Социальная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных направлений государственной социальной политики РФ.

Задачи, которые были поставлены:
Рассмотреть:
Сущность государственной социальной политики, её принципы и функции.
Основные цели и принципы социальной политики в России
Основные направления социальной политики.
Социальная политика в НСО.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социальная политика государства 5
1.1. Сущность социальной политики, ее направления и функции 5
Функции социальной политики. 6
1.2.Основные цели и принципы социальной политики в России 9
Глава 2. Социальная политика РФ. 12
2.1 Основные направления социальной политики в России 12
Здравоохранение 13
Образование 16
Жилье 18
Сельское хозяйство. 21
2.2. Социальная политика в НСО. 23
Заключение. 30
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Основные направления государственной социальной политики РФ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

5. Принцип демократичности.  Каждый дееспособный гражданин  должен иметь возможность участвовать  в формировании государственной социальной политики и контроле над ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.

6. Принцип адаптации  к местным условиям. Социальная  поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем. 3

7. Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.

 

Глава 2. Социальная политика РФ.

2.1 Основные направления социальной  политики в России

 

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных  институтов, системный экономический  кризис, издержки приватизации в сочетании  с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к  демократии, серьезные просчеты при  проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в  каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом  России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».

В качестве приоритетных направлений  «инвестиций в человека» глава  государства выделил:

здравоохранение;

образование;

жильё;

сельское хозяйство.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.4

Здравоохранение

В сфере здравоохранения  все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг - за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам.

Состояние здоровья населения  в 2005 году характеризовалось низким уровнем рождаемости (10,2 случая на 1 000 населения), высоким уровнем общей смертности (16,1 случая на 1 000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн различных  заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%).

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают эффективное расходование бюджетных  средств, ориентированное на конечный результат, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное  звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению  качества медицинской помощи, объявленная  Президентом Российской Федерации  Владимиром Владимировичем Путиным  в 2005 году.

Основные  цели

    • Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
    • Повышение доступности и качества медицинской помощи.
    • Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
    • Развитие профилактической направленности здравоохранения.
    • Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи. 
       

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

Финансирование.

Реализация проекта осуществляется из средств федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами.

Средства федерального бюджета, выделенные на первоочередные меры в сфере здравоохранения, не просто помощь муниципальному здравоохранению на текущие нужды. Это целевые ресурсы, которые направлены на решение приоритетных государственных задач.

Минздравсоцразвития России заключило  соглашения с регионами, в которых  определены «встречные обязательства» органов власти субъектов Российской Федерации  по уровню финансирования здравоохранения, обеспечению целевого использования выделяемых средств, обеспечению взаимодействия при реализации данного проекта.

Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.5

 

Образование

В 2008г. сократилось число  дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано  с сокращением численности детей  школьного возраста (по предварительным  данным, среднегодовая численность  детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий и лицеев. Число учреждений высшего профессионального образования возросло в целом на 26 единиц (на 2,3%). В 2008г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. юношей и девушек (90,8% к уровню 2007г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. человек (86,8%).

Прием в государственные и муниципальные  средние профессиональные учебные  заведения сократился по сравнению  с 2007г. на 60,3 тыс. человек, или на 8,3%.

Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 561,3 тыс. человек и сократился по сравнению с 2007г. на 7,4 тыс. человек, или на 1,3%. По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 566,0 тыс. человек, что превышает аналогичный прием 2007г. на 117,2 тыс. человек, или на 26,1%.

Платных образовательных услуг  населению в 2008г. было оказано по предварительным данным на 281,0 млрд. рублей, или на 1,3% больше, чем в 2007 году . 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе. 6

Сегодня связь между  современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики  и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте было предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд  направлений проекта нацелен  на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного  доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение  общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит  значительные изменения в механизмы  финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные  учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

В 2006 году путем объединения  региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка современных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления «Сколково». С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Успешная реализация национального проекта позволила обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.

Жилье

Основные  проблемы российского жилищного рынка в 2006 году

•        Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.

•        В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.

•        Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.

•        В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.

•        В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.

•        Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.

•        Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.

•        Процедуры согласования строительной документации затруднены.

•        Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

Не менее 15% населения  страны ютится в жилище, малопригодном  для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Для решения этих проблем  Правительство Российской Федерации  утвердило федеральную целевую  программу«Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.

Информация о работе Социальная политика РФ