Социальная мобильность: понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

В современном мире образование, причём хорошее образование, играет очень важную роль. Потребность людей в учёбе, приобретении знаний и умений существует на протяжении всей их жизни – с детских лет до глубокой старости. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности.

Содержание работы

Введение.
Теоретическая часть.
Социальная мобильность: понятие и сущность.
Роль высшего образования в современном обществе.
Значимость образования для социальной мобильности личности.
Практическая (аналитическая) часть.
Заключение
Список использованной литературы и источников.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Образование становится одним  из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества  из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в  область информационных технологий требует определенного уровня образования  и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность  положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных  ценностей, необходимых для возникающих  социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора  социальной мобильности в современных  обществах выделяют экономический, который становится базовым и  в современной России, где после  реабилитации частной собственности  и предпринимательства богатство  стало общепризнанным критерием  социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в  высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования  как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального  престижа" указывал, во-первых, образ  жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или  теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и  в-третьих, престиж рождения или  профессии[1,с.155].  С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами"[2,с397].

Следовательно, полученное образование и выработанные в  процессе его получения манеры и  стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания  претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции  образования.

Социологический анализ проблем  развития образования подтверждает, что образование выступает как  интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и  правовой культурой образование  формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной  связи с жизнью общества. Ранее  говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через  организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик  во имя целостности общества.

По мере того, как в  обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и  такая функция образования, как  активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно  становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более  сложным видам труда, большим  доходам и престижу. Благодаря  им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные  различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий  статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления  которого используются тесты. Но тесты  содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения  доминантной культуры (на которой  построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция  между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная  карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

 

  1. Практическая (аналитическая) часть.

В выбранных статьях обсуждается роль высшего образования в социальной мобильности индивида. Особое внимание уделяется анализу исторических и современных форм социальной мобильности. Подчеркивается, что состояние народнохозяйственного механизма, уровень развития экономики (той или иной ее составляющей на каждом конкретном этапе), условия спроса и предложения изменяют роль образования как фактора, определяющего уровень социальной мобильности и трудоустройства.

По мнению авторов, высшее образование способствует социальной дифференциации в обществе и замедляет процесс социальной мобильности индивида.

  1. Реутова М.Н., ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ; Журнал: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, Номер выпуска: 6, 2008 год.

В данной статье исследованы социально-экономический статус, положение в общественном производстве, факторы и направления профессиональной мобильности молодежи в настоящее время и 20 лет назад. На основании анализа результатов ряда социологических исследований, в том числе проведенных автором, сделан вывод о наличии ограничений в профессиональном продвижении молодежи в разные исторические периоды, обусловленные определенными факторами.

  1. Нурмухаметова В. В. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ; Журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; Номер выпуска: 76-1,2008 год.

В статье предпринята попытка  показать социально-философскую значимость проблемы образования как фактора  социальной мобильности человека в  современном обществе на основе анализа  философских сочинений. Главная  идея статьи состоит в том, что  образование выступает условием функционирования других «социальных  лифтов», являясь важнейшим фактором социальной мобильности человека в  современном обществе.

  1. Горюнова Л.В СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА; Журнал: Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки; Номер выпуска: 1,2008 год.

В статье рассматриваются  составляющие профессиональной мобильности  современного специалиста: активность личности, готовность к переменам  и компетенции. Уделяется большое  внимание компетентностному подходу с целью выделения компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность специалиста.

 

 

 

 

 

 

Проведенный анализ социально-демографического облика и возможностей профессиональной мобильности современной российской молодежи позволил сформулировать следующие выводы.

В настоящее время несколько  вырос удельный вес молодежи в  общем составе населения, заметно  повысился ее образовательный уровень. Молодежь претендовала и продолжает претендовать на ведущие позиции  в экономике и профессиональной сфере. Однако ее притязания сдерживаются рядом факторов. В конце 1980-х гг. наличие системы распределения  выпускников и отсутствие угрозы безработицы создавало, с одной  стороны, благоприятные условия  для реализации восходящей профессиональной мобильности молодых людей. С другой стороны, инерционность плановой экономики, выражающаяся в наличии диспропорций между объемом подготовки специалистов и потребностями в кадрах в различных отраслях народного хозяйства; отсутствие альтернативы экономического поведения (молодежь могла себя реализовать только в госсекторе, сфера услуг была развита слабо, институт индивидуального предпринимательства находился в зачаточном состоянии); низкая оплата труда молодых специалистов заставляла молодых людей работать на должностях, не соответствующих их образовательному статусу, часто менять работу.

В настоящее время уже  не издержки системы планирования, а дисфункции института образования  и диспропорции оплаты труда в отраслях экономики, государственном и коммерческом секторах способствуют тому, что значительная часть молодежи вынуждена работать не по специальности. Существенно, по сравнению с концом 1980-х гг., снизился удельный вес молодежи, занятой в государственном секторе экономики; 45% безработных составляет молодежь. Эти и другие факторы, к которым относятся влияние территориального статуса, дискриминационная политика работодателей по отношению к молодым работникам, ограничение каналов социальной мобильности (образование, общественная деятельность, армия в прошлом способствовали продвижению молодежи в большей степени) сдерживают восходящую профессиональную мобильность молодых людей. Несмотря на достаточно высокий уровень жизни (несколько превышающий уровень конца 1980-х гг.), значительная часть современной молодежи склонна к социальному аутсайдерству. Корпоратизация общества и неэффективность социальных лифтов вновь актуализируют проблему социальной мобильности молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение.

Для раскрытия темы работы были определены задачи с помощью которых требовалось рассмотреть образование и его влияние на социальную мобильность. По итогам изучения образования как фактора социальной мобильности можно сделать следующий вывод: люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Социологи изучали социальную мобильность опираясь главным образом на историю человечества. Конечно, социальные перемещения не происходят гладко, а подвержены преодолению более или менее существенных барьеров. При рассмотрении типов мобильности - горизонтальной и вертикальной большое внимание уделяли каналам социальной циркуляции и миграции как важным факторам мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально - классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и образование, с учетом степени которого происходит перемещение индивида по социальной лестнице.

Таким образом, процесс мобильности  в целом принимает самые различные  формы - от простого перехода из семьи  в семью до хитроумных и сложных  действий, направленных на достижение высокого статуса. Поэтому мобильность  во многом зависит от мотивации индивидов  и их стартовых возможностей.

В подведение итогов можно  сказать, что характер процессов  мобильности во многих обществах  и социальных группах различен и  зависит от особенностей структуры  общества или группы.

Информация о работе Социальная мобильность: понятие и сущность