Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:54, реферат
Политика государства охватывает не только наиболее принципиальные направления развития общества, но и конкретные задачи, стоящие перед отдельными сферами общественной жизни. В соответствии с этим выделяют политику государства: внутреннюю и внешнюю, экономическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства, национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают и к более дробному делению, рассматривая особо, например, аграрную, техническую, демографическую, кадровую политику и т.д. Поскольку все области и стороны общественной жизни взаимосвязаны, постольку соответственно тесно взаимодействуют и все эти направления политической деятельности государства. Из-за частого взаимопереплетения и "взаимопроникновения" разграничение их нередко довольно условно.
1. Сущность, содержание и принципы социальной политики………….…………..3
2. Приоритетные направления социальной политики государства…….…………..5
3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения…………….……………..8
4. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ…………………………11
Список использованной литературы……………………..……………….………..16
.
-защита прав и интересов граждан РФ, проживающих в республике и за ее пределами;
-регулирование въезда и выезда мигрантов, оказание помощи беженцам и внутренним переселенцам;
-создание законных и гуманных условий приема и размещения семей беженцев;
-формирование у населения понимания вынужденной миграции в Россию.
Основным принципом в работе с вынужденными мигрантами становится развитие инициативы и самостоятельности в собственном обустройстве на новом месте жительства, привлечение их средств, полученных в качестве компенсации за оставленное жилье и недвижимое имущество, предоставление им льготных кредитов, а также финансовых средств и материальных ресурсов в порядке оказания помощи.
Главные акценты в демографической политике должны быть сделаны в отношении обеспечения здорового потомства, увеличения продолжительности активной жизни, сохранения здоровья и других качественных характеристик развития населения.
Условия рынка выдвигают в число
приоритетных задач социально-демографически
3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения
Продвижение к рынку невозможно
без создания надежной системы социальной
защиты населения, способной обеспечить
максимально возможную
Содержание социальной защиты.
Социальная защита - система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот:
по налогообложению и выплате пенсий и пособий;
по строительству и содержанию жилья, а также его получению и приобретению;
по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами;
по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
по пользованию услугами учреждений
связи и спортивно-
по получению услуг
В широком смысле социальная защита заключается в том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст.25 Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. на Генеральной Ассамблее ООН).
К сожалению, действующая система социальной защиты и социальных гарантий не соответствует основным принципам рыночной экономики, не обладает достаточной гибкостью и нуждается в коренном преобразовании.
Основные принципы формирования новой системы социальной защиты:
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.
Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов и т.д.
Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.
2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.
Система социальной защиты не должна
строиться на основе эпизодического
принятия разрозненных разовых решений
по улучшению материального
3. Система социальной защиты должна быть интегрированной, действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, региональном, даже на уровне предприятия (фирмы), АО с четким определением прав, ответственности и функций каждого из них.
Наиболее целесообразен путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.
Безусловно, принципов (требований) проводимой
политики социальной защиты населения
значительно больше. К примеру, в
федеральном законе "Об
основах социального обслуживания населения
в РФ", принятом Госдумой 15 ноября
1995 г., подчеркиваются такие принципы,
как адресность, доступность, д
Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий.
Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых условий для поддержания его достоинства и для свободного полного развития его личности.
Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (ст.22 и 23 Декларации прав человека).
В самом общем виде социальные гарантии государства - это защита прав человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.
К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:
1) материальная обеспеченность
и создание условий, при
2) возможность получения образования, медицинской помощи и т.д.;
3) обеспечение безопасности
4) улучшение материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных семей и граждан;
5) расширение льгот работающим женщинам; создание необходимых условий для воспитания подрастающего поколения.
Следует заметить, что система гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием правовых, финансовых, организационных условий их обеспечения. В целом эта система должна интегрировать такие гарантии:
1) полная занятость или право на получение рабочего места;
2) доступность профессиональной подготовки и переподготовки, а также квалификационного роста;
3) поддержание определенного уровня материальной обеспеченности на период переподготовки или временной незанятости;
4) защита основных прав
Система социальных гарантий
должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение
возможных факторов социального
риска, а не на устранение уже возникших
очагов социальной напряженности. Ресурсные
и финансовые основы системы социальных
гарантий должны формироваться не по остаточному
принципу, а из действительных потребностей
общества. Поэтому система социальных
гарантий должна быть построена таким
образом, чтобы автоматически поддерживать
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997г. говорится, что существующая практика распределения социальной помощи приводит лишь к распылению средств. В настоящее время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные льготы для 200 категорий населения. А численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает без малого 100 миллионов человек.
Поскольку полная социальная защита
всего населения нереальна, постольку
следует более правильно и
обоснованно говорить о социальной
поддержке отдельных слоев и групп населения.
Такие категории населения принято называть
слабо защищенными, а более точно социально
уязвимыми слоями населения. К социально
уязвимым следует относить тех, кто лишен
возможности самостоятельно, собственными
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшие от репрессий и от стихийных бедствий. Студентов также можно отнести к слабо защищенных категориям населения.
Все перечисленные слои и группы населения нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных организаций.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению личного потребления и жизненного уровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Несколько слов о социальной благотворительности как о массовом и повседневном явлении демократического общества.
Для нашего общества такая функция общества необычна и нова. Хотя издавна принципы благотворительности заложены во многих христианских заповедях. Высший смысл и назначение человека состоит в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей.
Социальная
4. Главные цели и приоритеты
социальных реформ в РФ
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении более острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.
Стратегическими целями социальной политики являются:
достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
обеспечение эффективной
гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
нормализация и улучшение
существенное улучшение
Для достижения этих целей потребуется:
восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
обеспечить справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низко-доходные группы населения;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике