Снижение себестоимости продукции и проблемы ресурсосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в разработке мероприятий по снижения затрат на производство в ОАО «Лесохимик».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности себестоимости продукции;
- проанализировать затраты предприятия на производство за несколько лет и определить основные факторы, оказывающие влияние на данный показатель;

Файлы: 1 файл

4057.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Объем работы 33 с., 8 табл., 3 рис., 16 наим. лит.

 

Ключевые слова: экономическое стимулирование, себестоимость, текущие затраты, управление затратами, премирование

 

Предмет исследования – себестоимость производства продукции данного предприятия.

Объект исследования – открытое акционерное общество «Лесохимик».

Цель курсовой работы состоит в разработке мероприятий по снижения затрат на производство в ОАО «Лесохимик».

 Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты сущности себестоимости продукции;

- проанализировать затраты предприятия  на производство за несколько  лет и определить основные  факторы, оказывающие влияние на  данный показатель;

- выявить пути снижения себестоимости, произвести расчет экономической эффективности мероприятий по снижению затрат на производство.

В курсовой работе использованы методы сравнительного анализа, системного анализа, методы обобщения и синтеза.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Суть экономики предприятия составляет определение затрат и результатов производства  и их составление. Результаты деятельности предприятия многообразны и включают наряду с производственными и экономическими (финансовыми) итогами достижения в области технического и социального развития. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия.

В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста прочих показателей.

Поскольку экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг)  и затраты на их производство и реализацию, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии.

Управление затратами – средство достижения предприятием высокого результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но и распространяется на все элементы управления.

Себестоимость продукции объединяет затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В изменении себестоимости отражаются научно-технические, социально-экономические, организационные и другие факторы производства. В себестоимости продукции находит отражение эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, внедрение новой техники и технологии, повышение качества продукции, совершенствование организации производства, труда и управления.

Вот поэтому снижение себестоимости продукции и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности предприятия и всегда находятся в центре внимания.

Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью. Себестоимость - это часть стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потребленных средств и большую часть стоимости продукта. Себестоимость является одним из ценообразующих факторов: высокая себестоимость не позволяет сформировать конкурентоспособные цены, и наоборот - снижение себестоимости является одним из основных условий высокорентабельного производства даже при неизменном уровне рыночных цен.

В условиях рыночной экономики роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций  необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

-в увеличении прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия,

-в улучшении финансового состояния  предприятия и снижении степени  риска банкротства;

-в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Поэтому снижение себестоимости продукции и проблемы ресурсосбережения занимают ключевые позиции в экономической политике нашего государства.

Предмет исследования – себестоимость производства продукции данного предприятия.

Объект исследования – открытое акционерное общество «Лесохимик».

Цель курсовой работы состоит в разработке мероприятий по снижения затрат на производство в ОАО «Лесохимик».

 Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты сущности себестоимости продукции;

- проанализировать затраты предприятия  на производство за несколько  лет и определить основные  факторы, оказывающие влияние на  данный показатель;

- выявить пути снижения себестоимости, произвести расчет экономической эффективности мероприятий по снижению затрат на производство.

При написании работы были использован нормативный акт об утверждении Временного республиканского классификатора основных средств и нормативных сроков их службы, а также работы таких исследователей как Ильина А.И., Базылев Н. И., Сергеев И.В. и некоторых других.

 

1 ПОНЯТИЕ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Себестоимость продукции как экономическая категория

 

В ходе производственно-хозяйственной деятельности предприятия затрачивается живой и овеществленный труд: участвуют работники предприятия, расходуются материалы, топливо, энергия, используются основные фонды и нематериальные активы. Оценка используемых ресурсов в натуральной форме - это затраты, а в стоимостной - это издержки производства продукции.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки, т.е. альтернативную стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их использования. Задача состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант использования ресурсов. Поэтому экономические, или вмененные издержки любого ресурса , выбранного для применения в производственном процессе , равны его ценности при наиболее оптимальном варианте использования.

Предприятие должно собственными доходами не только покрывать экономические издержки, но и обеспечивать экономическую прибыль.

Экономические издержки – это затраты, которые должно нести предприятие в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме , которые предприятие осуществляет в пользу поставщиков трудовых, транспортных и иных услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, называются внешними, или явными, издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данного предприятия [8, c. 38].

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью - как прибыль.

В то же время предприятие может использовать и свои собственные ресурсы. В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные) издержки.

Классификация издержек - это объединение их в группы по определенным признакам.

По экономическому содержанию и целевому назначению издержки делятся на:

- издержки на производство и реализацию продукции,

- издержки на расширение и обновление производства,

- издержки на социально-культурные, бытовые и материальные нужды работников предприятия.

По воспроизводственному признаку издержки делятся на :

- издержки, образующие себестоимость продукции- текущие издержки, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала,

- издержки, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,

- издержки, покрываемые за счет целевых средств и средств целевых фондов.

По сфере возникновения издержки делятся на:

1. производственные,

2. коммерческие,

3. непроизводительные.

Исходя из экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения издержки делятся по элементам затрат на:

1. материальные затраты,

2. затраты на оплату труда,

3. отчисления на социальные нужды,

4. амортизационные отчисления,

5. прочие затраты.

Исходя из места возникновения и целевого назначения издержки делятся по калькуляционным статьям:

- сырье и материалы,

- покупные изделия и полуфабрикаты,

- возвратные отходы,

- топливо и энергия на технологические цели,

- основная и дополнительная зарплата производственных рабочих,

- отчисления в фонд социальной защиты,

- расходы по освоению производства новых видов продукции,

- общепроизводственные расходы,

- общехозяйственные расходы,

- потери от брака,

- прочие расходы,

- коммерческие расходы.

В зависимости от динамики издержек с изменением объема производства различаются издержки:

- условно-постоянные,

- переменные.

По методике отнесения на себестоимость конкретного вида продукции все издержки подразделяются на:

- прямые,

- косвенные.

Часть издержек производственно-хозяйственной деятельности предприятия, имеющий производственный, некапитальный характер, осуществляемых систематически с целью производства и реализации продукции, работ, услуг , группируется и формируется в соответствии с действующим законодательством и образует себестоимость продукции.

Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [9, c. 61].

Себестоимость является основой простого воспроизводства, денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса, основой выбора рационального способа производства и основой ценообразования.

Экономическое назначение себестоимости – возместить предприятию понесенные издержки и обеспечить простое воспроизводство всех элементов производства: производственных фондов и рабочей силы.

Как экономическая категория , себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции,

- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности,

- экономическое обоснование целесообразности реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия,

- определение оптимальных размеров предприятия,

- экономическое обоснование для принятия любых управленческих решений.

Особая роль в создании экономического механизма, адекватного современным требованиям , отводится ценообразованию, поскольку именно в условиях рыночных преобразований цены являются индикатором состояния экономики, инструментом распределения ресурсов.

В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого.

Снижение издержек, во-первых, является дальнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия; во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие. А это важнейшее условие успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низким ценам. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж; в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия [13, c. 73].

Информация о работе Снижение себестоимости продукции и проблемы ресурсосбережения