Система высшего образования в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:51, реферат

Описание работы

Целью реферата является выявление наиболее характерных черт системы высшего образования в стране.
Для достижения цели исследования мы ставим перед собой задачи: рассмотрение формирования высшего образования, соответствие Болонскому процессу, переход к двухступенчатому образованию и общую структуру высшего образования России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1 Этапы эволюции и утверждения российских квалификаций высшего образования……………………………………………………………….……..…4-7
2 Присоединение России к Болонскому процессу………………………...…...8-10
3 Переход к двухступенчатому образованию……………………………...….11-13
4 Общая структура второго высшего образования России………………..... 14-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………...………...….…18
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…..….19-20

Файлы: 1 файл

Введение,реферат.docx

— 201.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Россия может  выстроить систему академических  и ученых степеней, соответствующую  требованиям Болонской декларации, следующим образом: "бакалавр"; "дипломированный специалист" или "магистр"; "доктор наук по направлению". Образовательные программы, соответствующие этим трем степеням, имеют как образовательную, так  и научную составляющие, причем для  степени, заменяющей нынешнего "кандидата", научная (исследовательская) составляющая является преобладающей. Однако повышение  требований к программам послевузовского  профессионального образования  должно затронуть не только научную, но и образовательную компоненту. Что же касается нынешней ученой степени "доктор наук", то она, как и  прежде, будет определять именно научный  статус ее обладателя [4, C.42].

 

Исходя из этих соображений, Всероссийское совещание по проблемам  современного состояния и перспективам развития классического университетского образования, которое состоялось в  ноябре 2003 года на базе Московского  государственного университета им. М.В. Ломоносова, приняло рекомендацию о  законодательном закреплении степени "доктор наук" как сугубо "научной" (а не "образовательной") степени, являющейся особенностью национальной системы подготовки научных кадров высшей квалификации. Возможно, эту  степень следовало бы присуждать не по отраслям наук, а по одной из научных специальностей "Номенклатуры специальностей научных работников", которую давно следует пересмотреть, укрупняя ныне действующие научные  специальности и сокращая их количество. 

Понятно, что принятие изложенных предложений или некоторых из них может потребовать внесения соответствующих изменений в  Федеральный Закон  "О высшем и послевузовском профессиональном   образовании" [4, C.40].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Переход к двухступенчатому образованию

 

 

Переход к двухступенчатому образованию – ключ к решению  всех названных проблем. Несмотря на очевидные преимущества и весомые аргументы в пользу этого перехода, он затягивается и нередко встречает сопротивление.

Одним из таких аргументов является якобы «ущербность» четырехлетней  подготовки бакалавров по сравнению  с пятилетней подготовкой специалистов. Однако и раньше по многим специальностям обучение длилось четыре года. Сокращение же продолжительности обучения до четырех  лет по многим профессиям вполне возможно в связи с исключением из прежних  учебных планов обязательных идеологизированных курсов, военной и медицинской  подготовки, необоснованно длительных практик и т.п. В результате по набору дисциплин и объему получаемых знаний программа бакалавра может  быть даже более содержательной, чем  пятилетние программы подготовки специалиста [2].

Представляются несостоятельными и такие аргументы против двух ступенчатости, как «тупиковость»  бакалаврской программы (из-за невозможности  поступления бакалавров в аспирантуру) и непризнание дипломов кадровыми  службами. Но ведь ступени восхождения  к знаниям, перестав быть обязательными, теряют смысл и девальвируются, причем не только пропускаемая ступень, но и следующая за нею. Прием в аспирантуру без прохождения магистерского цикла приведет к снижению ее уровня как раз до уровня магистерской подготовки.

Конечно, переход к двухступенчатой  системе связан с определенными  трудностями. Система образования  по определению консервативна, и  всякое новшество в ней прививается  с трудом. Когда на психологическое  неприятие налагаются немалые организационные  и материальные сложности, возникает  большой соблазн ничего не менять в устоявшемся порядке вещей, даже если в будущем вуз столкнется с угрозой потери конкурентоспособности. Поэтому многие вузы пошли по пути компромиссного решения, оставив «специалитет» и заявив об открытии бакалаврских и магистерских программ. Вроде бы и «новому » открыты, и «старое » не отбрасывают. На самом же деле этот путь создает лишь видимость перехода к двухступенчатой системе.

Заниматься проблемой  перехода на двухступенчатую модель все равно придется. Это значит, что придется рассматривать вопрос структуризации и эшелонирования знаний по ступеням образования в каждой конкретной области. Очевидно, не всем вузам это по силам, поэтому нужна  координация усилий на всех уровнях, широкий обмен опытом, сотрудничество в рамках существующих учебно-методических объединений и научно-методических советов. Организация учебного процесса, структурирование знаний по степеням, развитие программного хозяйства, вопросы  методического обеспечения не могут  успешно решаться вузами, даже крупными, в одиночку.

Представляется, что начать переход должны прежде всего классические университеты, многие из которых до перевода на «номенклатуру специальностей » работали в координатах «бакалавр  – магистр – доктор». Двухступенчатая  система, к слову сказать, соответствует  и характеру университетского типа образования. Дело университета – готовить выпускников со степенями бакалавра, магистра, кандидата и доктора  наук, широко образованных и основательно подготовленных, способных работать в условиях междисциплинарности, повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отходить от сложившихся  стереотипов и предлагать новые  технологии, схемы, идеи и решения. Что  касается узкопрофильных вузов, то их переход на двухступенчатую систему  не должен форсироваться искусственно. Институты (даже если они назвались  университетами, хотя ими и не стали) должны иметь какое-то время, чтобы  осмыслить проблему и не сводить  ее к имитации перехода.

В любом случае, пора обобщить накопленный в стране за последние  годы опыт подготовки бакалавров и  магистров и сопоставить с  международной практикой, особо  продумав вопрос о том, как, не теряя  лучших традиций нашего образования, вписаться  в Болонский процесс, в рамках которого осуществляется гармонизация систем высшего образования в  Европе. А уже на этой основе заинтересованные министерства и ведомства должны принять конкретные решения, снимающие  барьеры на пути становления многоуровневой системы как одного из ключевых направлений  модернизации образования в России в первой четверти XXI века [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Общая структура второго высшего образования России

 

 

Что же касается второго  высшего образования, то ежегодно компания Begin Group и национальное рейтинговое агентство "РейтОР" проводит исследование его структуры, а так же структуры бизнес-образования в России. По итогам исследования можно выделить несколько основных видов образовательных программ второго высшего образования в зависимости от их формы.

а) Дневная форма обучения, при которой формируется специальная группа из студентов, получающих второе высшее образование. Как правило, это группа, которая 3 года учится по отдельной программе, и по ее окончании студенты получают дипломы;

б) Дневная форма обучения, при которой студенты добавляются к группам, получающим первое высшее образование. При данной схеме отдельная группа для студентов, получающих второе высшее образование, не создается. Они зачисляются в обычную студенческую группу, как правило третьего курса, и сдают предметы, которых у них нет в приложении к диплому об окончании первого высшего образования, но которые сдавали их новоявленные одногруппники на первом и втором курсах;

в) Традиционное вечернее образование. Студенты, получающие второе высшее образование, несколько в раз в неделю посещают занятия вечером;

г) "Буднее" заочное образование. Один или два раза в неделю, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, для студентов проводятся занятия;

д) "Группа выходного дня". Отличие от "буднего" заочного образования состоит в том, что занятия проводятся только в выходные дни. Остальные принципы получения второго высшего образования сохраняются;

е) Дистанционное образование. Для получения второго высшего образования студентам даже не нужно приезжать на место учебы. Всевозможные контрольные работы, экзамены сдаются ими дистанционно. В большинстве случаев получение дистанционного образования совмещено с использованием новейших информационных технологий и телекоммуникаций;

ж) "Периодическое образование". Эта схема, как правило, применяется для сотрудников крупных компаний. Студенты посещают определенные программы повышения квалификации. По окончании каждой подобной программы студентам выдается сертификат. После того как студенты получат необходимое число сертификатов, им выдается диплом о получении второго высшего образования [3].

Поскольку получение второго  высшего образования происходит на коммерческой основе, важным фактором является стоимость образования  и основные аспекты ценообразования  в этой сфере. Можно выделить следующие  моменты ценообразования:

а) Курс стоимости обучения. К точному подсчету стоимости обучения при выборе вуза следует относиться очень внимательно. Различные вузы используют различные схемы для определения стоимости: в рублях, в долларах США, в евро, в у.е., при этом одна условная единица равна среднеарифметической величине между курсом доллара и евро, в у.е., при этом курс фиксированный (не зависит от курсов валют), Через курсы нескольких валют (в случаях, когда часть суммы платится в рублях, а другая часть - в иностранной валюте);

б) Период оплаты за обучение. Стоимость обучения может определяться за следующие периоды:  месяц, семестр, год, весь срок обучения;

в) Образовательная программа. В некоторых случаях стоимость может меняться в зависимости от количества дисциплин, которые преподают студенту. Чем больше дисциплин включено в курс, тем выше стоимость обучения;

г) Профиль первого высшего образования. Существуют вузы, которые устанавливают стоимость в зависимости от профиля первого высшего образования. Например, если первая специальность "Финансы и кредит", а вторая - "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", стоимость получения такого образования ниже. Выше стоимость будет, если после технического образования человек захотел получить квалификацию "юрист";

д) Время получения первого высшего образования. Если человек получал первое высшее образование очень давно, то стоимость получения второго высшего будет для него несколько выше. Правда, это правило действует лишь в некоторых вузах;

е) Совмещение обучения с другими образовательными программами. В некоторых случаях программа получения второго высшего образования совпадает с другими российскими и международными образовательными программами (так называемые программы получения двойного диплома). Например, в одном московском вузе программа второго высшего образования совмещена с получением диплома известного американского университета с присвоением степени MBA.

Для сопоставления показатель стоимости обучения по различным  вузам подсчитан за год и приведен к рублевому эквиваленту. Для  этого были взяты курсы валют, установленные Центральным банком России на 20 марта 2007 года: $1 = 26 руб. 04 коп., 1 EURO = 34 руб. 64 коп. Результаты исследования приведены на рисунках А.1-3 [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Оценивая прошедшие 20 лет  реформ формирования российского образования, следует подчеркнуть, что за это  время претерпела ряд изменений и преобразований система аттестации научно-педагогических кадров, структурные элементы высшей школы России в результате принятия Постановления "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации", где утверждены Временное положение "О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации" и Положение "О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ".

После присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года все положения Декларации приняли для нас характер международных обязательств, подлежащих исполнению. Участие России в Болонском процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.

Переход к двухступенчатому образованию – ключ к решению всех названых проблем. Начать переход должны, прежде всего, классические университеты, многие из которых до перевода на «номенклатуру специальностей » работали в координатах «бакалавр – магистр – доктор». В любом случае, пора обобщить накопленный в стране за последние годы опыт подготовки бакалавров и магистров и сопоставить с международной практикой, и не теряя лучших традиций нашего образования, вписаться в Болонский процесс.

Что же касается второго высшего образования, можно выделить несколько основных видов образовательных программ второго высшего образования в зависимости от их формы: "периодическое образование", дистанционное образование, "группа выходного дня", "буднее" заочное образование, традиционное вечернее образование, дневная форма. Получение второго высшего образования происходит на коммерческой основе, следовательно, можно выделить следующие моменты ценообразования: курс стоимости обучения, период оплаты за обучение, образовательная программа, профиль первого высшего образования, время получения первого высшего образования, совмещение обучения с другими образовательными программами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Александрова О. Высшее  образование   и  структура   российской экономики [Текст] / Александрова О. // Высшее образование России. – 2006. - №5. – С. 27-36.
  2. Гребнев  Л.    Высшее    образование     в    Болонском     измерении: российские  особенности   и  ограничения     [Текст] / Л. Гребнев  //     Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 36-42
  3. Сенашенко В. О  структуре  современного   высшего   образования [Текст] / В. Сенашенко, Г.Ткач // Высшее образование в России. – 2004. – № 4. – С. 18-26.
  4. В   РФ     вводится   двухуровневая система    высшего   образования [Электронный    ресурс]:    общество.   –   Режим доступа: http://top.rbc.ru/society/25/10/2007/123659.shtml
  5. Второе высшее образование в России [Электронный ресурс]: помощь бизнесу. – Режим доступа: http://www.bishelp.ru/uprbiz/obuchenie/obshee/0310educate.php

Информация о работе Система высшего образования в стране