Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:59, контрольная работа
Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Сущность социальной политики, ее направления и функции 5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 9
2.1.Выбор социальной модели государства для России 9
2.2. «Возможности» и «необходимости» развития социальной политики 14
2.3.Социальная доктрина России 17
2.3.1. Общие положения 17
2.3.2. Основные цели и принципы социальной политики в России 19
2.3.3. Меры и механизмы реализации политики социального развития 21
2.3.4. Система социального регулирования в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Основная цель подготовки Социальной доктрины состоит в разработке единого основополагающего документа, определяющего основы социальной политики как многоуровневой, многосубъектной и многообъектной системы, охватывающей все сферы жизни общества, от разработки долгосрочных программ развития страны и составления федеральных бюджетов до отношений между работодателями и работниками, и обеспечивающей права и приоритеты реализации и развития интересов личности, семьи, коллектива и других социальных объектов.
2.3.2. Основные цели и принципы социальной политики в России
Под социальной политикой понимается система целей, принципов, намерений и планируемых мероприятий, регулирующих функционирование и развитие социума. Предметами социальной политики являются меры по обеспечению благоприятных условий жизни всех слоев, групп и поколений населения, включая условия труда, занятости, охрану здоровья и материнства, социальную поддержку, жилищно-коммунальные условия, а также условия интеллектуального, духовного и нравственного развития человека. Объекты социальной политики - население и его группы, гражданское общество и его институты, а также (в определенной степени) сектор производства социальных благ. Субъекты социальной политики - органы всех ветвей государственной власти и местного самоуправления; работодатели и бизнес-сообщество в целом; гражданское общество, включая политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации.
Формирование и реализация социальной политики государства основываются на положениях «Социальной доктрины России».
Стратегическими целями государственной социальной политики являются:
Формирование социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах.
1. Принцип стратегической целенаправленности. Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.
2. Принцип системности. Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики и быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права. Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.
3. Принцип социальной справедливости. Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.
4. Принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий. Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.
5. Принцип демократичности. Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.
6. Принцип адаптации к местным условиям. Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.
7. Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.
2.3.3. Меры и механизмы реализации политики социального развития
Достижение указанных
целей и приоритетов социального развития
обеспечивается путем создания системы
мер экономического, нормативно-правового,
организационного, информационно-
1. Меры производственного и воспроизводственного характера, направленные на изменение структуры экономического роста и повышение доли оплаты труда в ВВП. В основном они опираются на экономические и организационные механизмы и предусматривают следующие действия.
2. Меры распределительного характера, нацеленные на повышение качества жизни большинства населения, в особенности низко- и среднеобеспеченных слоев населения, а также обеспечение условий социального развития для граждан, потерявших связь с рынком труда. Реализация данных мер предполагает применение нормативно-правовых и организационных механизмов.
3. Меры перераспределительного характера, направленные на развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, и повышение эффективности социальной помощи уязвимым группам населения. Для решения данной задачи необходимы нормативно-правовые, бюджетные и организационные механизмы:
4. Меры комплексного характера, направленные на создание и внедрение системы минимальных социальных стандартов в области доходов индивида и семьи, трудовой деятельности, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания населения.
5. Меры комплексного
характера, обеспечивающие согласованность
социальной и экономической политики
в России, этические основы жизни социума.
Для реализации этих мер используются
организационно-
6. Меры комплексного характера по созданию системы мониторинга реализации политики социального развития. Данное направление деятельности позволит гармонизировать приоритеты развития с целями проводимых социально-экономических преобразований и с имеющимися возможностями и ограничениями.
Информация о работе Социальная политика Российского государства