Слияние и поглощения предприятий как пути концентрации производства в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы проведения процедуры слияний и поглощений, целесообразным было бы уделить внимание тому, какое место принадлежит слияниям и поглощениям в процессе проведения реструктуризации предприятия и построения стратегии его развития.

Как же можно определить, что такое слияния и поглощения? В принципе, в специальной литературе подобная деятельность называется одним словом – слияния (mergers), под которой в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..............3
Глава 1 Слияние и поглощение
Слияние и поглощение и их сущность………..…………………………….4
Типы слияний и поглощений……………………………………………………………………..7
Оценка эффективности слияний и поглощений……………………………………..10
Особенности слияний и поглощений в России……………………………………….15
Глава 2 Предприятия как пути концентрации производства в отрасли
2.1 Преимущества и недостатки концентрации. определение оптимального размера предприятия……………………………………………………………17
2.2 Сущность концентрации производства, ее пути и формы, Показатели уровня концентрации…………………………………………………………...21
2.3 Преимущества сочетания концентрации со специализацией и комбинированием……………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТЯНОЙ  КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА  М.Д. МИЛЛИОНЩИКОВА

 

 

 

                    Курсовая работа

 

по дисциплине «Экономика отросли»

тема: «Слияние и поглощения предприятий как пути концентрации производства в отрасли »     

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: Идрисов.Бислан.

                                                                                     Проверил:

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..............3

Глава 1 Слияние и поглощение

    1. Слияние и поглощение и их сущность………..…………………………….4
    2. Типы слияний и поглощений……………………………………………………………………..7
    3. Оценка эффективности слияний и поглощений……………………………………..10
    4. Особенности слияний и поглощений в России……………………………………….15

Глава 2 Предприятия как пути концентрации производства в отрасли

2.1 Преимущества и недостатки концентрации. определение оптимального размера предприятия……………………………………………………………17

2.2 Сущность концентрации производства, ее пути и формы, Показатели уровня концентрации…………………………………………………………...21

2.3 Преимущества сочетания концентрации со специализацией и комбинированием……………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………31

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Слияние и поглощение и их сущность.

                                                                                                                             Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы проведения процедуры слияний и поглощений, целесообразным было бы уделить внимание тому, какое место принадлежит слияниям и поглощениям в процессе проведения реструктуризации предприятия и построения стратегии его развития.

 

Как же можно определить, что такое слияния и поглощения? В принципе,  в специальной  литературе подобная деятельность называется одним словом – слияния (mergers), под которой в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна.  Однако юридическая наука и бухгалтерский учет требуют дробления данной категории на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом.

 

В результате слияния несколько  компаний объединяются в одну. При  этом, как правило, существует одна "приобретающая" компания, выступающая  инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом. Отличительной чертой сделки слияния  компаний является то, что акционеры "приобретаемой" компании после  объединения сохраняют свои права  на акции, но уже нового, объединенного  акционерного общества.  

 

Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую  часть акций. Таким образом, акционеры  поглощаемой компании теряют свои права  на долю в капитале новой объединенной компании.

 

(*) В дальнейшем в широком  смысле, а также при описании  процедуры слияния будут использоваться  понятия "приобретающая" и  "приобретаемая" компании. Понятия  "поглощающая" и "поглощаемая"  компании будут использоваться  при описании сделок поглощения.

 

Здесь необходимо остановиться на том, что под деятельностью  по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или  большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но также и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. Более подробно об этом будет сказано ниже.

 

Таким образом, делая краткий  итог сказанному выше, можно заметить следующее. Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены  собственника или  изменению структуры  собственности компании, являясь  конечным звеном в системе мер  по ее реструктуризации.

 

Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ  на рынке.

 

На самом деле любое  акционерное общество, функционирующее  в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить  эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться  компанией с помощью использования  как внутренних методов (повышение  эффективности управления, использование  более современных способов ведения  бизнеса, новых технологий, повышение  производительности труда и т.д.), так и  внешних методов, к которым  относится деятельность по слияниям и поглощениям. При этом внешние  пути развития имеют целый ряд  сравнительных преимуществ, которые  будут рассмотрены ниже в главе "Мотивации к проведению слияний  и поглощений".

 

На пути к достижению указанных  выше целей компания разрабатывает  конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно  оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ. Исходя из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:

 

·     Усиление основных направлений своей деятельности; 

 

·     Диверсификация деятельности;

 

·     Отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.

 

Деятельность по слияниям/поглощениям  является одним из основных методов  реализации перечисленных стратегий  развития фирмы. В частности:

 

·     Если фирма  занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций  для достижения конкурентных преимуществ  в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может  достигнуть своей цели, объединяясь  или приобретая компании того же сегмента рынка;

 

·     Часто компания может осуществлять слияния/поглощения фирм из других сегментов рынка для  снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через  выпуск разнородной продукции, продукции  находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции  – то есть, другими словами, через  диверсификацию производства), для  расширения сферы своего присутствия;

 

·     Если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей  деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний/поглощений для продажи или выделения  отдельных подразделений, дочерних компаний.

 

Более наглядно место слияний/поглощений в корпоративной стратегии компании можно проследить, рассматривая различные  типы слияний и поглощений.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Типы слияний и поглощений

Как уже было сказано, деятельность по слияниям и поглощениям предполагает не только объединение хозяйствующих  субъектов, но и выделение структурных  подразделений. Исходя из этого, разделим все слияния и поглощения на две  группы – расширение бизнеса и выделение бизнеса.

Расширение бизнеса

Основная классификация  слияний и поглощений основана на объединяемых типах деятельности. Согласно этому признаку слияния и поглощения делятся на:

·     горизонтальные;

·     вертикальные;

·     конгломератные.

Далее для упрощения будем  использовать термин "слияния", имея в виду деятельность по слияниям и  поглощениям.

 

Горизонтальные слияния  предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих  в одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение конкурентных преимуществ  по сравнению с другими участниками  данного конкретного сегмента рынка  за счет экономии от масштаба и наращивания  капитала. Здесь необходимо отметить, что подобного рода слияния как  ограничивающие конкурентную борьбу могут  регулироваться со стороны государства  через систему антимонопольных  мер. В числе наиболее ярких недавних примеров слияний такого типа можно  отметить слияние банков Chase Manhattan и Chemical Bank, объединение гигантов пищевой индустрии Guinness и Grand Metropolitan .

Вертикальными слияниями  называются объединения компаний, относящихся  к разным стадиям одного производственного  процесса. При этом слияние принимает  форму "интеграции вперед" или "интеграции назад". Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вперед", то есть объединение с компанией, относящейся  к следующей стадии производственного  процесса) или, допустим с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция назад", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).  

 

Наиболее яркие примеры  российской практики – приобретение НК "ЛУКОЙЛ" в 1998 г. контрольного пакета румынского нефтеперерабатывающего завода "Петротел", формирование холдинга "Сибирский Алюминий" вокруг Саянского Алюминиевого Завода (куда вошли заводы по выпуску алюминиевого проката, производству алюминиевой фольги и алюминиевых банок).

 

Данный тип слияния  обеспечивает повышение технологической  экономичности производства, снижению трансакционных издержек (участники таких вертикально интегрированных схем поставляют друг другу объект промежуточного производства по гораздо меньшим ценам или вообще бесплатно), лучший обмен информацией в пределах объединенной компании, что в итоге приводит к значительному снижению промежуточных затрат и, в конце концов, совокупных  затрат производства конечной продукции.

 

Конгломератные слияния  предполагают объединение компаний из различных, несвязанных отраслей или географических регионов.

 

Существуют три разновидности  конгломератных слияний:

 

·     Слияние для  расширения спектра продуктов

 

Происходит объединение  компаний, производящих различную продукцию, обладающую, тем не менее, схожими  признаками, и способных расширить  ассортимент выпускаемой друг другом продукции. Тем самым значительно  повышается конкурентное превосходство  образовавшейся структуры. Примером может  служить недавнее слияние Boeing, крупнейшего мирового производителя в области гражданской авиации, и McDonnel Douglas, лидера в области оборонно-космической индустрии США, а также объединение двух компаний-гигантов, работающих в сфере финансовых услуг – всемирно известного инвестиционного банка Morgan Stanley и обладающей сильно развитой дистрибьюторской сетью компании Dean Whitter Discovery. В результате образовалась мощная финансовая структура, работающая одновременно с частными и крупными институциональными клиентами.

 

·     Слияние для  географического расширения

 

В данном случае объединяются компании, выпускающие однотипную продукцию, но осуществляющие свою деятельность в различных регионах. Данная схема  позволяет значительно снизить  уровень риска через географическую диверсификацию и расширить свое присутствие, а значит, и приобрести конкурентные преимущества, обеспечить себя дополнительным спросом на различных  географических рынках. В качестве примера можно привести приобретение германским концерном Volkswagen 70% пакета акций чешского завода Skoda, что позволило ему воспользоваться преимуществами быстрорастущего и перспективного восточноевропейского рынка.

 

·     Собственно конгломератное слияние

 

Предполагает объединение  компаний из совершенно несвязанных  и неродственных отраслей. Пример – слияние табачной компании R.J. Reynolds  и производителя пищевых продуктов Nabisco Brands, в результате чего образовалась компания RJR Nabisco.

 

 

 

 

 

1.3 Оценка эффективности слияний и поглощений

Еще раз напомним основной принцип, лежащий в основе теории слияний. Слияния будут эффективными только в том случае, если в результате их проведения увеличивается благосостояние акционеров, достигаются определенные конкурентные преимущества. Как же можно оценить, что влияет на эффективность  слияний, в каких случаях акционеры  сливающихся компаний на самом деле станут "богаче", а в каких  их интересы будут ущемлены? На что  необходимо ориентироваться, принимая решение о проведении слияния/поглощения с тем, чтобы извлечь из сделки выгоду, а не понести убытки?

 

Для начала необходимо отметить, что инициатором сделки, как правило (и что вполне логично и очевидно), является более крупная компания. Допустим таковой является компания А, объявившая о своем намерении проведения слияния с компанией Б.

 

Как уже было сказано в  начале работы, при проведении сделок слияния/поглощения акции приобретаемой компании выкупаются у ее акционеров и перестают обращаться на рынке. Вместо них обращаются акции уже объединенной компании, которые являются теми же акциями приобретающей компании (компании А) после проведения ею дополнительной эмиссии. Разница между слияниями и поглощениями в том, что при слияниях акционеры приобретаемой компании (компании Б) становятся владельцами акций уже объединенной компании, наряду с акционерами компании А. При этом выкуп акций чаще всего принимает форму обмена акциями в определенной пропорции (например каждую акцию компании Б ее акционеры могут обменять на 0,7 акций компании А)

 

При поглощениях какого-либо участия в капитале объединенной компании акционеры компании Б они не имеют. Их акции просто выкупаются компанией А на договорной основе.

 

Очевиден тот факт, что  для того, чтобы заинтересовать акционеров приобретаемой компании Б в совершении сделки, компании А необходимо обеспечить такие условия, при которых акционеры компании Б будут иметь определенный доход. С этой целью компания А покупает у акционеров Б их акции по цене, превышающей текущую рыночную стоимость. При этом величина премии зачастую представляет собой довольно большую величину.

 

Как уже было рассмотрено  ранее, выгода от сделки для компании А, которая в то же время будет выгодой для компании Б, то есть совокупная выгода для обеих сторон от проведения слияния будет равна превышению действительной текущей стоимости (PV)[3] объединенной компании АБ над суммой текущих стоимостей компаний А и Б отдельно взятых:

Информация о работе Слияние и поглощения предприятий как пути концентрации производства в отрасли