Социальная политика Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность социальной политики, ее направления и функции 5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 9
2.1.Выбор социальной модели государства для России 9
2.2. «Возможности» и «необходимости» развития социальной политики 14
2.3.Социальная доктрина России 17
2.3.1. Общие положения 17
2.3.2. Основные цели и принципы социальной политики в России 19
2.3.3. Меры и механизмы реализации политики социального развития 21
2.3.4. Система социального регулирования в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

макроэкономика.rtf

— 320.35 Кб (Скачать файл)

Такой поворот привел к утрате важнейших государственных функций в социальной сфере - социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных слоев, аккумуляции необходимых финансовых ресурсов для перераспределения средств, регулирования сферы труда, здравоохранения, образования, что выполняют все без исключения государства, выбравшие либеральную, консервативную, социал-демократическую модель государственного устройства и государственной социальной политики.

В результате подавляющее большинство населения России не только не обрело достойного уровня и качества жизни, но и лишилось сколь-нибудь обнадеживающих перспектив в будущем. Маргинализация и социальная деградация стали привычными явлениями. Массовый слой высококлассных специалистов резко сократился. Конкретные тому причины - спад производства и массовая безработица, ведущая к деквалификации работников, их бегству и за границу, и от своих профессий вследствие катастрофического сокращения реальных доходов.

Заработная плата основной массы работников в России упала в 90-е годы до крайне низкого и зачастую недопустимого уровня, который не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. Такое положение дел является одной из основных причин демографического кризиса России. Даже с учетом реального роста заработной платы на протяжении последних шести лет на конец 2005 года она достигла только 80-85% предреформенной величины 1990 года.

Неоправданная по всем меркам дифференциация заработной платы приводит к недопустимому уровню расслоения населения. Во многом складывающаяся ситуация с резкой дифференциацией доходов населения объясняется доминированием в последние годы экспортно-сырьевой модели развития экономики России, которая воспроизводит в расширенном объеме “точечный” или “сегментный” рост отдельных подотраслей экономики и крупных мегаполисов, где концентрируется львиная доля финансовых ресурсов. Уже сегодня рост стоимостных параметров экономики на 65-75% обеспечен деятельностью нескольких десятков крупных корпораций, расположенных не более чем в 150-200 населенных пунктах страны.

Более того, данная тенденция к концентрации финансов, производства, социальной инфраструктуры при сложившейся сейчас структуре субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет носить характер нарастания в среднесрочной перспективе до 2008 года: по душевому валовому региональному продукту - вдвое, по доходам населения на 35-60%, по бюджетной обеспеченности собственными доходами - на 70-80%4.

По оценкам ученых, при сохранении нынешних тенденций функционирования экономики и дальнейшем усилении неравномерного развития производительных сил, наблюдающегося в стране в последние 15 лет, дифференциация заработной платы и доходов населения в ближайшие три-четыре года возрастет еще на 40-60%, что усилит антагонизм в обществе5.

Кроме того, при сохранении сегодняшнего уровня доходов основная масса граждан просто не в состоянии будет оплачивать "по полной" ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание, тарифы на которые существенно возрастут уже в текущем году.

Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы.

Во-первых, требуется выбрать социальную модель государства, как систему взаимоувязанных социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), здравоохранения и образования, включающих в себя:

  • для работающих - институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни. Размер МРОТ следует приблизить к величине не ниже 40% средней заработной платы по стране; последняя же должна быть не менее пятикратной величины прожиточного минимума; а доля зарплаты в ВВП - достичь за пять лет 35%;
  • для пенсионеров - институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;
  • для всех граждан страны - гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП);
  • для всех граждан страны - гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на которые должны составлять не менее 5% ВВП).

Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.)6, Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 году.

В-третьих, необходимо разработать общенациональную (структурированную по основным направлениям) программу развития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную и согласованные с ней региональные программы.

 

2.2. «Возможности» и «необходимости» развития социальной политики

 

Как говорилось выше, логика развития процессов общественного реформирования в России требует сегодня коренного изменения подходов государства, общества и бизнеса к проблемам социального развития страны. Несмотря на то, что Конституция РФ определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека7, в предшествующие годы реформ предпочтение отдавалось главным образом трансформации экономических институтов, в то время как задачам социального развития, повышения уровня и качества жизни граждан не уделялось необходимого внимания. Это радикально тормозит дальнейшее продвижение страны по пути социально-экономического прогресса, укрепления ее глобальной конкурентоспособности.

Нарастает социальная усталость и пассивность населения, снижаются ожидания благополучного будущего, сужаются горизонты хозяйственного, личного и семейного социально-экономического планирования. Вместо мобилизации социальной энергии народа в огромных масштабах идет растрата природных, экологических и материальных ресурсов страны, накопленного ранее квалификационного, интеллектуального, духовного и физического потенциала народа. Разрешение накопившихся социальных проблем и противоречий становится не терпящей отлагательства проблемой.

К настоящему времени сложились предпосылки для разработки, общественного обсуждения и последующей реализации Социальной доктрины России - документа, отражающего научно обоснованное и стратегически ориентированное видение сегодняшнего состояния и перспектив развития социальных процессов и отношений, ключевые положения, принципы и механизмы социальной политики на всех уровнях управления страной.

К числу имеющихся предпосылок разработки Социальной доктрины относятся следующие позитивные изменения в состоянии социально-экономической и правовой среды в России:

1.Перелом тенденций общеэкономического спада, вхождение России в фазу экономического роста.

2.Накопление в стране финансово-экономических резервов, создающих значимую материальную базу социального развития.

3.Накопление опыта управления социально-экономическими процессами в стране в условиях рыночной системы, достижение определенного уровня профессионализма в управлении государством; создание основ «вертикали власти».

4.Достижение определенной консолидации общества, заметное ослабление тенденций социально-экономической и территориальной дезинтеграции, подводивших страну вплотную к атомизации социального пространства и «экономике физических лиц».

5.Существенное влияние на Россию общемировых цивилизационных тенденций, в том числе процессов усиления внимания к социальным аспектам жизни в развитых странах мира (обеспечение минимальных общенациональных стандартов для всех граждан, обеспечение благоприятных условий для жизни инвалидов, пенсионеров, социальных, этнических и иных меньшинств в этих странах).

6.Создание определенной нормативно-правовой базы социального развития (принятие Конституции РФ, Гражданского, Трудового, Семейного Кодексов, подписание Россией «Декларации целей развития тысячелетия» ООН, «Европейской социальной хартии» и пр.).

Одновременно оформились неотложные императивы, направленные в адрес социальной политики страны и обусловленные необходимостью скорейшего решения следующих первоочередных социальных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию России и угрожающих ее безопасности:

1.Резкое и существенное ухудшение здоровья и качества жизни населения, снижение уровня рождаемости и продолжительности жизни, деградация генофонда страны.

2.Широкое распространение и самовоспроизводство бедности, включая крайние формы ее проявления. Вызванная десятью годами экономического спада региональная безработица.

3.Недопустимо высокий уровень доходного и имущественного расслоения, территориальной, профессиональной, должностной и отраслевой дифференциации в оплате труда, нарушающий единство общества и экономики.

4.Деградация института семьи как определяющей социальной и экономической структуры, массовая безнадзорность и социальное сиротство детей.

5.Падение индивидуальной и общественной нравственности, пренебрежительное отношение к чужой жизни и собственности, широкое распространение мошенничества, резкое возрастание цинизма, агрессивного индивидуализма, варварского отношения к социальной и природной среде. Расширение внеправовых методов решения личных и общественных проблем.

6.Общая неурегулированность трудовых отношений, порождающая снижение трудовой мотивации, неэффективность труда и, как следствие, неэффективность товаропроизводства.

7.Недооценка в общественных отношениях роли интеллектуального труда, знаний и способностей работников, приводящая в условиях мирового распространения «экономики знаний» к потере конкурентоспособности России.

8.Очевидная непродуманность, неполнота и дезориентация социальной политики правительства в последние годы, тяжелые для населения последствия неудачных  экономических  реформ и преобразований, последних 15 лет. Увеличившийся разрыв между спросом на социальную поддержку со стороны населения и предложением этой поддержки со стороны государства. Падение доверия к государству, социальная апатия населения.

Таким образом, на мой взгляд, в настоящее время для политики активного социального развития, открылось, с одной стороны, достаточно широкое «окно возможностей», с другой - сформировались достаточно определенные «рамки необходимости». В этих условиях необходим переход от отдельных слабо взаимосвязанных, случайно распределенных во времени и недостаточно проработанных мероприятий, реформ и программ, касающихся социального развития, к разработке и реализации интегрированной, продуманной и признанной обществом долгосрочной концепции социального развития России.

 

2.3.Социальная доктрина России

 

2.3.1. Общие положения

 

Социальная доктрина России определяет цели, основные принципы, приоритеты и механизмы реализации единой социальной политики государства, бизнеса и общества как основы социального регулирования в Российской Федерации на долгосрочный период. Доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в социальной области, а также на результатах изучения тенденций и состояния социальной сферы в РФ, использовании достижений современной экономической теории, социологии и психологии.

Краеугольным камнем Социальной доктрины является концепция тесной взаимосвязи экономических и социальных аспектов жизни страны как единого целого. При этом, поскольку в течение пятнадцатилетнего периода реформ основными ориентирами служили экономические результаты, приоритетными в настоящее время должны стать индикаторы социального развития страны и ее граждан.

Для устойчивого бескризисного развития страны в долгосрочном плане социальные и экономические аспекты должны рассматриваться как неразделимо взаимосвязанные между собой. Экономические и социальные показатели выступают при этом как составляющие единого критерия развития страны.

В среднесрочном плане социальное развитие должно признаваться обществом и государством как самостоятельная ценность, критерий оценки достигнутого успеха во всех сферах.

В краткосрочном плане параметры социального развития выступают в качестве ограничений для принятия экономических решений.

Хотя системные меры социального развития должны формироваться и осуществляться в согласованном взаимодействии с развитием экономического базиса, радикальным улучшением структуры и повышением качества экономического роста, в настоящем документе основное внимание уделено социальным вопросам, а экономические проблемы рассматриваются лишь в контексте взаимосвязей с социальным развитием страны.

 

В основе социальной доктрины России лежат следующие программные установки, которые сложились исходя из существующей социальной политики страны:

  1. Социальные проблемы населения страны должны решаться, как правило, в пределах ее территории и с использованием ресурсов России. Поощрение массовой эмиграции как средства решения социальных проблем страны не допускается. Иммиграция в Россию из других государств должна осуществляться в увязке с мерами по созданию высокооплачиваемых рабочих мест в соответствии с ориентирами структурной политики развития экономики.
  2. Миссией государства в сфере социального развития является создание и улучшение условий для жизни и развития существующего поколения и для неограниченно продолжающегося преемственного функционирования общества и экономики на данной территории. Государство служит защитником и гарантом территориальной и временной целостности страны, ее суверенитета, независимости и укрепления потенциала развития.
  3. Разработка социальных программ и планов, решение социальных проблем и социальное развитие должно осуществляться на основе партнерского солидарного взаимодействия государственных институтов, общества и бизнеса.

Информация о работе Социальная политика Российского государства