Слияние и поглощения предприятий как пути концентрации производства в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы проведения процедуры слияний и поглощений, целесообразным было бы уделить внимание тому, какое место принадлежит слияниям и поглощениям в процессе проведения реструктуризации предприятия и построения стратегии его развития.

Как же можно определить, что такое слияния и поглощения? В принципе, в специальной литературе подобная деятельность называется одним словом – слияния (mergers), под которой в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..............3
Глава 1 Слияние и поглощение
Слияние и поглощение и их сущность………..…………………………….4
Типы слияний и поглощений……………………………………………………………………..7
Оценка эффективности слияний и поглощений……………………………………..10
Особенности слияний и поглощений в России……………………………………….15
Глава 2 Предприятия как пути концентрации производства в отрасли
2.1 Преимущества и недостатки концентрации. определение оптимального размера предприятия……………………………………………………………17
2.2 Сущность концентрации производства, ее пути и формы, Показатели уровня концентрации…………………………………………………………...21
2.3 Преимущества сочетания концентрации со специализацией и комбинированием……………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

 

Общая выгода от слияния = PVАБ – (PVА + PVБ)

 

Однако необходимо учитывать, что прирост стоимости носит  некий абстрактный характер –  он будет иметь место только в  будущем, после того как объединенные компании пройдут этап интеграции и  деятельность новой компании будет  носить стабильный характер, в момент же слияния никакого прироста стоимости  объединенной компании быть не может.

 

 Общая выгода распределяется  между компаниями А и Б. Причем, выгода одной из сторон является издержками другой.

 

Для компании А издержками будет являться превышение цены покупки компании Б над ее действительной текущей стоимостью PV. Соответственно, это превышение в свою очередь является выгодой для компании Б.

 

 Издержки компании А (выгода компании Б) = Цена покупки - PVБ

 

То есть, насколько больше компания А платит, чем получает, и является ее издержками. Остановимся на издержках поподробнее.

 

Мы знаем, что акционеры  компании Б при слиянии получают определенную премию сверх рыночной цены обладаемых ими акций. Рыночная цена (MV) компании Б всегда отличается от ее действительной текущей стоимости (PV). Поэтому, чтобы учесть премию акционерам компании Б, мы преобразуем исходную формулу:

 

Издержки компании А (выгода компании Б) =

 

(Цена покупки – MVБ) + (MVБ-PVБ)

 

Таким образом, издержками компании А будет являться сумма премии, уплачиваемой акционерам компании Б, и разницы между рыночной и действительной текущей стоимостями компании Б.

 

Рассмотрим это на примере. Пусть рыночная стоимость компании Б - $9 000 000, а действительная текущая стоимость, рассчитанная на основе дисконтированных денежных потоков – $6 000 000.

 

Тогда издержки на проведения слияния для компании А составят (9 000 000 – 7 000 000) + (7 000 000 – 6 000 000) = $3 000 000.

 

  Интересно, что если  рыночная стоимость компании  ниже ее действительной, то есть  имеет место недооценение рынком действительной стоимости компани, то приобретающая компания может значительно сэкономить на расходах. Например, пусть цена покупки опять же $ 9 000 000, рыночная стоимость компании Б - $7 000 000, а действительная ее стоимость – уже $8 000 000. Издержки компании А будут равны (9 000 000 – 7 000 000) + (7 000 000 – 8 000 000) = $1 000 000

 

Этот фактор делает недооцененные  компании очень привлекательным  объектом для слияния/поглощения.

 

Все это относится, однако, к поглощениям, где премирование акционеров приобретаемой компании Б осуществляется в денежной форме.

 

При проведении непосредственно  слияний, где осуществляется замена акций, то есть когда акционеры компании Б получают взамен своих акций акции компании А исходя из определенной пропорции, надо учитывать еще такой фактор, как стоимость акций компании А на момент проведения слияния. В зависимости от того, повышается или понижается рыночная цена акций с момента объявления о слиянии до непосредственного осуществления сделки, издержки компании А могут соответственно увеличиваться или уменьшаться, ведь если акции компании А дорожают, то акционеры компании Б получают большую стоимость при замене акций, и наоборот.  

 

Оставшаяся часть общей  выгоды, то есть разница между общей  выгодой и издержками компании А, и будет составлять чистую выгоду акционеров компании А (одновременно это издержки компании Б). То есть

 

Чистая выгода компании А = PVАБ – (PVА – PVБ) – (Цена покупки – PVБ)

 

Логично, что сделка по слиянию/поглощению может считаться эффективной, если выгода, которую получает компания, превышает издержки, то есть, если чистая выгода для каждой из сторон будет  являться величиной положительной.

 

В свете всего сказанного необходимо рассмотреть, как фондовый рынок реагирует на известие о  проведении слияния.

 

Многочисленные эмпирические исследования, проведенные в отношении  реакции фондового рынка на объявления о проводящихся слияниях и его дальнейшего поведения, позволяют сделать достаточно интересные выводы.

 

Исследования показали, что  цены на акции приобретающей и  приобретаемой компании ведут себя по-разному.

 

Акции приобретаемой компании начинают расти в цене сразу после  объявления компаниями намерения о  проведении слияния. Причина этому  вполне объяснима - акционеры пребывают  в ожидании получения значительной премии к текущей рыночной цене обладаемых  ими акций со стороны приобретающей  компании. Акции приобретаемой компании начинают дорожать, и, как только официально станет известно о цене, по которой  будет производиться покупка  акций,  их рыночная цена  вплотную подходит к цене покупки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Особенности слияний и поглощений в России

Проводимые в России в  последнее время слияния и  поглощения обладают рядом существенных отличий от того, что мы рассмотрели  выше, то есть нормальной практики проведения слияний/поглощений в развитой рыночной экономике.

 

В последние годы в России наблюдался резкий скачок активности проведения сделок по слияниям/поглощениям. Комичность и абсурдность российской действительности заключается в  том, что до этого, в начале девяностых, этой волне слияний предшествовала приватизация, сопровождающаяся стихийным  процессом по разукрупнению собственности. В то время, не ради, а вопреки здравому смыслу, крупные предприятия со сложившейся инфраструктурой дробились на мелкие с целью удовлетворения сугубо субъективных интересов, а отнюдь не во имя повышения эффективности ведения бизнеса. 

 

Можно с достаточной долей  уверенности сказать, что зарождение института слияний и поглощений в России началось примерно с середины 90-х годов. Первыми в волне слияний  оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей  промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные  нефтяные компании  (ВИНК) стали своеобразными  пионерами в области слияний  в России, являясь классическим примером вертикального типа слияний. Подобные слияния помогли решить не только производственные задачи, но и создали  предпосылки для обеспечения  конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке. Примером может служить создание холдинга вокруг НК "ЛУКОЙЛ", создавшего единую технологическую цепочку "от скважины до бензоколонки". В других компаниях этот процесс проходил в форме поглощений - так это было с АО "Сургутнефтегаз", поглотившим АО"КИНЕФ" и ряд компаний нефтепродуктового обеспечения.  

 

В принципе нефтяная промышленность стала поистине одной из самых "популярных" отраслей по количеству проводимых слияний  и поглощений. Это легко объяснимо  в условиях того, что эта отрасль, как и другие экспортоориентированные добывающие отрасли российской промышленности, одна из немногих, которая выпускает конкурентоспособную продукцию на мировом рынке. При этом существует еще одна деталь: практически у всех нефтяных компаний отсутствует баланс добытой и переработанной и реализованной нефти. У одних он отрицательный, у других - положительный. объединяясь, нефтяные компании дают возможность друг другу избежать значительных потерь.

 

Говоря об интегральных слияниях, можно сказать, что они, пожалуй, более всех других типов слияний  распространены в России. Вертикально  интегрированная схема функционирования компаний особенно эффективна при том  кризисе неплатежей, который имеет место в России и по сей день. Вертикальные слияния, кроме всех описанных выше преимуществ, в российских условиях имеют еще одно, пожалуй, самое важное - они позволяют решить проблему с дебиторской задолженностью (огромная масса которой лежит тяжелым бременем на большинстве российских предприятий) в рамках хотя бы одного производственного процесса..

 

Еще одной отличительной  чертой российских слияний и поглощений является их чрезмерная политизированность. Большинство из них выражают политические интересы либо местных администраций, либо других уровней власти. то есть о стремлении к достижению приоритетной цели в рыночной экономике - увеличению благосостояния акционеров - не может быть и речи. Как правило, подобные сделки идут вообще вразрез с интересами акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  Преимущества и недостатки концентрации. определение оптимального размера предприятия

экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

 

 Известно, что объем  выпускаемой продукции зависит  от величины задействованных  производственных ресурсов, т.е.  от величины переменного и  постоянного капитала.

 

 На предприятии объем  выпуска продукции может быть  увеличен за счет наиболее  полного использования мощностей,  в этом случае цель достаточно  быстро достигается путем привлечения  дополнительного количества переменного  капитала. Если на предприятии  отсутствует резерв производственных  мощностей, то в этом случае  увеличение выпуска продукции  требует достаточно длительного  времени и привлечения не только  переменного, но и постоянного  капитала. В первом случае экономический  эффект достигается за счет  снижения условно-постоянных затрат  на единицу продукции [12, с.124].

 

 Крупные предприятия  имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними  и мелкими предприятиями.

 

 Преимущества крупных  предприятий в общем плане  проявляются в следующем:

 

 они являются проводниками  научно-технического прогресса,  так

как имеют возможность  осуществления всего цикла «наука—производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

 

 легче внедряются и  лучше используют более современное

и высокопроизводительное оборудование;

 

 создают лучшие предпосылки  для применения более совершенной  организации производства;

 

 с увеличением объема  производства постоянные расходы

на единицу продукции  снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

 

 больше возможностей  для углубления разделения и  кооперирования труда;

 

 концентрация позволяет  добиваться монопольного положения  в отрасли;

 

 концентрация позволяет  расширить рыночную власть путем  централизации и лоббировать  интересы крупных компаний.

 

 Крупные предприятия,  как уже отмечалось, имеют не  только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при  проектировании и создании предприятий  такого масштаба.

 

 К недостаткам крупных  предприятий следует, прежде всего,  отнести:

 

 увеличение транспортных  расходов на подвоз сырья, материалов  и комплектующих изделий к  предприятию и отправку готовой  продукции потребителям вследствие  возрастания радиуса транспортировки;

 

 при строительстве  крупных химических производств требуются значительные единовременные капитальные вложения, сроки строительства увеличиваются, что приводит к омертвлению капитала;

 

 усложнение процесса  управления с возрастанием масштабов  предприятия;

 

 повышение нагрузки  на природную среду со всеми  вытекающими отсюда последствиями;

 

 нарушение принципа  равномерного размещения промышленного  производства и комплексного  развития отдельных

регионов страны;

 

 возможность монополизации  производства и др. [13. c.147-148].

 

 Концентрация на любом  предприятии должна контролироваться  с целью достижения минимальных  затрат на выпуск продукции  независимо от того, по каким  формам развивается этот процесс,  т.е. на предприятии должны  стремиться к выпуску оптимального  объема продукции,

 

 Известны два подхода  к определению оптимального размера  предприятия. Первый подход связан  с минимизацией приведенных затрат (3i) на выпуск продукции, т.е.

 

 

 3i = Сi + ЕнKi + Зтрi— > min,

 

 

 где Сi — себестоимость продукции по i-му варианту;

 

 Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

 

 Кi - капитальные вложения по i-му варианту;

 

3-трi, — транспортные  расходы по i-му варианту.

 

 Оптимальным считается  такой размер предприятия, при  котором достигается минимум  приведенных затрат.

 

 Известен и графический  метод определения оптимального  размера предприятия, суть которого  показана на рисунке 1.

 

 На рисунке 1 показана  зависимость внутрипроизводственных  затрат (А), внепроизводственных (В)  и полных затрат (П = А + В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.

 

 

 

 

 

2.2 Сущность концентрации производства, ее пути и формы, Показатели уровня концентрации

 

Концентрация производства - это сосредоточение производства промышленной продукции на крупных  предприятиях и увеличение размеров предприятий или объединений.

Концентрация — это  процесс, направленный на увеличение выпуска  продукции или оказания услуг  на предприятии.

 

 Концентрация выражает  процесс сосредоточения производства  на более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется  увеличением размеров предприятий  и ростом доли крупных предприятий  в общем объеме отрасли. Концентрация  производства находится в тесной  взаимосвязи с другими формами  общественной организации производства  и имеет среди них определяющее  значение. Высокий уровень концентрации  является обязательной предпосылкой  применения новейшей высокопроизводительной  техники, осуществления рациональных  форм специализации, кооперирования  и комбинирования [8, с.193].

 

 Сущность концентрации  производства проявляется в укрупнении  размеров предприятий (абсолютная  концентрация) и в распределении  общего объема производства отрасли  между предприятиями разного  размера (относительная концентрация).

 

 Относительная концентрация  формируется под воздействием  абсолютной, поэтому при анализе  и планировании первостепенное  значение имеет определение абсолютной  концентрации.

 

 С точки зрения основных  направлений процесса укрупнения  отрасли, концентрация имеет такие  формы, как собственно концентрация  и централизация.

Информация о работе Слияние и поглощения предприятий как пути концентрации производства в отрасли