Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 16:04, курсовая работа
Популярность СМК и их сертификация объясняется неоспоримыми выгодами. По мнению некоторых авторитетных специалистов, комплексы критериев, составляющих основу современных премий по качеству, появились как ответ на вопросы предприятий о том, что им делать после создания системы качества по национальным стандартам или стандартам ИСО серии 9000.
Если на предприятии имеется система по ISO 9001, это не значит, что оно способно и должно удовлетворять любые фантазии заказчика.
Доклад
на тему: СМК по стандартам ИСО серии 9000
Б.А. Нурматов НИСМ «Кыргызстандарт»
Популярность СМК и их сертификация объясняется неоспоримыми выгодами. По мнению некоторых авторитетных специалистов, комплексы критериев, составляющих основу современных премий по качеству, появились как ответ на вопросы предприятий о том, что им делать после создания системы качества по национальным стандартам или стандартам ИСО серии 9000.
Если на предприятии имеется система по ISO 9001, это не значит, что оно способно и должно удовлетворять любые фантазии заказчика.
В нашей республике проводиться
работа о внедрении СМК на различных
моделей. Но при этом не все наши
предприятии/организации могут
Как показывает опыт, многие наши предприятия/организации не понимают суть премии по качеству. Но можно понять что, перед ними в условиях жесткой конкуренции, когда стоит задача выживания. Сегодня конкурентоспособный малый и средний бизнес (основа нашей экономики, потому что во многом наш рынок ориентирован на предприятия малого и среднего бизнеса) требует системного подхода к стратегии. Предприниматели, пришедшие в бизнес 10 лет назад и занявшие сегодня определенные позиции в его малом секторе, задают вопросом: как и куда, развиваться дальше?
Руководители предприятий
Для присоединения Кыргызской Республики во Всемирную Торговую Организацию были выполнены те условия, которые предъявляются странам желающим вступить в эту организацию. Хотя прошло и много времени опыт показывает, что многие кыргызские, в том числе бишкекские предприятии, глубоко не вникли в суть требований этой организации.
В этой связи
хотелось бы напомнить, что рыночная
экономика уже ввела кыргызские
предприятия в определенную зону
риска и ежедневно ставит перед
ними вопрос о конкурентоспособности.
Уже сегодня высокая
Чтобы разговаривать с компаниями развитых стран мира на одном языке, быть конкурентоспособными, наши предприятии должны привести в порядок техническое регулирование на уровне производства, значительно увеличить темпы внедрения современных систем менеджмента качества на различных моделей и самый главный в обязательном порядке участвовать конкурсе премии Кырыгызской Республики по качеству.
Дело в том, что ВТО требует от своих членов основывать меры, необходимые для охраны здоровья и жизни граждан, на международных стандартах, которые приняты такими международными организациями по стандартизации, как ИСО, Комиссия «Кодекс Алиментариус», Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Организация по продуктам питания и сельском хозяйству ООН (ФАО).
Рассуждения и колебания – применять или не применять международные стандарты в области менеджмента качества – давно завершилось впечатляющей динамикой роста их внедрения на предприятиях всего мира, и в особенности, в Европе. По имеющимся данным в 1993 году в мире было около 30 тыс. компаний, подтвердивших соответствие своих систем менеджмента качества стандартам серии ИСО 9000. В 2003 году их стало уже 562 тыс., а в конце 2005 году сертификатов составило более 600 тыс., компаний [33].
За 10 лет количество
предприятий, просертифицировав
Количество выданных в 2005 году сертификатов составило более 600 тыс., компаний.
В первую десятку стран по количеству сертифицированных СМК вошли Китай, Япония, Италия, Финляндия, Дания и другие страны.
В последнее время некоторые национальные рынки сертификационных услуг могут ощущать снижение спроса, так как компании, «повесившие сертификат на стену», испытали разочарование, не получив ожидаемых результатов. Устойчивый интерес к сертификации сохраняют только компании, которые понимают, что в бизнесе надо не просто «иметь», а «делать», то есть, получив сертификат по ИСО 9000, продолжать улучшать систему качества и добиваться положительных результатов.
За 2005 год отмечен не только рост в мире интереса к сертификации по ИСО 9000, но и существенные изменения ведущих стран, показавших наивысший прирост. Из числа лидеров 2000 года остались только Китай и Япония; Австралия, Германия и Великобритания были вытеснены.
Ниже показано, как распределились места в первой строчке стран 2005 года по ИСО 9000:
Гигантский скачок Китая. Два года подряд Китай занимает первое место в мире по числу выданных сертификатов соответствия стандарту ИСО 9001:2000 и поднялся с пятого на третье место по числу выданных сертификатов на соответствие стандарту ИСО 14001:1996:
Италия переместилась с третьего на второе место среди десяти стран, главенствующих в проведении сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001:2000, и сохраняет восьмое место по сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001:2000. Увеличивается число впервые сертифицируемых предприятий.
США. Улучшается положение США. Эта страна переместилась с десятого места на шестое по числу организаций, сертифицированных по стандарту ИСО 9001:2000, и с седьмого на шестое место в отношении сертификации на соответствие стандарту ИСО 14001.
Германия. Занимает седьмое место по сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 и пятое соответственно - ИСО 14001. Но еще больше впечатляет общее количество стран, внедривших стандарт ИСО 14001 - их больше 113 [33].
В 2005 году планируется опубликовать новый международный стандарт - ИСО 22000 « Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всей цепочке поставки» [по данным приложения к журналу «Стандарты и качество» № 2, 2005г.]. Предполагается, что этот документ будет применяться самостоятельно или в сочетании с другими стандартами на системы менеджмента, например, ИСО 9001:2000, для проведения независимой сертификации соответствия в пищевой промышленности.
Сравнение по регионам.
Сравнение данных на региональном уровне оставляет Европу на первом месте - около 52 % сертификатов. За Европой уверенно следуют страны Дальнего Востока, доля которых составляет 26,5 % (по сравнению всего с 6,05 % на январь 2000г. года), в том числе 20204 в Китае, Японии и Республике Корее.
В 2000г. впервые сертификаты по ИСО 9000 были выданы в Албании, Кыргызстане, Непале, Папуа Новой Гвинее, Суринаме, Уганде, Узбекистане и Чаде.
В декабре 2004 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) и в мае 2005 г. в Картахене (Колумбия) состоялись очередные совещания технического комитета ISO/TC 176, отвечающего за поддержание и пересмотр стандартов серии ISO 9000. Одним из рассматриваемых вопросов было определение даты выхода новых версий этих популярнейших стандартов, ведь со дня принятия последней версии прошло уже более четырех лет [1].
Стандарт ISO 9004 к 2008 г. будет пересмотрен, а это на языке ISO означает, что он будет существенно изменен.
Пересмотр стандарта ISO 9001 планируется осуществить только к 2012 г., а в 2008 г. в него будут внесены правки, т.е. небольшие изменения, связанные в основном с разъяснением и более четкой формулировкой ряда норм. Причин для такого решения по ISO 9001 две. Одна из них, связанная с сертификацией, уже упоминалась, вторая зависит от того, что стандарт ISO 9001 в меньшей степени подвержен влиянию изменений в окружающей деловой среде, чем ISO 9004.
Согласно опросу около двух тыс. пользователей стандартов, проведенному в 2004 г. одной из групп ISO /ТС 176 , только около 50% респондентов удовлетворены содержанием стандарта ИСО 9004, в то время как удовлетворенность содержанием стандарта ISO 9001 составляет около 80%. Поэтому на совещании в Куала-Лумпуре было принято решение о полном пересмотре стандарта ISO 9004:2000 к 2008 г. Только не очень было понятно, как он должен выглядеть.
Помощь, как
и ожидалось, пришла с трудолюбивого Востока.
Еще в 2000 г. Японская ассоциация стандартизации (JSA) провела
опрос, который пока
зал, что большинство компаний, особенно
успешных
не считают стандарт ISO 9004:2000 полезным для их
бизнеса. Тем не менее, они заинтересованы
в появлении такой модели СМК, которая
помогла бы повысить конкурентоспособность,
определить необходимые изменения в системе менеджмента
и, таким образом, добиваться успеха
в условиях нынешней непростой рыночной
ситуации.
С этой целью в начале 2003 г. JAS опубликовала два проекта технических стандартов, подготовленных Комитетом промышленных стандартов Японии (JISC).
Очевидно, пришло время познакомиться с ними поближе. Во-первых, ссылки на эти документы отныне присутствуют во всех документах ISO /ТС 176, касающихся выхода новой версии стандарта ISO 9004, в том числе и технического задания (спецификации) на пересмотр. Во-вторых, появились первые отклики от японских компаний, которые внедрили идеи, изложенные в этих документах, как пилотный проект улучшения своего бизнеса. В-третьих, вовсе небесполезно ознакомиться с тенденциями в области стандартизации систем менеджмента.
Итак, JIS/TR Q 0005:2005 «Системы менеджмента качества — Руководящие указания по устойчивому росту» (Quality management systems – Guidelines for sustainable growth) представляет собой 80-страничный документ, в первой части которого изложена концепция модели СМК и дано описание ее элементов. Вторая часть, которая ранее существовала в виде отдельного документа JIS/TR 0 0006:2003, сейчас является приложением, содержащим руководящие указания по самооценке СМК.
Заявлено, что «эта модель, основанная на использовании личных и организационных знаний и инновациях, превосходит модели, предлагаемые ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, и способна обеспечить устойчивый рост
(sustainable growth) организации, находящейся в любой бизнес - среде.
Модель, изложенная в стандарте JIS/TR Q 0005:2005 подразумевает, что устойчивый рост достигается за счет способности организации учитывать изменения на рынке и проводит необходимые инновации, основанные на знаниях.
Инновации (innovation) являются необходимым условиям устойчивого роста организации (в контексте данной модели).
Модель СМК, предлагаемая японскими специалистами, является развитием моделей, принятых в стандартах ISO 9001 и ISO 9004 и состоит из трех уровней (схема 2-3-4). Эти уровни составляют выпуск и улучшение продукции, функционирование и улучшение и СМК и, наконец, инновации самой СМК. Наличие трех уровней модели подчеркивает важность инноваций. Ситуация в бизнесе может меняться; неожиданно, и организация должна быть готова к изменениям. Нужно постоянно оценивать и отслеживать состояние СМК на всех уровнях, чтобы прийти к выводу о необходимости ее инновации.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ