Система высшего образования в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Целью реферата является выявление наиболее характерных черт системы высшего образования в стране.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: рассмотрение формирования высшего образования, соответствие Болонскому процессу, переход к двухступенчатому образованию и общую структуру высшего образования России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1 Этапы эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования……………………………………………………………….……..…4-7
2 Присоединение России к Болонскому процессу………………………...…...8-10
3 Переход к двухступенчатому образованию……………………………...….11-13
4 Общая структура второго высшего образования России………………..... 14-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………...….…18
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…..….19-20

Файлы: 1 файл

Введение,реферат.docx

— 201.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система высшего образования в стране

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

1 Этапы эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования……………………………………………………………….……..…4-7

2 Присоединение России к Болонскому процессу………………………...…...8-10

3 Переход к двухступенчатому образованию……………………………...….11-13

4 Общая структура второго высшего образования России………………..... 14-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………...….…18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…..….19-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Высшая школа занимает свое ведущее место в системе  непрерывного образования. Она прямо  и опосредованно связана с  экономикой, наукой, технологией и  культурой общества в целом. Рассматриваемая нами тема является актуальной, ведь развитие образования является важной составной частью стратегии общего национального развития.

Вступая в 21 век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть высшее профессиональное образование и специалист, выпускаемые  высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются  вне системы образования. Они  исходят из общих экономических  и общественных целей государства. Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального образования - одно из важнейших условий успешности его функционирования.

Целью реферата является выявление наиболее характерных черт системы высшего образования в стране.

Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: рассмотрение формирования высшего образования, соответствие Болонскому процессу, переход  к двухступенчатому образованию и общую структуру высшего образования России.

 

 

 

 

1 Этапы эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования

 

 

Целесообразно напомнить об основных этапах эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования, которые во многом предопределили их нынешние особенности и отличия от квалификаций других европейских стран. 

Система аттестации научно-педагогических кадров в России за время своего существования претерпела ряд изменений  и преобразований, которые не всегда были последовательными и конструктивными. До 80-х гг. XIX века ее структура выглядела следующим образом:

  1. первая ученая степень - "кандидат", которую получали студенты, окончившие полный курс университета с отличными результатами и представившие письменное сочинение;
  2. вторая ученая степень - "магистр наук", для получения которой лица, имевшие степень кандидата, должны были сдать экзамены и публично защитить магистерскую диссертацию;
  3. третья ученая степень - "доктор наук", для получения которой необходимо было иметь ученую степень "магистр наук" и публично защитить докторскую диссертацию [1, C.28].

В конце XIX века, точнее в 1884 году, когда был принят последний  университетский устав, ученая степень "кандидат" была упразднена. В октябре 1918 года были упразднены все ученые степени и звания, и только в январе 1934 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление "Об ученых степенях и званиях", утвердившее ученые степени "кандидат наук" и "доктор наук". Содержание и статус новой степени "кандидата наук", несмотря на созвучие с первой ученой степенью дореволюционного периода, стали качественно иными. Тем более что ученая степень "магистра наук" была выведена из обращения. 

Наиболее существенные структурные  преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 90-х годов в результате принятия Комитетом по высшей школе Постановления от 13 марта 1992г. №13 "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации". Этим Постановлением были утверждены Временное положение "О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации" и Положение "О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ". Документы явились нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней. Для ее построения, наряду с такой традиционной единицей формирования программ, как "специальность", была введена новая структурная единица - "направление обучения". При этом совокупность соответствующих образовательно-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры [5, C.18].

Образовательно-профессиональные программы первого уровня должны были включать двухлетнее обучение по одному из направлений обучения и  профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием. Общая продолжительность  обучения по этим программам должна была составлять 3 - 3,5 года, а лица, успешно  освоившие такую программу, должны были получать дипломы о неполном высшем образовании с присвоением  квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования. Очевидно, что введение такого образовательного уровня могло  иметь далеко идущие последствия. На его основе появлялась возможность  интегрировать систему среднего профессионального (специального) образования  в структуру высшей школы с  существенным приращением образовательного потенциала. В дальнейшем эта возможность, к сожалению, оказалась отвергнутой [5, C.21].

Основу высшего образования, в соответствии с упомянутым выше Постановлением, должно было составить  базовое высшее образование, которое  предусматривало овладение системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получение  фундаментальной естественнонаучной подготовки и основ профессиональных знаний по направлениям обучения. На основе общего среднего образования продолжительность  обучения по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования  устанавливалась не менее четырех  лет, а лицам, освоившим одну из таких  программ и успешно прошедшим  итоговую аттестацию, присваивалась  степень бакалавра с выдачей  диплома о высшем образовании. Очевидно, что образовательно-профессиональные программы данного уровня не что  иное, как университетское образование  без углубленной специализации, то есть это программы, имеющие сугубо академическое назначение.

Образовательно-профессиональные программы третьего уровня могли  быть реализованы в двух формах:

  1. на основе общего среднего образования по единой программе общей продолжительностью обучения 5-6 лет по одной из специальностей с присвоением квалификации "дипломированный специалист";
  2. на основе базового высшего образования по одному из направлений подготовки магистров продолжительностью обучения 2-3 года с присвоением степени "магистр наук" либо по одной из специальностей, продолжительностью от одного до трех лет с присвоением квалификации "дипломированный специалист".

Предполагалось, что все  выпускники, освоившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют  право поступления в аспирантуру. Структура аспирантуры осталась без изменений (с трехлетним сроком по очной форме обучения, как для  магистров, так и для дипломированных специалистов). 

Спустя четыре года в 1996 году вступил в силу Федеральный закон  Российской Федерации "О высшем и  послевузовском профессиональном образовании", который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым законом были установлены ступени высшего профессионального образования, определяемые в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): "бакалавр", "дипломированный специалист" или "магистр". Однако их связь с образовательными уровнями, введенными ранее Постановлением, так и не была установлена. [5, C.23-24]

На Всероссийском совещании  по проблемам развития многоуровневой системы подготовки специалистов в  Российской Федерации (25-26 ноября 2002 года) было отмечено, что в настоящее  время реализуются две образовательные подсистемы:

а)    одноступенчатые основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов по специальностям или группам родственных специальностей - направлениям подготовки дипломированного специалиста;

б) двухступенчатые основные образовательные программы по направлениям подготовки бакалавра и магистра с присуждением выпускникам соответствующей степени (квалификации).

Когда степень магистра в  структуре российского высшего  образования была восстановлена, сложившуюся  ситуацию можно было бы рассматривать  как возвращение к традиционной, принятой до 1884 г., структуре высшего  образования в России, но с инверсным  перемещением "кандидата" и "магистра наук" и переходом к новой  последовательности ученых степеней: "магистр наук", "кандидат наук" и "доктор наук" - при сохранении их общего числа. Что касается ученой степени "доктора наук", то она  в вузовской среде в большей  степени воспринимается как синоним  ученого звания "профессор", поскольку  работающий в вузе доктор наук редко не имеет профессорского звания [5, C.25].

 

2 Присоединение России к Болонскому процессу

 

После присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года все положения Декларации, включая Положение об использовании  в национальных системах образования "однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций" (по отношению к  квалификациям других стран - участниц Болонского процесса), приняли для  нас характер международных обязательств, подлежащих исполнению [5, C.26].

В этой связи и с учетом изложенных выше общих установок  Болонского процесса о квалификациях  высшего образования правомерным  становится вопрос о том, в какой  мере действующая структура степеней и квалификаций российского высшего  образования соответствует этим установкам. В частности, являются ли определенные законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" три ступени высшего образования (бакалавр, дипломированный специалист, магистр) его последовательными уровнями или же (поскольку реальный и формальный статус дипломированного специалиста и магистра почти не различаются) таких ступеней (уровней) фактически две: первая ступень - бакалавр, вторая ступень - специалист или магистр? В какой мере послевузовское образование, в частности, аспирантура, может рассматриваться, если следовать терминологии Болонского процесса, как третья ступень или уровень высшего образования? 

Очевидно, что, несомненно, имеются терминологические несоответствия определения ступеней и уровней образования и квалификаций, используемых в нашей стране и в европейских странах. Так, например, нигде, кроме РФ, не используется термин "неполное высшее образование " для обозначения двух- или трехлетнего начального периода обучения в вузе. Во многих странах Европы oн называется первым циклом, а докторская подготовка повсеместно ассоциируется с третьим уровнем (циклом) высшего образования и не обозначается, как у нас, термином "послевузовское образование". Приведенных примеров уже достаточно для инициирования интересной дискуссии о соответствии нашей образовательной терминологии ключевым образовательным терминам, которыми оперируют ведущие европейские страны. Такая дискуссия, важным итогом которой могли бы стать выявление и дифференциация характера различий между квалификациями высшего образования в России и других странах, способствовала бы оптимизации предстоящей работы по полномасштабному подключению российской высшей школы к Болонскому процессу.

Что же касается принятой в  настоящее время в России ученой степени доктора наук, то она имеет  чисто российское происхождение  и предназначение. Несомненно, это  самая высокая по международным  стандартам научная квалификация, которая  может считаться на национальном уровне как характеристика научных  достижений ученого в той или  иной области науки. Номенклатура специальностей в аспирантуре и докторантуре должна быть разной: от более широкой - к более специализированной, а  в качестве одного из направлений  развития аспирантуры должно быть усиление образовательной компоненты применительно  к условиям учебной и образовательной  работы в вузе [4, C.36-39].

Информация о работе Система высшего образования в стране