Социальная политика и ее роль в современных условиях (или в России, или вообще)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: изучить социальную политику, ее направления в современной России.
Чтобы достичь своей цели я ставлю перед собой задачи:
• Проанализировать сущность социальной политики
• Изучить типы и различные модели социальной политики
• Рассмотреть принципы социальной политики
• Изучить направления социальной политики В современной России
• Провести анализ одного из направлений социальной политики

Содержание работы

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1. Сущность понятия социальной политики 4
1.2 Государство как основной субъект социальной политики 9
1.3 Принципы социальной политики 15
2. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. 17
2.1. Основные направления социальной политики в России 17
2.2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения 22
2.3. Нерешенные проблемы государственного регулирования социальной защиты и пенсионного обеспечения населения в современной России 25
Заключение 28

Файлы: 1 файл

2_v - копия.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Показатель: Уровень общей безработицы, в % от численности экономически активного населения

Государственная политика в области  занятости населения связана с решением задач социально-экономического развития и создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие  рынка труда, позволяющее преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить качество рабочей силы, трудовую мобильность.

Государственная политика в области  занятости населения направлена на:

    • развитие институтов рынка труда, включающее, в том числе развитие частно-государственного партнерства в сфере оказания услуг на рынке труда;
    • совершенствование социально-трудовых отношений, развитие института социального партнерства;
    • обеспечение стабильной ситуации на рынке труда, снижение уровня безработицы;
    • создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда;
    • повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения с использованием современных информационных технологий, развитие системы информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
    • повышение конкурентоспособности  и качества рабочей силы, развитие кадрового потенциала организаций за счет развития и модернизации всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности рынка труда, в том числе на основе частно-государственного партнерства;
    • создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом потребности экономики в трудовых ресурсах с учетом принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов;
    • переход от миграционной политики, ориентированной на временную трудовую миграцию, к интеграции иностранных работников в российское общество, принятию иностранными работниками российского гражданства (упрощение получения иностранными гражданами вида на жительство и гражданства при условии осуществления трудовой или предпринимательской деятельности на законных основаниях);
    • дифференцированный подход к привлечению и использованию временных трудовых мигрантов (создание преференций при привлечении молодых квалифицированных иностранных специалистов, в том числе в отдельные виды экономической деятельности (автомобилестроение, самолетостроение, науку);
    • совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы, обеспечение прав граждан в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав работников, принудительного труда, дискриминации;
    • совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, а также привлечения иностранной рабочей силы.

Тактические задачи, направленные на решение стратегических целей страны – повышение уровня удовлетворения потребностей граждан в образовании, развитие научного, технического и  технологического  потенциала и развитие национальной инновационной системы, повышение эффективности государственного управления, развитие потенциала международных связей, обеспечения динамичного и устойчивого экономического развития.

В рамках стратегической цели удовлетворения потребностей граждан в образовании Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации решает задачу создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обеспечения системы здравоохранения кадрами высокой квалификации, трудоустройства и закрепления на рабочих местах выпускников образовательных учреждений.

В качестве целевых определены значения показателей, принятые в развитых странах  и отвечающие пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.

Достижение указанных показателей  и конечные результаты будут зависеть в значительной степени от сбалансированности экономической, финансовой и социальной политики, от темпов роста валового внутреннего продукта и объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, инвестиций в экономику, расходов на социальные нужды, направляемых из бюджетов всех уровней, от принимаемых мер по совершенствованию налоговой политики и по выравниванию социально-экономического развития регионов.

 

    1.  Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения

 

Показатель: Удельный вес населения  с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения)

Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств, предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов. Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.

Тактические задачи:

  1. содействие росту заработной платы;

В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:

    • увеличению минимального размера оплаты труда;
    • индексации расходов на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере.
  1. содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;

Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых  принципов осуществляется в целях  повышения уровня пенсионного обеспечения  всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе, и предусматривает достижение следующих целевых ориентиров:

    • обеспечение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и постепенное повышение среднего размера трудовых пенсий по старости до величины, обеспечивающей не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера;
    • создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении, трудовой пенсией по старости не менее 40%.

Предполагается принять меры по совершенствованию законодательства о негосударственных пенсионных фондах в части упорядочения их организационно-правового статуса и повышения гарантий надежности их функционирования, а также меры по упорядочению налогообложения взносов работодателей в негосударственные пенсионные фонды на цели негосударственного пенсионного обеспечения своих работников с тем, чтобы размеры резервов негосударственных пенсионных фондов стали основой для повышения уровня обеспечения участников негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р будет разработана Государственная программа «Развитие пенсионной системы», основными направлениями реализации которой являются:

    • реформирование системы обязательного пенсионного страхования;
    • обеспечение выплаты пенсий с учетом их повышения в соответствии с новым законодательством;
    • развитие добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
  1. формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан;

В целях развития эффективной и  устойчивой системы обязательного  социального страхования, повышения  уровня социальной защиты работающих граждан будет продолжена работа по формированию системы полноценной  защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов.

В этих целях предусматривается  осуществить меры, направленные на:

    • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного страхования социальных рисков;
    • совершенствование системы обязательного социального страхования.
  1. развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В 2012-2014 годах предусматривается  провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.

Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать  сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.

Особое внимание будет уделено  обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.

Предусматривается активизировать работу по методическому обеспечению программ борьбы с бедностью и по распространению  примеров лучшей практики, выявленных на основе независимых оценок эффективности  и результативности. В частности, предполагается обеспечить формирование единых баз данных об оказании социальной помощи нуждающимся домохозяйствам из различных источников и внедрение на этой основе «социальных паспортов» бедных домохозяйств.

 

    1. Нерешенные проблемы государственного регулирования социальной защиты и пенсионного обеспечения населения в современной России

Существует множество актуальных проблем социальной политики, но более  подробно я буду рассматривать проблему регулирования социальной защиты и  пенсионного обеспечения населения в современной России.

Переход России к рыночной экономике  вызвал необходимость коренной трансформации  всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального  обеспечения пожилых граждан. Социалистическая патерналистская идеология бесплатности пенсионного обеспечения для граждан, базировавшаяся на принципах бесплатности и общественных фондов потребления, была отвергнута.15

Пять пенсионных реформ, осуществленных с начала 1990-х гг., все еще не сумели создать приемлемую по эффективности и финансовой надежности пенсионную систему, а поэтому на очереди — шестая пенсионная реформа, которую планируется провести в 2013 г.

Нерешенные вопросы касаются как законодательного оформления институциональной базы, так и создания условий для эффективного функционирования финансовых механизмов. Размеры пенсий и пособий, определяемые все еще по покупательной способности и коэффициенту замещения, составляют примерно 65–70% от их показателей 1990 г.; доступность получения качественной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования затруднена для большинства пожилого населения.

Во многом медленное и непоследовательное становление национальной системы пенсионного страхования связано с тем, что изначально в стране не была принята доктрина формирования институтов пенсионного страхования как важнейшего компонента доходов населения, органически связанного с системой заработной платы, демографической политикой и политикой на рынке труда.

В конечном итоге это объясняет  отсутствие четко обозначенных целей и программы действий в данной области, является причиной «размытости» и непоследовательности управленческих воздействий. Последствиями контрпродуктивных мер стало снижение уровня социальных гарантий в системе социального страхования и возврат к государственному социальному обеспечению по типу недавнего социалистического прошлого, но при этом размер дотаций из государственного бюджета определен в несравненно меньших пропорциях и объемах, чем это было в советское время.

Информация о работе Социальная политика и ее роль в современных условиях (или в России, или вообще)