СЭЗ в Китае и России: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Благотворное воздействие умело организованных СЭЗ способствует росту региональных экономик сообразно их внутренним целям. Кроме того, зоны эффективно интегрируют страну в мировую экономику, расширяя международное сотрудничество.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Китайский опыт формирования свободных экономических зон 5
1.1. Формирование свободных экономических зон в Китае 5
1.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон 8
Глава 2 Возможность формирования свободных экономических зон в России 11
2.1 Российский опыт формирования свободных экономических зон 11
2.2 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон 14
Глава 3. Сравнительный анализ СЭЗ в Китае и России. 19
3.1. Стратегические направления сотрудничества 21
Заключение 23
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

2.1 Российский опыт формирования  свободных экономических зон

В российском законодательстве понятие  «особые экономические зоны»  идентифицируется с понятием «свободные экономические зоны», которые впервые  были упомянуты в Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР.

Что же считать «свободной экономической зоной» - режим деятельности или территорию – на практике этот вопрос приобрел важное значение, так  как именно из-за его нерешенности не были реализованы положения Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», предписывающие принятие федерального закона о свободных экономических зонах.

Нельзя не отметить востребованность закона об особом режиме хозяйственной  деятельности. Законодательные органы испытывали достаточно сильное давление регионов, желающих иметь федеральные законы, касающиеся конкретных экономических территорий. Среди многочисленных предложений проектов законов лишь для немногих регионов был принят специальный закон. Одним из них стал Закон «Об особой экономической зоне Калининградской области» 1996 года. В отношении многих свободных экономических зон действуют нормативные акты в форме постановлений Правительства или указов Президента РФ. Что же касается закона о свободных экономических зонах вообще, то работа над его проектом все еще продолжалась.

Немаловажное значение среди  особых условий хозяйствования в  таких зонах имеет таможенный режим, что по содержанию регулирования  ставит в один ряд понятия «свободная»  и «особая» экономические зоны.

Прежде всего необходимо выяснить, являются ли свободные экономические  зоны, используемые во внешнеторговой деятельности, и «образования с особыми  экономическими условиями функционирования»  – особые экономические зоны одной  и той же категорией, или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой – к внешнеторговой деятельности.

Создание экономических  зон с особым режимом хозяйствования, как правило, увязывается с задачей привлечения иностранных инвестиций. Это во многом связано с принятием в 1991 году в СССР и РСФСР Закона об иностранных инвестициях, который предполагал регулирование отношений, ранее не известных социалистическому способу хозяйствования. С помощью установления «особого хозяйственного режима» предполагалось привлекать иностранные инвестиции. Совпадение либерализации внешней торговли с принятием Закона об иностранных инвестициях привело к тому, что в понятии свободной экономической зоны были совмещены режим как внешнеторговой, так и инвестиционной деятельности.

Несмотря на существенное изменение условий привлечения  иностранных инвестиций, категория  свободных экономических зон  продолжает использоваться и не только во внешнеторговом законодательстве, а в целом ряде нормативных актов.

Из положения п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса следует, что  «товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории». Это означает, что при  помещении их на территорию особой экономической зоны не происходит «перемещения через таможенную границу». Такое перемещение происходит лишь в том случае, когда с территории особой экономической зоны товар перемещается на территорию Российской Федерации, находящуюся за границами особой экономической зоны.

Понятие особой экономической  зоны, содержащееся в Таможенном кодексе, соответствует понятию «свободная зона» в практике международной  торговли. Эта обычная практика создания «свободной зоны» включает в себя различные территории, как, например, «свободный склад», «свободный порт». Проводится также различие между торговыми и промышленными свободными зонами. В первых предполагается деятельность, направленная на сохранение товаров, и ограничивается обычными операциями по улучшению упаковки, приведению товаров в пригодное для продажи на рынке состояние, подготовке к отгрузке. Промышленные свободные зоны отличаются от торговых лишь числом предполагаемых операций с товарами, в них разрешаются операции по переработке товаров.

Россия имеет огромные территории, каждый регион имеет свою специфику, в том числе в уровне обеспечения инфраструктурой: транспортной, инженерной, газо-, электро-, водообеспечением. В Федеральном законе "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" определено, что в бюджетах всех уровней - федеральном, региональном и муниципальном - закладываются средства на создание и развитие инфраструктуры ОЭЗ. Это особенно значимо для вновь создаваемых ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Как показывает мировая практика, для подготовки рекреационных территорий к успешному участию в мировом турбизнесе нужна тщательная комплексная подготовка, которая заключается прежде всего в построении и развитии инфраструктуры. Такой подход позволит сделать предлагаемые территории значительно инвестиционно привлекательнее для представителей отечественного и иностранного бизнеса. В настоящее время строительство новых курортов, освоение пригородных заповедных зон происходит хаотично, без должной подготовки инфраструктуры местности, без разработанных генеральных планов развития территории. В результате многие из них утрачивают не только свою привлекательность, но и рекреационную значимость. В итоге, как правило, ухудшается экологическая ситуация в регионе и быстро иссякает поток туристов. С другой стороны, развитая инфраструктура увеличивает заинтересованность инвесторов в разработке и реализации инвестиционных проектов, что способствует развитию туристской отрасли как заданного региона, так и страны в целом.

 

 

2.2 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон

25 августа 2005 г. вступил в силу  Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об ОЭЗ), который  имеет целью создание благоприятных  условий для развития экономического и научного потенциала страны посредством создания особых экономических зон (далее - ОЭЗ).

Концептуально разработчики Закона об ОЭЗ исходили из того, что  создание ОЭЗ позволит обеспечить:

- дополнительное привлечение отечественных  и иностранных инвестиций в  обрабатывающую промышленность;

- содействие выравниванию уровня  экономического развития регионов;

- развитие высокотехнологичных  отраслей промышленности и сферы  услуг; содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;

- создание новых высококвалифицированных  рабочих мест.

Возникает вопрос: насколько нормы  Закона об ОЭЗ соответствуют его  концепции?

В Законе об ОЭЗ под ОЭЗ понимается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации (государственной и таможенной), на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Планируется создание двух типов ОЭЗ промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ создаются на двадцать лет, и срок их существования продлению не подлежит. Возможно досрочное прекращение деятельности ОЭЗ по решению Правительства РФ.

Закон об ОЭЗ исходит из принципа ограниченности территории ОЭЗ, что  обусловлено следующими причинами: во-первых, необходима значительная концентрация затрат на обустройство инфраструктуры ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов. В связи с этим предусматривается создание промышленно-производственных зон на территориях площадью не более 20 кв. км, технико-внедренческих - на территориях площадью не более 2 кв. км.

На территории ОЭЗ не допускается  добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка  продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Однако в Законе об ОЭЗ не указываются конкретные направления разрешенной или рекомендуемой предпринимательской деятельности, что объясняется отсутствием концепции промышленной политики России на перспективу.

Резиденты промышленно-производственной ОЭЗ вправе осуществлять на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность (производство и переработку товаров и их последующую реализацию). Это ограничение представляется нелогичным, так как многие промышленные предприятия имеют собственные службы по НИОКР.

Резиденты технико-внедренческих  ОЭЗ вправе осуществлять только технико-внедренческую  деятельность (создание и реализация научно-технической продукции, доведение  ее до промышленного применения, включая  изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислении и оказание услуг по их внедрению и обслуживанию). Для получения лицом статуса резидента технико-внедренческих ОЭЗ обязанность осуществить капитальные вложения не предусмотрена.

Лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять на ее территории предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством  РФ.

Мировой практике известны два альтернативных метода создания ОЭЗ ("свободных зон", по международной терминологии) - "сверху" и "снизу". В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В Законе об ОЭЗ выбран первый подход - создание в России исключительно  государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом "снизу" (преимущественно за счет частных инвестиций) заведомо отвергается, что на практике не только не соответствует общемировым тенденциям, но и игнорирует сегодняшнюю ситуацию в России (напряженное состояние государственных финансов).

Принцип создания зон "сверху", в  частности разрешительный порядок  инвестирования, влечет за собой усложненную  систему администрирования в  ОЭЗ. Не случайно многие положения Закона об ОЭЗ посвящены тем или иным

вопросам администрирования ОЭЗ, взаимоотношении органов их управления с резидентами.

При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим  свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ таможенными органами взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством РФ. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Кроме этого, в течение срока  действия соглашения в отношении  резидентов не применяются нормативно-правовые акты, ухудшающие их положение как налогоплательщиков. Однако смысл создания особых экономических зон не следует сводить лишь к предоставлению освобождений от налогов. В зонах будет действовать целостная система стимулов, а потому к вышеперечисленным льготам добавятся упрощенным административным режимом (принцип «единого окна» при регистрации резидентов и возможность проведения инспекционных мероприятий – СЭС, противопожарная служба, торговая инспекция, инспекция по труду и т. д. - только в рамках плановой комплексной проверки, решение о которой будут принимать территориальный орган РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

Успех развития туристических ОЭЗ  в России во многом будет зависеть от того, насколько льготными на практике окажутся условия ведения  бизнеса на этих территориях. И хотя первые результаты функционирования зон можно будет оценить лишь через 3-5 лет, что соответствует сроку окупаемости подавляющего большинства реализуемых в зонах инвестиционных проектов, основания для оптимизма есть уже сейчас.

В первую очередь это богатый положительный мировой опыт создания так называемых зон услуг, успешно развивающихся на территории стран Карибского бассейна, Кипра, Мальты и других государств с выраженной туристической ориентацией. Кроме того, по оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям ближайшее десятилетие станет крайне благоприятным для развития туристической отрасли в России, среднегодовые темпы роста инвестиций в туристский сектор которой будут составлять порядка 9,8%.

Необходимо также понимать, что  отобранные туристско-рекреационные зоны перспективны лишь до тех пор, пока их отличает уникальные природно-географические и экологические условия. Большинство потенциальных зон располагаются на особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заказниках, заповедниках и пр., где отсутствие транзитных дорог и крупных рекреационных объектов во многом предопределило их относительно благополучное экологическое состояния. Очевидно, что строительство туристической инфраструктуры и резкое увеличение числа отдыхающих внесет свои коррективы в имеющуюся там среду обитания. Поэтому при создании зон важно не допустить, чтобы принцип частного бизнеса "экономическое развитие и прибыль любой ценой" был принят на вооружение государством.

Напротив, создание ОЭЗ должно существенно снизить долю неорганизованного туризма и, как следствие, по возможности исключить нагрузку на природу.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительный анализ СЭЗ  в Китае и России.

Информация о работе СЭЗ в Китае и России: сравнительный анализ