Собственность как экономическая категория, ее эволюция и современные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных форм собственности, главным образом, частной и государственной как основных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории;
рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика;

Содержание работы

Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Собственность: возникновение и сущность...........................................7
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм...............7
1.2. Собственность как экономическая категория.......................................8
1.3. Теория прав собственности...................................................................12
Глава 2. Формы собственности и их классификация.........................................17
Глава 3. Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе
развития....................................................................................................24
3.1. Преобразования форм собственности в России в условиях
перехода к рыночным отношениям.......................................................24
3.2. Современное состояние основных форм собственности
в Российской Федерации........................................................................29
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы.............................................................

Файлы: 1 файл

Собственность как экономическая категория, ее эволюция и современные формы.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

Результатом этой борьбы и стала государственная  программа приватизации, подготовка которой продолжалась в течение 1992 г. В основу программы приватизации была положена модель сочетания коммерческого  подхода с льготной продажей и  безвозмездной передачей части  госсобственности трудовым коллективам  или обменом ваучеров на акции. Было принято решение о двух этапах приватизации — ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

Приватизация, являясь одним из важнейших направлений разгосударствления, означает переход объекта собственности от государства в частные руки.

Первый этап (1992 — 1 июля 1994 г.) так называемой «малой приватизации» начался с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления. За это период было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий, которые перешли в частную собственность, было создано более 25 тыс. акционерных обществ, составивших основу корпоративного сектора.

«Большая  приватизация» (второй этап) предполагала продажу государственной собственности по конкурсу или на аукционах; продажу акций предприятий (акционерных обществ); полный или частичный выкуп госимущества, сданного в аренду; продажа недвижимости и земли и т.д.

О результатах  приватизации можно судить по распределению  предприятий и организаций по формам собственности в России (табл. 1).

Таблица 1.

Распределение предприятий и организаций по формам собственности в России

 

Число  предприятий и организаций (тыс.)

в % к итогу

Всего

1995

1996

1997

1998

после дефолта

1995

1996

1997

1998

после

дефолта

1946

2250

2505

2727

2901

100

100

100

100

100

в т.ч. по формам собственности – государственная

325

322

233

143

148

16,7

14,3

9,3

5,4

5,1

-муниципальная

171

198

184

178

183

8,8

8,8

7,3

6,5

6,3

- собственность общественных организаций

53

95

130

158

183

2,7

4,2

5,2

5,8

6,3

- частная

1216

1426

1731

2014

2147

62,5

63,4

69,1

73,9

74,0

- прочие формы собственности*

181

209

227

235

240

9,3

9,3

9,1

8,6

8,3


* в т. ч. смешанная собственность,  собственность иностранных юридических  лиц, граждан и лиц без гражданства

Подводя некоторые  итоги, следует отметить, что сама приватизация:

  • осуществлялась в радикальном варианте как по характеру, так и масштабам, срокам и методам;
  • имела своим основным направлением превращение абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые разновидности частной собственности;
  • преследовала прежде всего политические цели, которые преобладали перед экономическим подходом (критерием);
  • привела к значительному расслоению общества, сосредоточению многих объектов госсобственности в руках олигархических групп и номенклатуры разных властных уровней;
  • пока еще мало способствовала созданию действительной конкурентной среды, финансовой стабилизации в экономике, повышению эффективности деятельности предприятий, привлечению иностранных инвестиций.

К сожалению, следует констатировать, что те цели и задачи, которые ставились при  проведении приватизации, не оправдали  надежд большинства населения страны. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла лишь смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения — это процесс длительный и достаточно сложный и пока не состоявшийся.

Из вышесказанного можно сделать  следующий вывод: тотальная смена формы собственности (приватизация) без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает и не может решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства государственной собственности, но и усугубила его.

 

3.2. Современное состояние основных форм собственности

в Российской Федерации

 

За период с 2002 по 2005 гг. доля государственной  собственности РФ в капитализации экономики увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006 г. правительство усиливает присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз. Государством приобретено 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация слилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») пополнилось долями в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго».

Планируется усиление контроля над  ОАО «АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в 2005 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» - пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». На 2006 г. намечено приобретение 13% акций «Алросы» — второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний.

Российская Федерация является весьма крупным собственником. Динамика структурных изменений госсобственности и финансовые результаты показаны в табл. 2.

Таблица 2.

Распределение предприятий и организаций  по формам собственности (на 1 января 2006 года), тыс. ед.

Показатель

1996

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

Всего организаций

2249,5

3346,5

3593,8

3845,3

4199,8

4417,1

В том числе по формам собственности:

 

частная

1425,5

2509,6

2725,9

2956,8

3237,7

3499,2

государственная

322,2

150,8

155,1

157,1

161,3

159,2

муниципальная

197,8

216,6

231

239,3

246,1

248,2

             
 

2

3

4

5

6

7

Финансовые результаты приватизации в РФ

Поступило средств от приватизации государственного и муниципального имущества, млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.)

3815

41609

16756

22857

88673

90143

В том числе находившегося в  собственности:

 

федеральной

1994

37927

12772

14719

72543

67919

региональной (субъекта РФ)

354

2199

1886

4444

10295

13798

муниципальной

1467

1483

2098

3694

5835

8426


 

Несмотря  на явные изменения в структуре  собственности, государство еще  не распродало принадлежащие ему  пакеты акций в тысячах открытых и закрытых АО; до настоящего времени  не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий. Для современной  экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций  государства в результате административной реформы высших органов исполнительной государственной власти и присутствия  государства в экономике за счет приобретения собственности путем  купли, а также возврата собственности  за долги государству.

В последние  месяцы 2005 г. в разы возросла капитализация  крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием государственной  собственности. Ротация форм собственности  происходит двумя способами.

Первый - это отъем собственности у  так называемых эффективных собственников. Инструментом деприватизации служит дополнительная эмиссия акций в размере долга и эти акции становятся собственностью государства. Второй способ — выкуп контрольного пакета акций корпорации, предотвращающий ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками).

Как показывает опыт развитых стран, в конкретных экономических  ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее  компаний частного сектора. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капитальные вложения) в развитее транспортной сети государства. Реальные инвестиции обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных  пользователей, то есть определенное перераспределение  финансовых ресурсов.

Другой  пример. Расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует  весомых вложений в новое строительство  продуктопроводов. В подобные моменты  обычно увеличивается доля государственного сектора в национальной экономике  любого государства.

Считается, что эта временная мера, обусловлена  потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением  такой потребности может снова  измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают такие стечения обстоятельств, когда  иностранные участники имеют  больше финансовых возможностей для  приобретения значимых для государства  активов, чем национальные.

Когда отечественным, пусть даже достаточно эффективным  корпорациям не хватает финансовых ресурсов для «стратегических» сделок, в игру вступает государство - покупателем  становится 100%-но подконтрольная государству  корпорация. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти  «временно-государственные» активы будут  реализованы частному сектору.

Интересы  государства распространяются на корпорации, стратегически позиционирующие  страну в мирохозяйственных связях, а также в области обороноспособности. Если такое предприятие находится в частной собственности, собственник может перепрофилировать его (или отдельные производства) из-за снижения рентабельности. В этом случае государство также «сработает» эффективно, если выкупит по рыночной цене контрольные пакеты акций существующих предприятий. Это выгоднее, чем строить новые. Используя рычаги регулирования, государство решит проблемы взаимного демпинга участников на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую базу, при необходимости проведет организационную реструктуризацию (например, создаст холдинг со 100%-м участием государства). После реструктуризации бизнеса, а именно: совершенствования системы управления, выработки рациональной финансово-экономической политики корпорации, улучшения операционной деятельности, обновления системы маркетинга и системы управления персоналом, компания по рыночной цене, через аукцион, продается новому эффективному собственнику.


Такие операции могут принести государству значительно  больше, чем оно реально затратит на реструктуризацию и финансовое оздоровление корпорации. Нужно лишь правильно  определить временные периоды для «усиления» либо «ослабления» государственного присутствия в конкретном секторе национальной экономики.

 

 

 

Заключение

Подводя итог, отмечу, что в первой части своей курсовой работы я рассмотрела основные определения собственности, ее экономический и юридический смыслы.

Собственность - это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Во второй части курсовой были рассмотрены  формы собственности и их классификация. Классифицируется собственность на  частную и государственную (общественную) собственности.

Частная собственность — это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.

Государственная (общественная) собственность —  это отношения собственности, при  которых различные субъекты совместно  осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника. В рамках общественной собственности  возникают различные ее виды: 1) коллективная собственность; 2) государственная собственность. Государственная собственность в свою очередь может быть: общенародной, региональной; муниципальной.

Информация о работе Собственность как экономическая категория, ее эволюция и современные формы