СЭЗ в Китае и России: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Благотворное воздействие умело организованных СЭЗ способствует росту региональных экономик сообразно их внутренним целям. Кроме того, зоны эффективно интегрируют страну в мировую экономику, расширяя международное сотрудничество.
Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется усилением процессов интеграции и повышением степени открытости национальных экономик.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Китайский опыт формирования свободных экономических зон 5
1.1. Формирование свободных экономических зон в Китае 5
1.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон 8
Глава 2 Возможность формирования свободных экономических зон в России 11
2.1 Российский опыт формирования свободных экономических зон 11
2.2 Достижения и неудачи России в формировании свободных экономических зон 14
Глава 3. Сравнительный анализ СЭЗ в Китае и России. 19
3.1. Стратегические направления сотрудничества 21
Заключение 23
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ долгосрочного развития Китая  и России показывает, что крупнейший сосед, к сожалению, является сегодня примером для нас. Китай: стратегия технологического прорыва в будущее Главное в современной стратегии Китая волшебным образом оказывается вне внимания современных российских наблюдателей. Это сознательный и тщательно организуемый технологический рывок, при котором новые технологии внедряются как некоторая самоценность. Он начал осуществляться после Олимпиады в Пекине, совпал с началом глобального кризиса и стал ответом на него. Однако спланирован он был как реакция на нехватку ресурсов: еще в конце 90-х стало ясно, что при сложившихся темпах развития Китаю не хватит воды, почвы и энергии. После борьбы с «перегревом экономики» пришло понимание того, что решить эту проблему замедлением экономического роста нельзя, - и выход был найден в технологическом обновлении, в модернизации. Возможно, президент Медведев сформулировал свой лозунг о модернизации именно под впечатлением китайских успехов. Однако не будем забывать, что в ряде случаев эта модернизация при китайской структуре цен не эффективна коммерчески и является стратегическим, а не рыночным действием. Возможно, она является проявлением постепенной утраты деньгами своего ключевого значения и начинающегося глобального перехода от господства финансовых капиталов к технологическому социализму, но пока стратегические последствия этого во многом вынужденного рывка остаются неопределенными. В краткосрочном плане развитие Китая, при всей успешности, не безоблачно. Мы видим наглядный рост проблем, связанных с социальной и территориальной дифференциацией, мы видим, что решение задачи по снижению зависимости от экспорта и переориентации на внутренний рынок не удается в полной мере. Мы видим неуклонно нарастающее усиление внешнего давления с требованием укрепить юань, и боимся, потому что это укрепление может подорвать китайскую экономику, которая сегодня держит на своих плечах, как атлант или кариатида, всю мировую экономику. А для мира это будет означать срыв в убийственную депрессию, на фоне которой Великая депрессия конца 20-х – начала 30-х годов будет выглядеть эрой процветания. В то же время стимулирование китайской экономики вводом в нее денежной массы, несмотря на эффективный в целом контроль, сопровождается потенциально опасным ростом спекулятивных пузырей на самых разных рынках – от фондового и рынка недвижимости до рынка чеснока. Важной проблемой, меняющей саму среду принятия и исполнения решений, является смена поколений – приход в государство огромного социального слоя относительно молодых управленцев, работающих на Китай не потому, что это их Родина, а потому, что он дает им наиболее комфортные (не только в материальном, но и в культурном плане) условия жизни. До 2019 года развитие Китая примерно понятно, - хотя затем, если исходить из циклов китайской истории, могут произойти глубокие, качественные изменения, характер которых из России пока не виден. Развитие Китая стремительно. Если в начале реформ – в 1979 году - ВВП Китая составлял менее 40% от ВВП тогдашней РСФСР в составе Советского Союза, то сейчас Китай по этому показателю обгоняет Россию почти в 4 (если точно – в 3,9) раза, продолжая наращивать свой отрыв. За 90-е годы ВВП Китая вырос в 2,6 раза, за 2000-е – еще в 2,3 раза, в 2010 – еще на 10,3%. Общее увеличение – в 6,6 раза. ВВП России же превысил уровень катастрофического 1992 года менее чем на треть (на 31,8%). Наглядным выражением динамики развития двух стран является падение доли машин и оборудования в российском экспорте в Китай за первую половину 2000-х годов с 29 до 2%. Россия: идеологическое отрицание мирового опыта Главная причина китайских успехов очевидна: это ключевая роль государства, его жесткий контроль за командными высотами экономики в интересах развития, стратегическое планирование и категорическое неприятие либеральных догм, включая Вашингтонский консенсус. Таким образом, Китай устремлен в третье тысячелетие, в России же наблюдается явная попытка вернуться в прошлое тысячелетие, в 90-е годы, принцип которых реализуется с исключительной четкостью: подавление социального развития общества в интересах вывоза национального богатства за рубеж как коммерческими, так и государственными коррупционными структурами. В целом Россия медленно оползает в системный кризис, вызванный коррупционным перерождением государства: слишком многие в правящей бюрократии рассматривают российскую государственность как средство не решения общественных проблем, но лишь личного обогащения. Этот кризис может начаться лишь после 2012 года, но для избежания его нужно столь же решительное оздоровление государства, как и то, что было произведено в Китае после смерти Мао Цзэдуна.

3.1. Стратегические направления сотрудничества

Однако, несмотря на различную динамику развития наших  стран, наши стратегические интересы весьма близки. В частности, важной сферой является поддержание стабильности. Как известно, ухудшение социально-экономического положения Японии в условиях кризиса и угроза роста социально-политических проблем привела к активизации в японском руководстве наиболее реакционных - агрессивных реваншистских сил, готовых устроить «маленькую победоносную войну» против России ради отвлечения народа Японии от его насущных проблем. Россия и Китай вместе могут стать важными факторами реформы G8: ее решения должны стать обязательными хотя бы для ее членов, а членами должны стать страны, влияющие на глобальную экономику. Из ее состава можно безболезненно убрать Канаду, добавить Китай и Швейцарию, возможно, Индию и Бразилию – и этого вполне достаточно. Только в рамках такой организации можно всерьез, в практическом ключе обсуждать вопросы новой глобальной финансовой архитектуры – вплоть до способа реализации инициатив Казахстана, России и Китая по введению некоей новой мировой резервной валюты. Однако вся эта работа будет лишь частью главного, стратегического дела - совместного противостояние глобальному управляющему классу, сложившемуся в ходе глобализации на сетевой основе на базе неформальных финансовых групп, являющемуся носителем разрушающей мир либеральной идеологии и противостоящему любой, в том числе и государственной, общности. Пока это противостояние ведется бессознательно, по частным вопросам, несистемным образом, - и потому неэффективно. Надо понять, что все различия и даже противоречия между Россией и Китаем как государствами – ничто по сравнению с нашими общими противоречиями с этим неявно господствующим глобальным классом, отрицающим как таковые саму идею суверенитета, само право народов самостоятельно распоряжаться собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особые экономические зоны бывают двух типов:

1) промышленно-производственные, где  осуществляется деятельность по производству и (или) промышленной обработке товаров (продукции) и их реализация;

2) технико-внедренческие, резиденты  которых осваивают высокие технологии, в том числе занимаются созданием  и реализацией научно-технической  продукции, доведением ее до промышленного применения.

В зависимости от типа особой экономической  зоны различается и круг лиц, которые  вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность на этой территории в  качестве резидентов. Резидентами особых экономических зон могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, при соблюдении следующих условий. Коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Она должна заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих особых экономических зон (ст. 9 Закона об особых экономических зонах).

Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданное в  форме хозяйственных товариществ  и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.

Иностранные юридические лица не могут  быть резидентами особых экономических  зон, поскольку в Законе об особых экономических зонах содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны может осуществляться посредством создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т.е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор.

Во избежание превращения особых экономических зон в офшорные зоны установлен запрет на создание их резидентами филиалов и представительств за пределами территорий особых экономических зон.

Обсуждая проблемы экономического развития России, эксперты нередко  обращаются к опыту Китая. При  этом упоминается быстрый экономический  рост на протяжении 25 лет (8-10% ежегодно) и отдельные факторы, которые  ему способствуют. Это:

1. Низкий уровень налогов и  государственных расходов (13-15% ВВП).

2. Низкий уровень социальных  расходов в бюджете.

3. Открытость экономики вступившего  в ВТО Китая.

4. Использование как одного из  ключевых инструментов развития  особых экономических зон.

Вполне очевидно, что каждый из этих факторов вносит определенный вклад  в экономический рост. Относительно величины налогов приведем пример с  налогом на прибыль. Так, до последнего времени размер ставки налога на прибыль  китайских корпораций составлял около 33%. Однако налог составляет 17%, если речь идет об иностранной корпорации.

Что мы можем использовать из китайского опыта?

1. Снижение налогового бремени.  Причем это снижение правильно  проводить в двух направлениях:

а) Снижение общероссийских налогов.

б) Предоставление налоговых льгот  иностранным инвесторам, делающим инвестиции. Например, в Китае инвестора на 4 года полностью освобождают от всех налогов, а на следующие 2 года - предоставляют частичное освобождение. (Если у нас дать на 4 года освобождение от налогов - мы будем просто завалены инвестициями).

2. Создание особых экономических  зон, предоставляющих инвесторам  налоговые и таможенные льготы  в виде:

- свободных экономических зон;

- зон свободной торговли;

- технопарков;

где проводить эксперименты по либерализации экономики и увеличению инвестиционной привлекательности.

Особые зоны в Китае, расположенные  в прибрежных провинциях - это и  есть тот Китай, который активно  растет, и про который активно  пишут. По сути, особые экономические  зоны - пример проведения либеральной макроэкономической политики на ограниченной территории в условиях, когда либеральную программу по политическим или экономическим причинам нельзя реализовать в масштабах страны.

3. Введение фиксированных цен  на сырье, энергоресурсы, транспорт (особенно железнодорожный).

В Китае первоначально ввели  три типа цен:

1) На сырье, на транспорт и  связь были установлены фиксированные  цены.

2) На ряд продукции и услуг  установили плавающие цены, которые  могут быть увеличены или уменьшены на 20% от цен, установленных государством.

3) При этом на многие товары  были установлены свободные рыночные  цены.

Со временем все больше групп  товаров и услуг переходили на третий тип цен. У нас же если металлурги поднимут цены на 100%, то Аэрофлот сделает цены на билеты 1400$ вместо 400$. Это сейчас огромный тормоз для России.

4. Проведение экспериментов и  реформ в отдельном районе, регионе.  И постепенное распространение  успешных начинаний в России.

5. Перейти на постепенное формирование  рынка в России. Сначала необходимо сформировать рынок товаров, а затем уже рынок оборудования и средств производства. Мы ввели таможенную пошлину на оборудование и тормознули развитие собственного товарного производства. Яркий пример: за последние полгода в московском регионе закрылось 7 текстильных фабрик. В заключение хочу сказать, что Китай показывает нам интересный пример двадцатилетних поступательных реформ, из которого мы можем взять для себя много полезных идей и применить их в своей стране, в реформе нашей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Васильев С. Особые экономические зоны по китайскому образцу // Бизнес-адвокат, 2006, №8.
  2. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. №1
  3. Доронина Н.Г. Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // «Журнал российского права», №6, 2004
  4. Мисаревич Н.В. Правовое регулирование экономического сотрудничества государств. Гродно: ГрГУ, 2006.
  5. Савин В.А. Нужны ли в России свободные экономические зоны // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2000, №3.

 

 

 


Информация о работе СЭЗ в Китае и России: сравнительный анализ