Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:03, контрольная работа
Первое представление о собственности ассоциируется с вещью, благом. Но такое отождествление собственности с вещью дает о ней искаженное и поверхностное представление. Если вещью не пользуются обособленно, то и вопроса о собственности не возникает. В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование вещью. Субъектами собственности выступают отдельные личности, группы лиц, сообщества различного уровня, государство, народ.
Но при передаче владельцем собственности во временное пользование и распоряжение может возникнуть проблема адекватности отдачи. Эта проблема в экономике называется проблемой принципал - агента, где принципалом является собственник (или владелец) ресурса (имущества) и т.д., а агент является временным владельцем или распорядителем. Мы с Вами уже упоминали экономических агентов - участников сделки. Так как передача прав собственности на некоторое время - тоже своего рода сделка, мы используем этот термин и в этой теме.
Агент - лицо, зависимое от
принципала. Агент должен предоставлять
принципалу всю информацию об операциях
с предоставленной
Собственность частная и общественная.
Понятие частной собственности лежит в основе рыночной экономики35. Именно частная собственность является своего рода гарантией соблюдения добровольно заключенных контрактов. Противоположностью частной собственности является собственность общественная.
Частной собственностью является имущество, находящееся во владении индивидуального (частного) собственника.
Общественной собственностью - во владении общества или представляющего его интересы государства.
Форма собственности (частная
или общественная) является одним
из важнейших признаков
Различие между рыночной
экономикой и административной экономикой
мы рассмотрим в теме, посвященной
рынку. В связи с двумя признаками классификации
(вид собственности и принцип управления)
можно определить возможные виды экономических
систем в одной системе координат (двухмерной
- то есть по двум осям: собственность и
принцип управления):
рис.3
В качестве классического примера частного капитализма (рыночной экономики) приводят Англию XIX в. или послевоенный Гонконг. Примером капиталистической «плановой» экономики можно представить фашистскую Германию. Социалистическая «рыночная» экономика сформировалась, в свое время, в Югославии. А классическим примером социалистической командной экономики являлась, конечно, экономика СССР.
Экономика
так же стара, как и человеческое
общество, однако поскольку экономическая
мысль первоначально не отделяется
от других форм мышления об обществе, точно
определить ее первые проявления невозможно.
При желании можно доказать, что
первым экономическим произведением
является Библия. Но это уже вопрос
пристрастий автора. Теоретически наибольший
вклад в развитие социально-экономической
мысли человечества сделали античные
авторы - древние греки и римляне.
Высказывания античных авторов по ряду
социально-экономических
В
основе их социально-экономического мировоззрения
лежали взгляды, связанные с частным
хозяйством, что предполагало как
собственную работу, так и наемный
и рабский труд. Природные условия
в Древней Греции отличаются тем,
что здесь для нормального
занятия земледелием нет
Экономические взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно, сильно отражалось в их трудах.
Можно
утверждать, что мнения и выводы
древних мыслителей стали исходными
пунктами современной социально-
Ксенофонт
“Экономика” -- слово древнегреческого происхождения, дословно означает “домоводство” и впервые встречается именно у Ксенофонта, выдающегося древнегреческого мыслителя к которому в начале и надлежит обратиться.
Родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.
Крушение могущества демократических Афин в 404 г. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. Вместе с греческими наемниками Кира он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна -- спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом, причем Ксенофонт, по-видимому, сохранил начальство над своим отрядом.
Переход под начало спартанцев послужил причиной для изгнания Ксенофонта из пределов его родины, что, в свою очередь, определило всю его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. В конце 80-х годов он отошел от общественных дел, поселившись в отведенном ему спартанцами имении в Скиллунте близ Олимпии. Здесь он прожил десять лет, занимаясь сельским хозяйством, охотой и литературой. К этому времени относится и написание «Анабасиса». Примирение с родным городом произошло лишь в конце жизни Ксенофонта. Когда разгорелась война между Спартой и Фивами, Афины оказались в союзе со Спартой и Ксенофонт получил амнистию. Но о возвращении его на родину и о дате его смерти никаких сведений нет.
Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас. Лучшее из них -- «Анабасис Кира» (или Поход Кира ), где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 000 греков; рассказ ведётся от третьего лица, и сам Ксенофонт, в своей «Греческой истории», называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом. По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне. Дидактический характер носит «Киропедия» (О воспитании Кира), род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшего образцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно.
Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.
После него остались также «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.
В число этих так называемых «Сократических сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой, не менее точный перевод -- «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Экономические взгляды Ксенофонта изложеные в этой работе, подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства, способны и по сей день вызвать интерес экономиста. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие- мать и кормилица всех искусств» Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.
«Домострой»
содержал многочисленные советы рабовладельцам
в области хозяйственной
Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.
Ксенофонт -- идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.
У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости -- с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.
Платон
В самый разгар междоусобной Пелопонической войны в 428 г. до н.э., в Афинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода. Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом. В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу. Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана Дионисия Младшего. В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.