Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:10, реферат
В современном мире образование, причём хорошее образование, играет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни – с детских лет до глубокой старости. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности.
Введение.
Теоретическая часть.
Социальная мобильность: понятие и сущность.
Роль высшего образования в современном обществе.
Значимость образования для социальной мобильности личности.
Практическая (аналитическая) часть.
Заключение
Список использованной литературы и источников.
Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:
с одной стороны, глобализация
и перенос отношений
с другой стороны, в условиях
трансформации российского
Большинство западных социологов
в качестве доминантного фактора
социальной мобильности в современных
обществах выделяют экономический,
который становится базовым и
в современной России, где после
реабилитации частной собственности
и предпринимательства
Другой основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.
Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал, во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии[1,с.155]. С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами"[2,с397].
Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.
Социальные функции образования.
Социологический анализ проблем
развития образования подтверждает,
что образование выступает как
интегральная, обобщающая ценность духовной
культуры. Наряду с политической и
правовой культурой образование
формирует эстетические и нравственные
черты личности в неразрывной
связи с жизнью общества. Ранее
говорилось о том, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь
непосредственно через
Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Так же стоит отметить роль
образования в социальной селекции.
В образовании индивиды разводятся
по потокам, предопределяющим их будущий
статус. Формальное обоснование этого
- уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой
построены тесты) и культурных особенностей
микросреды первичной социализации
обучаемого. Чем больше дистанция
между этими культурными
Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.
В выбранных статьях обсуждается роль высшего образования в социальной мобильности индивида. Особое внимание уделяется анализу исторических и современных форм социальной мобильности. Подчеркивается, что состояние народнохозяйственного механизма, уровень развития экономики (той или иной ее составляющей на каждом конкретном этапе), условия спроса и предложения изменяют роль образования как фактора, определяющего уровень социальной мобильности и трудоустройства.
По мнению авторов, высшее образование способствует социальной дифференциации в обществе и замедляет процесс социальной мобильности индивида.
В данной статье исследованы социально-экономический статус, положение в общественном производстве, факторы и направления профессиональной мобильности молодежи в настоящее время и 20 лет назад. На основании анализа результатов ряда социологических исследований, в том числе проведенных автором, сделан вывод о наличии ограничений в профессиональном продвижении молодежи в разные исторические периоды, обусловленные определенными факторами.
В статье предпринята попытка
показать социально-философскую
В статье рассматриваются составляющие профессиональной мобильности современного специалиста: активность личности, готовность к переменам и компетенции. Уделяется большое внимание компетентностному подходу с целью выделения компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста.
Проведенный анализ социально-демографического облика и возможностей профессиональной мобильности современной российской молодежи позволил сформулировать следующие выводы.
В настоящее время несколько вырос удельный вес молодежи в общем составе населения, заметно повысился ее образовательный уровень. Молодежь претендовала и продолжает претендовать на ведущие позиции в экономике и профессиональной сфере. Однако ее притязания сдерживаются рядом факторов. В конце 1980-х гг. наличие системы распределения выпускников и отсутствие угрозы безработицы создавало, с одной стороны, благоприятные условия для реализации восходящей профессиональной мобильности молодых людей. С другой стороны, инерционность плановой экономики, выражающаяся в наличии диспропорций между объемом подготовки специалистов и потребностями в кадрах в различных отраслях народного хозяйства; отсутствие альтернативы экономического поведения (молодежь могла себя реализовать только в госсекторе, сфера услуг была развита слабо, институт индивидуального предпринимательства находился в зачаточном состоянии); низкая оплата труда молодых специалистов заставляла молодых людей работать на должностях, не соответствующих их образовательному статусу, часто менять работу.
В настоящее время уже не издержки системы планирования, а дисфункции института образования и диспропорции оплаты труда в отраслях экономики, государственном и коммерческом секторах способствуют тому, что значительная часть молодежи вынуждена работать не по специальности. Существенно, по сравнению с концом 1980-х гг., снизился удельный вес молодежи, занятой в государственном секторе экономики; 45% безработных составляет молодежь. Эти и другие факторы, к которым относятся влияние территориального статуса, дискриминационная политика работодателей по отношению к молодым работникам, ограничение каналов социальной мобильности (образование, общественная деятельность, армия в прошлом способствовали продвижению молодежи в большей степени) сдерживают восходящую профессиональную мобильность молодых людей. Несмотря на достаточно высокий уровень жизни (несколько превышающий уровень конца 1980-х гг.), значительная часть современной молодежи склонна к социальному аутсайдерству. Корпоратизация общества и неэффективность социальных лифтов вновь актуализируют проблему социальной мобильности молодежи.
3. Заключение.
Для раскрытия темы работы были определены задачи с помощью которых требовалось рассмотреть образование и его влияние на социальную мобильность. По итогам изучения образования как фактора социальной мобильности можно сделать следующий вывод: люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Социологи изучали социальную мобильность опираясь главным образом на историю человечества. Конечно, социальные перемещения не происходят гладко, а подвержены преодолению более или менее существенных барьеров. При рассмотрении типов мобильности - горизонтальной и вертикальной большое внимание уделяли каналам социальной циркуляции и миграции как важным факторам мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально - классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и образование, с учетом степени которого происходит перемещение индивида по социальной лестнице.
Таким образом, процесс мобильности
в целом принимает самые
В подведение итогов можно сказать, что характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы.
Информация о работе Социальная мобильность: понятие и сущность