Собственность как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Первое представление о собственности ассоциируется с вещью, благом. Но такое отождествление собственности с вещью дает о ней искаженное и поверхностное представление. Если вещью не пользуются обособленно, то и вопроса о собственности не возникает. В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование вещью. Субъектами собственности выступают отдельные личности, группы лиц, сообщества различного уровня, государство, народ.

Файлы: 1 файл

Собственность как экономическое явление.docx

— 155.46 Кб (Скачать файл)

В сочинениях Платона экономические  идеи занимали значительное место. Наиболее известна его работа «Политика или  государство». Социально-экономическая  концепция Платона получила концентрированное  выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство  как сообщество людей, порожденное  самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления  государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Платон  уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация -- как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к  ремёслам. Экономическую основу государства  он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С  естественным разделением труда  Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

В идеальном государстве Платона  свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять  государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».

Аристотель

В семье врача при дворе македонских  царей в 384 году до н. э родился великий ученый и философ Аристотель, основатель Ликея, учитель Александра Македонского. Он получил хорошее домашнее образование, знание античной медицины. В 367, в возрасте семнадцати лет, Аристотель отправился в Афины, где стал учеником Академии Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, стал полноправным членом содружества философов-платоников. В течение двадцати лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим ученым, критически относился к воззрениям своего учителя.

После смерти Платона Аристотель выходит  из Академии и переселяется в город  Атарней, которым правил ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344, Аристотель жил в Митилене на острове Лесбос, а в 343 македонский царь Филипп II пригласил ученого стать учителем своего сына Александра. После того как Александр взошел на престол, Аристотель в 335 вернулся в Афины, где основал собственную философскую школу.

Местом  школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея -- перипатетическая школа (от перипато -- прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании, и он был вынужден покинуть Афины.

Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея.

В трудах Аристотеля отразился весь научный  и духовный опыт Древней Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

Аристотель  внес наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней  Греции. Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он -- противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающейся  заслугой Аристотеля в развитии экономической  мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался  от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе  к определению предмета экономической  науки, в изучении обмена, форм стоимости  и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические  явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало  интересам укрепления хозяйства, принималось  как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и  разлагало хозяйство, относилось к  разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось  богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил  к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика  обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности  расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало  поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых  был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной  торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения, и  в своем анализе капитала, который  в античном мире существовал в  торговой и денежной форме, он даже вводит новый термин “хрематистика” (“Хрема” - греч. -- имущество). Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики -- как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой “выгоду” за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.

Анализируя  природу денег, Аристотель настаивал  на том, что деньги являются результатом  соглашения между людьми и “в нашей  власти сделать их неупотребительными”. Различая экономику и хрематистику, Аристотель подчеркивает, что если деньги относятся к “экономике” -- то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к “хрематистике” -- то они выступают как реальный представитель неистинного богатства. Более того, именно с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А в искусстве наживать состояние “...никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами... Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности”. Поэтому и богатство, к которому стремиться хрематистика, безгранично. Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика. В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения.

Гениальные  догадки высказал Аристотель и по поводу обмена, меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без  тождества их сущностей не могли  бы относиться друг к другу как  соизмеримые величины. По его мнению, обмен не может иметь места  без равенства, а равенство -- без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла и искусства, а участвующие в нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит «в действительности» это отношение равенства. Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен “по достоинству”. Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.

Представляет  интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма  товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение  и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием  обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

 

  Итак, со всей уверенностью можно утверждать, что идеи и выводы древних философов, таких как Ксенофонт, Платон и Аристотель, стали исходными точками для современной социально-экономической науки. Однако, к сожалению, при изучении экономической теории не всегда уделяется должное внимание изучению истории экономических учений, хотя иногда она изучается как отдельный предмет. Надо сказать, что некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, т.к. они якобы «обросли мхом» и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не стоит тратить времени. Правда, людей, придерживающихся таких взглядов, весьма немного. На мой взгляд, они глубоко не правы, ведь, как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «лежат в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних, а нередко и завтрашних взглядов. Именно поэтому изучение истории экономических учений - это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме того, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и осмыслить относительность любых экономических знаний (т.к. любое знание в любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления, уточнения и совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест: Экономическая природа  собственности связана, прежде всего:

А) с присвоением экономических  благ, и в частности факторов производства;

Б) с распоряжением объектами  собственности; 

В) с определенного рода отношениями между людьми;

Г) с многообразием форм собственности в рыночном хозяйстве;

     Д) с необходимостью наиболее рационального использования редких     ресурсов

 

Список  литературы

Бартенев  С.А.История экономических учений: Учебник для вузов по экон. спец./ под.ред. Бартенева С.А. -М.: Юристъ, 2005.-455 c.

Буфетова Л.П. История экономики: Учебное пособие. -Барнаул: ГБУ, 1996.- 218с.

Всемирная история экономической мысли. Т.1. - М.: Мысль, 1987- 347с.

Кузнецова О.Д. История экономики. М.: ИНФО-М, 2002.- 345с.

Титова  Н.Е. История экономических учений. М.: ВЛАДОС.- 2000.-325с.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М- 2001.-316с.

Информация о работе Собственность как экономическое явление