Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:51, реферат
Целью реферата является выявление наиболее характерных черт системы высшего образования в стране.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: рассмотрение формирования высшего образования, соответствие Болонскому процессу, переход к двухступенчатому образованию и общую структуру высшего образования России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1 Этапы эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования……………………………………………………………….……..…4-7
2 Присоединение России к Болонскому процессу………………………...…...8-10
3 Переход к двухступенчатому образованию……………………………...….11-13
4 Общая структура второго высшего образования России………………..... 14-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………...….…18
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…..….19-20
Система высшего образования в стране
(реферат)
Тюмень, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Этапы эволюции и утверждения российских
квалификаций высшего образования…………………………………………………
2 Присоединение России к Болонскому процессу………………………...…...8-10
3 Переход к двухступенчатому образованию……………………………...….11-
4 Общая структура второго высшего образования России………………..... 14-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………...….…18
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Рассматриваемая нами тема является актуальной, ведь развитие образования является важной составной частью стратегии общего национального развития.
Вступая в 21 век, необходимо
четко и осознанно
Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических и общественных целей государства. Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального образования - одно из важнейших условий успешности его функционирования.
Целью реферата является выявление наиболее характерных черт системы высшего образования в стране.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: рассмотрение формирования высшего образования, соответствие Болонскому процессу, переход к двухступенчатому образованию и общую структуру высшего образования России.
1 Этапы эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования
Целесообразно напомнить об основных этапах эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования, которые во многом предопределили их нынешние особенности и отличия от квалификаций других европейских стран.
Система аттестации научно-педагогических кадров в России за время своего существования претерпела ряд изменений и преобразований, которые не всегда были последовательными и конструктивными. До 80-х гг. XIX века ее структура выглядела следующим образом:
В конце XIX века, точнее в 1884 году, когда был принят последний университетский устав, ученая степень "кандидат" была упразднена. В октябре 1918 года были упразднены все ученые степени и звания, и только в январе 1934 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление "Об ученых степенях и званиях", утвердившее ученые степени "кандидат наук" и "доктор наук". Содержание и статус новой степени "кандидата наук", несмотря на созвучие с первой ученой степенью дореволюционного периода, стали качественно иными. Тем более что ученая степень "магистра наук" была выведена из обращения.
Наиболее существенные структурные
преобразования высшей школы России
были проведены в первой половине
90-х годов в результате принятия
Комитетом по высшей школе Постановления
от 13 марта 1992г. №13 "О введении многоуровневой
структуры высшего образования в Российской
Федерации". Этим Постановлением были
утверждены Временное положение "О
многоуровневой структуре высшего образования
Российской Федерации" и Положение
"О порядке реализации государственными
высшими учебными заведениями образовательно-
Образовательно-
Основу высшего образования,
в соответствии с упомянутым выше
Постановлением, должно было составить
базовое высшее образование, которое
предусматривало овладение
Образовательно-
Предполагалось, что все
выпускники, освоившие любую
Спустя четыре года в 1996 году вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым законом были установлены ступени высшего профессионального образования, определяемые в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): "бакалавр", "дипломированный специалист" или "магистр". Однако их связь с образовательными уровнями, введенными ранее Постановлением, так и не была установлена. [5, C.23-24]
На Всероссийском совещании по проблемам развития многоуровневой системы подготовки специалистов в Российской Федерации (25-26 ноября 2002 года) было отмечено, что в настоящее время реализуются две образовательные подсистемы:
а) одноступенчатые основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов по специальностям или группам родственных специальностей - направлениям подготовки дипломированного специалиста;
б) двухступенчатые основные образовательные программы по направлениям подготовки бакалавра и магистра с присуждением выпускникам соответствующей степени (квалификации).
Когда степень магистра в
структуре российского высшего
образования была восстановлена, сложившуюся
ситуацию можно было бы рассматривать
как возвращение к
2 Присоединение России к Болонскому процессу
После присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года все положения Декларации, включая Положение об использовании в национальных системах образования "однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций" (по отношению к квалификациям других стран - участниц Болонского процесса), приняли для нас характер международных обязательств, подлежащих исполнению [5, C.26].
В этой связи и с учетом
изложенных выше общих установок
Болонского процесса о квалификациях
высшего образования
Очевидно, что, несомненно, имеются терминологические несоответствия определения ступеней и уровней образования и квалификаций, используемых в нашей стране и в европейских странах. Так, например, нигде, кроме РФ, не используется термин "неполное высшее образование " для обозначения двух- или трехлетнего начального периода обучения в вузе. Во многих странах Европы oн называется первым циклом, а докторская подготовка повсеместно ассоциируется с третьим уровнем (циклом) высшего образования и не обозначается, как у нас, термином "послевузовское образование". Приведенных примеров уже достаточно для инициирования интересной дискуссии о соответствии нашей образовательной терминологии ключевым образовательным терминам, которыми оперируют ведущие европейские страны. Такая дискуссия, важным итогом которой могли бы стать выявление и дифференциация характера различий между квалификациями высшего образования в России и других странах, способствовала бы оптимизации предстоящей работы по полномасштабному подключению российской высшей школы к Болонскому процессу.
Что же касается принятой в настоящее время в России ученой степени доктора наук, то она имеет чисто российское происхождение и предназначение. Несомненно, это самая высокая по международным стандартам научная квалификация, которая может считаться на национальном уровне как характеристика научных достижений ученого в той или иной области науки. Номенклатура специальностей в аспирантуре и докторантуре должна быть разной: от более широкой - к более специализированной, а в качестве одного из направлений развития аспирантуры должно быть усиление образовательной компоненты применительно к условиям учебной и образовательной работы в вузе [4, C.36-39].