Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: показать какую роль играет государство в социальной политике и каким образом решает поставленные перед ним проблемы с задачей нахождения путей их решения.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления…………...4
1.1.Функции и методы социальной политики……………………………………………….6
1.2.Основные направления социальной политики………………………………………….6
2.Экономический рост и экономически отсталые страны…………………………………11
2.1.Социальная политика России…………………………………………………………....13
3.Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения………..14
3.1.Показатель уровня жизни или качества жизни ………………………………………...16
Статистические данные………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсовая по Общей экономической теории.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Реформы в  сферах образования, здравоохранения, жилья.

За последние десять лет в  сфере образования произошли следующие изменения:

  1. изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику;
  2. все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти;
  3. происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.  

     Позитивно то, что  идет формирование новой законодательной  базы, растет влияние региона,  учитываются требования рынка  труда. В тоже время налицо  явно недостаточное и не эффективное  бюджетное финансирование, не однозначны  последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся, тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого, реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов.

В сфере здравоохранения все  более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств. Нельзя не отметить рост строительства поликлиник и больниц, повышение оплаты труда медикам.

3.1.Показатель уровня  жизни или качества жизни.                                                                          Показателем материального благосостояния различных социальных групп выступает показатель уровня жизни.  Этот показатель включает в себя условия труда, быта и досуга, здоровье, образование, природную среду обитания и т.д.

Всероссийский центр уровня жизни  выделяет 4 уровня жизни населения:

  • Нищета. Минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, который позволяет поддерживать лишь жизнедеятельность человека;
  • Бедность. Потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
  • Нормальный уровень. Рациональное потребление по научно обоснованным нормам, что обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
  • Достаток. Пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека.

Система показателей уровня жизни  включает 12 показателей: рождаемость  и смертность; санитарно-гигиенические  условия жизни; потребление продовольственных  товаров; жилищные условия, образование  и культура; условия труда и  занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; организация отдыха; транспортные средства; социальное обеспечение; свобода личности. Денежная оценка материальных благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение определенного промежутка времени соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, является стоимостной оценкой уровня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистические данные.

Расходы на здравоохранение в России составляют всего 5% совокупных расходов, тогда как, например, в Австралии – 17, в Чехии – 14, в Австрии, Германии, Швеции, Италии и Бельгии – 13, в Литве – 12%; российский показатель – опять-таки самый низкий среди стран не только Западной, но и Центральной и Восточной Европы.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2008-2010гг., говорится, что, по мнению сторон, уровень общей безработицы не должен превышать в 2008г. -7,2%, в 2009г. -7%, в 2010г. -6,8% от численности экономически активного населения. Кризис неизбежно увеличил число безработных. Уже в декабре 2008г. он составил 7,7% от численности экономически активного населения, или 5,8млн. человек против 4,6млн. в декабре 2007г. Между тем достойный труд предполагает занятость всех, кто желает работать.

В связи с мировым финансовым кризисом в РФ в 2009 году наблюдается  дефицит бюджета (таблица №1).

По данным федерального казначейства (млрд.руб.)

                                                                                                                                   Таблица № 1

 

Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Данные ИРЧП по России приведены  в таблице № 2.

                           

 

Таблица №2

 

Величина прожиточного минимума по Российской Федерации (руб.)

                                                                                                                          Таблица № 3

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

I квартал

                   

все население

1138

1396

1719

2047

2293

2910

3374

3696

4402

5083

трудоспособное население

1232

1513

1865

2228

2502

3138

3640

3993

4755

5497

пенсионеры

851

1064

1313

1554

1747

2332

2703

2950

3508

4044

дети

1161

1405

1722

2039

2259

2795

3234

3536

4218

4857

II квартал

                   

все население

1185

1507

1804

2137

2363

3053

3443

3809

4646

 

трудоспособное население

1290

1635

1960

2328

2588

3290

3717

4116

5024

 

пенсионеры

894

1153

1383

1629

1793

2449

2747

3033

3694

 

дети

1182

1507

1795

2119

2313

2937

3301

3647

4448

 

III квартал

                   

все население

1234

1524

1817

2121

2396

3047

3434

3879

4630

 

трудоспособное население

1350

1658

1980

2318

2629

3288

3709

4197

5017

 

пенсионеры

930

1163

1387

1612

1816

2440

2736

3085

3660

 

дети

1218

1514

1799

2089

2336

2921

3292

3704

4418

 

IV квартал

                   

все население

1285

1574

1893

2143

2451

3060

3437

4005

4693

 

трудоспособное население

1406

1711

2065

2341

2690

3302

3714

4330

5086

 

пенсионеры

962

1197

1432

1625

1849

2450

2739

3191

3712

 

дети

1272

1570

1880

2113

2394

2931

3290

3830

4472

 

 

Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

                                                                                                                                     Таблица № 4

Срок, с которого      установлен минимальный    размер оплаты труда

Сумма минимального      размера оплаты труда                          (руб., в месяц)

Нормативный акт,

установивший минимальный

размер оплаты труда

с 1 января 2009 г.

4330

ст. 1  Федерального закона                                        от 24.06.2008 N 91-ФЗ     

с 1 сентября 2007 г.

2300

ст. 1  Федерального закона                                           от 20.04.2007 N 54-ФЗ 

C 1 мая 2006 г.

1100

ст. 1  Федерального закона                                            от 29.12.2004 N 198-ФЗ         

с 1 сентября 2005 г.

800

ст. 1  Федерального закона

от 29.12.2004 N 198-ФЗ    

с 1 января 2005 г.

720

ст. 1  Федерального закона                                          от 29.12.2004 N 198-ФЗ    

с 1 октября 2003 г.

600

ст. 1  Федерального закона

от 01.10.2003 N 127-ФЗ    

с 1 мая 2002 г.

450

ст. 1  Федерального закона

от 29.04.2002 N 42-ФЗ     

с 1 июля 2001 г.

300

 ст. 1  Федерального закона                                     от 19.06.2000 N 82-ФЗ     

с 1 января 2001 г.

200

 ст. 1  Федерального закона                                    от 19.06.2000 N 82-ФЗ     

с 1 июля 2000 г.

132

 ст. 1  Федерального закона                                   от 19.06.2000 N 82-ФЗ     


 

 

 

 

 

Численность граждан, имеющих  статус безработных                                                                               по  Центральному федеральному округу (тыс. чел)

                                                                                                                              Таблица № 5

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

январь

249,9

210,0

215,5

234,4

226,7

248,2

228,8

214,2

177,2

236,1

февраль

242,7

214,4

223,6

240,2

226,9

256,1

235,7

213,3

178,5

295,5

март

235,0

215,4

225,0

237,8

222,0

258,3

237,6

206,2

172,0

332,5

апрель

224,4

212,3

226,5

233,8

215,7

256,0

233,9

196,4

165,4

357,5

май

212,0

206,3

221,7

225,2

210,3

247,5

226,7

191,7

160,8

360,4

июнь

202,6

199,8

216,3

215,9

205,0

238,2

220,0

184,8

154,0

353,5

июль

203,0

200,8

217,3

217,4

211,2

237,6

221,1

184,7

155,4

358,5

август

203,9

203,0

220,7

217,0

215,2

230,0

219,0

179,1

153,3

353,4

сентябрь

201,5

198,8

217,1

209,9

214,3

219,1

211,5

169,9

145,2

156,7

октябрь

198,9

196,2

216,3

207,2

217,4

208,7

201,3

162,6

141,7

143,1

ноябрь

203,0

200,9

222,9

219,0

228,1

 

207,5

171,8

152,2

154,8

декабрь

209,2

209,3

229,7

231,4

244,4

227,2

217,3

179,9

196,7

199,3


Численность безработных, которым назначено пособие по безработице Центральный федеральный округ (тыс. чел.)

                                                                                                                                   Таблица № 6

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

январь

218,2

187,4

195,0

211,2

199,9

223,5

204,6

185,5

144,4

199,0

февраль

211,3

191,8

202,1

216,6

202,9

231,6

212,0

185,1

148,3

252,9

март

204,0

192,8

203,6

215,0

200,4

232,8

214,7

176,5

144,2

288,2

апрель

193,3

189,8

203,8

210,7

193,7

228,6

210,2

165,0

136,2

310,0

май

181,5

184,2

199,0

202,8

186,7

219,2

201,9

159,9

132,6

315,9

июнь

173,8

176,6

192,9

192,4

180,1

210,9

195,1

149,0

126,6

307,8

июль

174,1

178,7

193,5

193,4

185,8

211,0

196,2

147,8

126,4

313,1

август

177,3

180,2

196,3

191,0

189,5

203,6

193,4

142,8

123,8

309,0

сентябрь

175,8

177,5

192,6

184,9

189,3

194,4

186,2

136,2

117,1

146,3

октябрь

175,0

175,0

191,8

182,9

192,3

185,0

176,9

130,3

115,4

107,5

ноябрь

180,2

179,6

199,0

193,7

203,0

 

183,2

139,8

126,1

116,4

декабрь

185,8

188,7

208,0

205,3

219,1

204,1

194,0

148,1

168,2

171,8

Информация о работе Социальная политика государства