Социальная политика государства: современные проблемы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Социальная политика - это система управленческих, организационных, регулятивных, саморегулятивних мероприятий, действий, принципов и основ, направленных на обеспечение оптимального социального уровня и уровня жизни, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, их социальной безопасности в обществе. Наибольшую взаимосвязь с социальной экономикой имеет социальная политика, определяющая предпосылки получения результатов взаимодействия экономики и общества. К отраслям социальной экономики относятся отрасли образование, здравоохранение, а также отрасли занимающиеся трудоустройством граждан и социальной помощью. За последние 5 лет в социальной экономике были достигнуты немалые результаты: выплачено большинство долгов, повысилась реальная заработная плата и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………………4
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………………………….6
3. СОВРЕМЕНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ……………………………8
3.1 Преодоление бедности…………………………………………….8
3.2 Безработица…………………………………………………………9
3.3 Забота о здоровье населении……………………………………..9
3.4 Образование……………………………………………………….10
3.5 Борьба с коррупцией……………………………………………..10
3.6 Жилищно-бытовые условия………………………………………11
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕНОЙ УКРАИНЫ……………………………………12
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..14
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК…………………………………………

Файлы: 1 файл

индивидуалка макроэкономика.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

 

3.6 Жилищно-бытовые условия

 

Одна из наиболее существенных потребностей каждого человека - потребность  в нормальных жилищно-бытовых условиях.

В 2003 г. в среднем на одного жителя общая площадь жилья составляла 21,3 м2 против 17,8 - в 1990 г. Однако по уровню жилищных условий Украина значительно отстает от стран Западной Европы. Скажем, средний размер квартир в Киеве равняется 53 м2. В структуре жилищного фонда происходят сдвиги в пользу многокомнатных квартир, что способствует улучшению благоустройства жилья. Вместе с тем, еще почти четвертая часть жилой площади даже в городах не оборудована водопроводом, не имеет канализации, а горячим водоснабжением не обеспечено свыше 40% жилья. Особенно низкий уровень его благоустройства характерен для сельской местности, в частности, по наличию основных видов удобств в одном жилье. Эти показатели не только намного ниже, чем в странах Западной Европы, но и в целом не отвечают европейским стандартам.

Очень болезненно для населения  постоянное повышение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем, как правило, этот рост не сопровождается адекватным повышением их качества. Тарифы повышаются значительно быстрее, чем  доходы населения. Поэтому не удивительно, что в структуре общих расходов и доходов приобретение продуктов  питания и оплата жилищно-коммунальных услуг составляют большую часть, что свидетельствует о низком жизненном уровне населения.

 

4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕНОЙ УКРАИНЫ

 

Основными мероприятиями  реализации определенной стратегии  является принятие и введение в действие новой законодательно-нормативной  базы в сфере социальной политики и адекватное ее финансовое обеспечение. Реформирование законодательно-нормативной  базы должно происходить в контексте  интеграционной политики Украины в  Европейский Союз. Речь идет об адаптации  норм, размеров, показателей социальной обеспеченности к европейским стандартам.  

Центром перспективных социальных исследований Министерства труда и  социальной политики Украины в ноябре 2002 г. выполнена работа по сопоставлению нормативных требований Европейского кодекса социального обеспечения с действующим законодательством Украины в сфере социальной политики. Это исследование имело цель научно обосновать законопроекты и нормативные акты решения проблем реализации социальной политики, в частности финансового обеспечения социальной сферы, выявление противоречий между юридическими нормами социального обеспечения и фактическим размером социальных выплат. Для устранения этих противоречий предлагается внедрение новых моделей экономических расчетов относительно затрат бюджета на социальные выплаты, а именно: помощи, пенсии, стипендии и т.п.. Одной из таких моделей является модель социального бюджета, которую в своих разработках использует. Центр перспективных социальных исследований. Эта модель многофункциональная: реагирует на изменения в законодательстве, которые особенно актуальные в контексте евроинтеграции Украины и адаптации украинского законодательства; предоставляет возможность повторных расчетов при внесении новых данных, т.е. оперативно реагировать на новую информацию; имитировать влияние разных сценариев экономического развития. Прогностическая функция модели чрезвычайно актуальна в смысле восстановления системы прогнозирования в Украине. Модель можно также использовать на государственном и региональном уровнях.

Таким образом, на современном  этапе научно - обоснованное реформирование законодательно-нормативной базы является важной составляющей усовершенствования социальной политики в Украине и  в конечном итоге повышения жизненного уровня населения и конкурентоспособности экономики и социальных достижений страны в целом.

Реформирование системы  социального обеспечения и уменьшение уровня бедности - одно из важнейших  задач нынешней власти. Эти трудности  в свое время приходилось преодолевать правительствам стран Центральной  Европы. Именно поэтому опыт этих стран  имеет особое значение для внедряемых в Украине реформ.

Украине необходимо сосредоточить внимание на трех основных задачах политики, направленной против бедности: увеличение занятости, уменьшение абсолютной бедности и предупреждение долговременной бедности, улучшение социальной мобильности. После рассмотрения предпосылок для уменьшения уровня бедности и определение целей следует определиться со способами достижения этих целей.

Поощрение занятости в  официальной экономике - это основа любой стратегии, направленной против бедности в странах со средним  уровнем доходов, таких как Украина. Эта стратегия должна сконцентрироваться и на перемещении рабочих мест из теневой экономики в официальную, и на создании новых рабочих мест в легальной экономике. Важно подчеркнуть, что любой репрессивный элемент (например,   полиция,   налоговые органы и т.п.) должны играть второстепенную роль в этой стратегии.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Социальная политика государства - прежде всего это часть экономики, связанная с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Социальная политика на современном этапе должна изучать, исследовать, анализировать природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей. В зону действия социальной политики попадают доходы различных слоев и групп населения.

Система социального обеспечения  в Украине вообще не отвечает требованиям  необходимого уровня социальной защиты населения. Это связано, как с  общим социально-экономическим кризисом, так и с недостатками самой  системы социального обеспечения. Действующий механизм реализации реформ не лишен устаревших отношений распределительного характера, т.е. не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков взносов, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размеры страховых выплат не связаны с уровнем профессиональных и социальных рисков.

Жилищно-бытовые условия  жизни на Украины оцениваются  как “удовлетворительные” и вместе с тем, еще почти четвертая  часть жилой площади даже в  городах не оборудована водопроводом, не имеет канализации, а горячим водоснабжением не обеспечено свыше 40% жилья. Считается, что для улучшения ситуации жилищно-бытовых условий  целесообразно более активно использовать целевые инвестиции.

Также требует огромного  внимания здоровье населения. Из-за плохих жилищно-бытовых условий жизни  населения в Украине, начиная  с 1991 г., прослеживается тенденция роста показателей заболеваемости и смертности населения. Общая заболеваемость по сравнению с 2000 г. возросла на 8%. Эпидемический характер получила заболеваемость туберкулезом (в настоящее время больные составляют 1,3% населения, тогда как эпидемия наступает при показателе 1%). По заболеванию ВИЧ инфекцией г. Донецк занимает первое место (90% составляют наркоманы из них 63%-молодёжь).  А повышение образовательного и профессионального уровня населения, трудоспособного возраста будет способствовать не только формированию и развитию социально ориентированной экономики государства, но и повышению производительности труда и эффективности экономики, конкурентоспособности ее продукции.

Реформирование системы  социального обеспечения и уменьшение уровня бедности - одно из важнейших  задач нынешней власти. Эти трудности  в свое время приходилось одолевать  правительствам стран Центральной  Европы. Именно поэтому опыт этих стран  имеет особое значение для внедряемых в Украине реформ.

Конечно, помимо всего вышеизложенного, каждый сможет найти еще уйму других проблем, решение которых способно улучшить ситуацию в стране. Но те, которые  уже стали «хроническими», лечить предстоит долго и болезненно.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК:

 

1. Беседін В.Ф. Державне регулювання економіки / В. Ф. Беседін. – К., 2000 р.

2. Хара В., Побудова соціальної держави – загальне національне завдання”. К., вид. „Україна : аспекти праці”, №3, 2003

3. Актуальные проблемы Украины образца 2012 года. – Режим доступа :

http://novostiua.net/stati/6135-aktualnye-problemy-ukrainy-obrazca-2012-goda.html  - Название с экрана

4. Актуальні проблеми сучасного розвитку України: соціальні, економічні та правові аспекти (2008) / Матерiали міжвузівської наукової конференцiї викладачів та студентiв. – Донецьк, ДонНТУ – 2008, с. 116–119

5. Основні показники діяльності вищих навчальних закладів України на початок 2002/03 навчального року. Статистичний бюлетень.К,2003р.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная политика государства: современные проблемы Украины