогика социального конструкционизма» (social constructionist pedagogy) (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 - Фрагмент сайта www.moodle.org

Люди «конструируют» для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено непосредственно чтением или прослушиванием.

Это не значит, что Вы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечно, можете. При обучении имеет место в большей мере интерпретация, нежели простая передача информации от одного к другому.

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в интернет до более комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.

Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить. Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственные идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не читают их потом.

Социальный конструктивизм - это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым «малую культуру» разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как «быть» в этой культуре.

Возьмём в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться для тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода «знание» об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс. Здесь не только «формы» инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая деятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участник курса действует внутри группы.

Вовлечённое и отвлечённое - эта концепция - чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. «Отвлечённое» поведение – это когда кто-то старается оставаться «объективным» и «опираться на факты». Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента. «Вовлечённое» поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения. «Сконструированное»   поведение – это когда человек способен использовать оба подхода, и выберает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации.

В целом, здоровое количество вовлечённого поведения внутри сообщества учащихся – это мощный стимул обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.

Обдумывание этих вопросов поможет больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующим проставлении оценок. Также это поможет понять, как каждый участник курса может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто «источником знаний» и превратитесь во вдохновителя, ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.

Безусловно, Moodle не навязывает такой тип поведения, но всё же именно этот тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в области «педагогической поддержки» станут основным направлением в развитии системы Moodle.

3.2 CLAROLINE [6]

Текущая версия: 1.8.4

Поддержка: IMS/SCORM спецификаций

Языки приложения: PHP, JAVA

СУБД: MySQL

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть

Приложение было создано в Бельгии институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 - Фрагмент сайта www.claroline.net

3.3 DOKEOS [7]

Платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении.

Dokeos – результат работы некоторых членов первоначальной команды разработчиков Claroline, которые задумали:

-  изменить ориентацию приложения. Теперь оно подойдет скорее организациям, чем университетам. Дело в том, что Claroline прекрасно адаптирована для университетской среды, что выражается в поддержке большого количества учеников и курсов. Dokeos, как нам кажется, больше ориентирован на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия;

-  организовать (скорее выставить на продажу) набор дополнительных сервисов для платформы. Название Dokeos относится как к приложению, так и к сообществу, которое предлагает набор различных сервисов к платформе: хостинг, интегрирование контента, разработка дополнительных модулей, тех. поддержка и т.д.

Dokeos бесплатен, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться (рис 3.3).

Рисунок 3.3 - Фрагмент сайта www.dokeos.com

Поддержка: IMS/SCORM

Платформа: PHP, MySQL

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть

3.4 ILIAS[8]

Поддержка: IMS/SCORM

Текущая версия: 3.8.0

Языки приложения: PHP

СУБД: MySQL

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть

3.5 SAKAI[9]

Поддержка: IMS/SCORM

Платформа: JAVA

СУБД: MySQL, Oracle, hsqldb

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть (рис 3.5)

Рисунок 3.5 - Фрагмент сайта www.sakaiproject.org

3.6 LAMS [10]

Текущая версия: 2

Языки приложения: Java

СУБД: MySQL

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка:  нет

Спецификация IMS Learning Design была подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands – OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

3.7 OLAT[11]

Текущая версия: 5.1.3

Стандарты: SCORM/IMS (IMS Content Packaging, IMS QTI)

Языки приложения: Java

СУБД: MySQL, PostgreSQL

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть

 Разработка системы началась еще в 1999 году в University of Zurich, Switzerland, где она является основной образовательной платформой электронного обучения (рис 3.6).

Рисунок 3.6 - Фрагмент сайта www.olat.org

3.8 OPENACS [12]

Open Architecture Community System это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

Текущая версия: 5.3.1

СУБД: ORACLE

Лицензия: GNU General Public License (GPL)

Поддержка русского языка: есть

3.9 LRN [13]

На сайте предлагается возможность загрузить LiveCD, чтобы попробовать систему локально на домашнем компьютере (рис 3.7).

Текущая версия: 2.2.1

СУБД: ORACLE

Скачать LiveCD: http://e-lane.org/pub/knoppix-elane_EN_2005-10-12.iso

Поддержка русского языка: есть

Рисунок 3.7 - Фрагмент сайта


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте мы ознакомились с основными понятиями и системами образовательного портала, определили требования, которые предъявляются к программному обеспечению систем управления обучением, провели сравнительный обзор бесплатных систем управления обучением и выяснили, что система MOODLE является наиболее эффективной и динамичной. MOODLE поддерживает более 54-х языков, включает тесты, задания, семинары, активность на форумах и т.п.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                  Баранка, А. Минобразования заинтересовано в разработке электронных средств обучения / А. Баранка // LEARNING ACTIVE [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://la.by/content/minobrazovaniya-zainteresovano-v-razrabotke-elektronnykh-sredstv-obucheniya. – Дата доступа: 09.10.2010.

2.                  Бабинский, А. Определение базового набора сервисов и служб образовательного портала и методов их реализации / А. Бабинский, А. Букатов, Л. Крукиер, В. Шапиро // Информатика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Информация о работе Система управления обучением как основа образовательного портала