Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:09, курсовая работа
Цель работы: показать какую роль играет государство в социальной политике и каким образом решает поставленные перед ним проблемы с задачей нахождения путей их решения.
1.Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления…………...4
1.1.Функции и методы социальной политики……………………………………………….6
1.2.Основные направления социальной политики………………………………………….6
2.Экономический рост и экономически отсталые страны…………………………………11
2.1.Социальная политика России…………………………………………………………....13
3.Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения………..14
3.1.Показатель уровня жизни или качества жизни ………………………………………...16
Статистические данные………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………………...24
Система социальной защиты в России не эффективна. Социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку, независимо от места жительства, национальности, пола, возраста. Она осуществляется через социальные гарантии, т.е. минимальные социальные стандарты. Социальные стандарты это установленные законодательством нормы и нормативы в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и т.д.
Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.
Социальная политика на рынке труда.
Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
Жилищная политика.
Политика обеспечения
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
2.Экономический рост и экономически отсталые страны
Государства члены Совета Европы рассматривают социальную сплоченность как приоритет в организации социальной, культурной и политической жизни, а ее достижение – как непременное условие защиты прав человека и человеческого достоинства.
Подобно тому, как в каждой стране
существует значительный разрыв в доходах
между отдельными семьями, огромное экономическое
неравенство наблюдается и среди государств.
В первую группу входят 19 индустриально
развитых стран, к которым относят США,
Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Японию
и большинство стран Западной Европы.
В каждой из них сформировалась рыночная
экономика, основанная на крупных ресурсах
основного капитала, передовых производственных
технологиях, квалифицированных трудовых
ресурсах. Существенной характеристикой
этих 19 стран является высокий показатель
ВНП в расчете на душу населения. По данным
за 1986 год, он составил 12960 дол. На втором
месте по уровню дохода выделяется небольшая
группа стран-экспортеров нефти - 6700 долл.
Большинство стран мира, расположенных
в Африке, Азии и Латинской Америке, являются
слаборазвитыми и экономически отсталыми.
Здесь проживает около 3,8 млрд. человек
(из 5,4 млрд. населения Земли), а годовой
ВНП в расчете на душу населения составляет
в среднем 610 дол. Эти государства не прошли
стадию индустриализации, их население
в основном занято в сельском хозяйстве,
а уровень его грамотности крайне низок.
По тем же данным за 1986 год ВНП США достигал
приблизительно 4,2 трлн. дол., а весь совокупный
ВНП всех 97 слаборазвитых стран не превышал
2,4 трлн.дол. При этом надо учитывать, что
среди этой группы так называемые новые
индустриальные страны (Сингапур, Гонконг,
Тайвань, Южная Корея) достигли в среднем
за 1960-1987 гг. высоких темпов роста ВНП (8-9%)
и в результате за эти годы уровень реального
ВНП увеличился здесь в 5 раз. В то же самое
время во многих слаборазвитых странах
происходило снижение уровня ВНП на душу
населения.
Причины отставания заключаются в различных
материальных и социально-культурных
условиях, в которых находятся разные
страны. Пути ускорения экономического
роста, по существу одинаковы как для развитых,
так и для развивающихся стран. Они связаны
с улучшением использования: 1) природных
ресурсов, 2) трудовых ресурсов, 3) ресурсов
капитала, 4) технологий.
Природные ресурсы распределены среди
стран неравномерно. Некоторые имеют промышленные
месторождения бокситов, олова, меди, нефти,
вольфрама и т.д. Но в большинстве своем
эти ресурсы принадлежат крупным корпорациям
индустриально развитых государств и
прибыль от их использования уходит за
границу. Другие страны бедны полезными
ископаемыми, испытывают нехватку пахотных
земель, энергетических ресурсов.
И все-таки основная причина отставания
состоит не в скудности ресурсов. Япония,
Швейцария, Израиль, несмотря на ограниченность
своих природных ресурсов, достигли высокого
уровня жизни.
Страны с самыми скудными их запасами
имеют самую большую численность населения.
В экономически отсталых странах со средним
и низким доходом население увеличивается
в среднем на 2% в год по сравнению с 0,6%
в развитых странах. В некоторых из них
рост населения опережает увеличение
продовольственных запасов, и личное потребление
падает до нищенского уровня. При быстром
демографическом росте трудно обеспечить
соответствующий уровень реального капитала
в расчете на душу населения. Создание
рабочих мест в отраслях современной промышленности
требует огромных капиталов, а его инвесторов
нет. Поэтому растущее население оказывается
занято в сельском хозяйстве и в кустарном
производстве.
Производительность труда работников
падает, плодородие земли истощается.
Большинству из этой группы стран присуще
постоянное недоиспользование рабочей
силы.
Низкий уровень грамотности, отсутствие
энергичного слоя предпринимателей, слабая
материальная база образования, недостаток
квалифицированной медицинской помощи
- все это делает население плохо подготовленным
для экономического развития.
Наиболее квалифицированные профессионалы:
врачи, инженеры, преподаватели и другие
специалисты, нередко получившие образование
за рубежом, не возвращаются в родные места,
ищут себе работу в развитых государствах.
Наряду с "утечкой мозгов" происходит
отток капитала. Преуспевающая часть населения
считает менее надежным вкладывать свои
капиталы и сбережения в своих собственных
странах, чем в индустриально развитых,
поскольку в результате возможных экспроприаций,
изменения налоговой системы, ускорения
инфляции оно может потерять свои сбережения.
К этому добавить и недостаток стимулов
к инвестированию капиталов, политическую
нестабильность.
Темпы экономического роста невозможно
объяснить только с помощью причин чисто
экономического характера. Экономическое
развитие определяется и социальными
факторами, сдвигами в мышлении людей,
их поведении, волею к развитию. В этом
плане большая роль отводится самому государству.
Оно имеет широкие возможности для того,
чтобы устранять с пути экономического
роста всевозможные препятствия путем
установления законности и правопорядка,
эффективной борьбы с коррупцией и взяточничеством,
поощрения предпринимательства и т.д.
2.1.Социальная политика России.
Социальная политика Российской Федерации по ряду упоминавшихся выше причин в последние годы не пользуется необходимой поддержкой со стороны граждан, страдающих от чрезмерных социальных издержек предпринимаемых в стране реформ. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что большинство россиян, негативно оценивая сложившуюся ситуацию, выказывают низкую степень доверия центральным и региональным органам власти, что, конечно же, не может быть благоприятным фоном для осуществления социально-экономических преобразований.
В настоящее время наметилась тенденция к перемене настроения россиян. Опросы показали, что большая часть взрослого населения страны, признавая трудности, отмечают признаки улучшения условий жизни. Но по-прежнему актуальны восстановление доверия к власти, обязательствам государства, достижение конструктивного согласия на основе общей цели - реального и устойчивого роста благосостояния людей в соответствии с имеющимися возможностями. В качестве конкретных выдвигаются задачи, направленные, в частности, на то, чтобы сделать расходы по оплате труда и социальным выплатам защищенными, т.е. не подлежащими какому-либо сокращению, переходить шаг за шагом на адресный принцип социальной защиты, активно внедрять страховые методы пополнения источников покрытия социальных расходов, строго контролировать деятельность социальных ведомств, фондов социального развития.
Осуществление комплекса мер по дальнейшему реформированию экономики и социальной сферы представляется наиважнейшим делом на всех уровнях - общегосударственном, отраслевом, региональном, местном. Оно сполна относится и к отдельно взятым организациям. Конечно, здесь необходима дополнительная конкретизация социальных ориентиров.
3.Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения
При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.
Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ (Минимальный размер оплаты труда), что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.
Также дело обстоит и с выплатами женщинам, не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.
Стипендия для студентов ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда.
Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.
Пенсии.
Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.