Социальная политика в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Политика государства охватывает не только наиболее принципиальные направления развития общества, но и конкретные задачи, стоящие перед отдельными сферами общественной жизни. В соответствии с этим выделяют политику государства: внутреннюю и внешнюю, экономическую и социальную, политику по вопросам развития политической системы общества и государства, национальную и культурную политику, экологическую и оборонную. Часто прибегают и к более дробному делению, рассматривая особо, например, аграрную, техническую, демографическую, кадровую политику и т.д. Поскольку все области и стороны общественной жизни взаимосвязаны, постольку соответственно тесно взаимодействуют и все эти направления политической деятельности государства. Из-за частого взаимопереплетения и "взаимопроникновения" разграничение их нередко довольно условно.

Содержание работы

1. Сущность, содержание и принципы социальной политики………….…………..3

2. Приоритетные направления социальной политики государства…….…………..5

3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения…………….……………..8

4. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ…………………………11

Список использованной литературы……………………..……………….………..16
.

Файлы: 1 файл

экономика 2.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной  стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования  как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам  доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

Реформы в социальной сфере будут  проводиться в тесной увязке с экономическими преобразованиями, намеченными в концепции среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост". С учетом прогнозируемых показателей экономического развития в предстоящий период появятся реальные возможности для решения поставленных социальных задач.

Предусматривается ежегодное увеличение валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.

Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно-кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередь высокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального размещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста производительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.

В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения  занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.

Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального  положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.

Исходя из прогнозируемых показателей  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 г. намеченные цели социальной политики могут быть реализованы поэтапно.

На первом этапе (1996-1997 гг.) в условиях ограниченности ресурсных возможностей экономики, необходимо осуществить комплекс мер по стабилизации уровня жизни населения, постепенному сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущению массовой безработицы, усилению защиты трудовых и социальных прав граждан.

Важнейшими среди этих мер являются:

ликвидация и недопущение в  дальнейшем задолженности по выплате  заработной платы, пенсий и пособий;

упорядочение действующей системы  льгот и компенсаций, повышение  обоснованности их предоставления;

формирование системы государственных  минимальных социальных стандартов;

законодательное закрепление порядка  определения и использования  показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета  исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

предотвращение массового высвобождения  работников с предприятий, находящихся  в регионах с критической ситуацией  на рынке труда.

При проведении этих мер основной акцент будет сделан на повышение эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды, усиление адресности социальной поддержки, более широкое привлечение внебюджетных финансовых источников.

Предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

На втором этапе (1998-2000 гг.), когда  начнется экономический рост и появятся материальные и финансовые возможности  для увеличения расходов на социальные нужды, будут созданы объективные  предпосылки для реального роста  денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается:

повысить минимальные государственные  гарантии заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума, ввести новый социальный стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку;

внедрить механизмы тарифного  регулирования заработной платы  во внебюджетном секторе экономики  на основе социального партнерства, пересмотреть Единую тарифную сетку  по оплате труда работников бюджетной  сферы, обеспечив при этом приближение размеров оплаты труда этих работников к уровню заработной платы в производственных отраслях;

пересмотреть систему налогообложения  индивидуальных денежных доходов населения  с целью более справедливого  распределения доходов и уменьшения их дифференциации;

начать реализацию комплексной  программы создания и сохранения рабочих мест;

создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса;

приступить к широкомасштабной пенсионной реформе;

начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды  на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.

В последующем, на основе стабильного  экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное  удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки  для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.

Содержание и цели социальной рыночной экономики

Социальная рыночная экономика - это  такая экономика, которая сориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не, наоборот, человека - к экономической политике.

Такой путь ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно обеспечивать в условиях социальной рыночной экономики хозяйственную свободу и социальную справедливость. Поэтому понятие социальной рыночной экономики должно отражать сочетание целей - свобода и справедливость.

Социальная рыночная экономика  строится на конкуренции, частной инициативе, личном интересе и социальном прогрессе. Каждый член общества обладает фундаментальными правами: на благосостояние и свободное  всестороннее развитие личности, на человеческое достоинство.

Экономическая хозяйственная свобода  включает в себя:

1. Свободу потребителей покупать  по своему усмотрению товары  и услуги, которые являются частью  социального продукта (свобода потребления).

2. Свободу владельца средств производства использовать рабочую силу и деньги, ресурсы и имущество, а также предпринимательские способности по собственному усмотрению (свобода промысла, свобода выбора профессии и рабочего места, свобода пользования собственностью).

3. Свободу предпринимателей производить и продавать товары по личному желанию (свобода производства и торговли).

4. Свободу каждого продавца и  покупателя товаров или услуг  добиваться своей цели (свобода  конкуренции).

Рассмотрим на примере Германии, каким образом социальная справедливость реализуется через главные цели социальной рыночной экономики. К этим целям относятся:

1. Обеспечение максимально высокого  уровня благосостояния.

Средства достижения: экономическая  политика, сориентированная на экономический  рост, на повышение уровня и качества жизни народа; установление экономически рационального порядка и конкуренции; полная занятость населения; экономическая свобода хозяйственных субъектов; свобода внешней торговли и т.д.

2. Обеспечение экономически эффективной  и социально справедливой денежной системы и в особенности обеспечение стабильности общего уровня цен.

Средства достижения: существование  независимого Центрального эмиссионного банка; "стабильность" государственного бюджета; выравнивание платежного баланса  и равновесия во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, справедливость  и социальный прогресс (защита  семьи, справедливое распределение  доходов и имущества).

Средства достижения: производство в максимальном объеме социального  продукта; государственная корректировка первоначального распределения национального дохода; установление социальных стандартов; отлаженная система социальной помощи и т.д.

Одним словом, социальная рыночная экономика  должна опираться на свободу конкуренции, частного предпринимательства и на государственное регулирование экономики.

Государственная политика обеспечения  полной занятости

Лучшей гарантией от риска безработицы  является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:

она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;

постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично  заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;

уменьшается экономическая зависимость  от государства.

Все это в совокупности порождает  веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия  в экономической сфере. Полная занятость  оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:

для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего  быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение  на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);

полная занятость повышает взаимозависимость  рынка труда (исчерпание резервов рабочей  силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.

В целях привлечения рабочей  силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия  труда. Местные работодатели из-за опасности  оттока рабочей силы также вынуждены  идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованной литературы

 

1.  Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ".

3.  Программа социальных реформ в РФ на период 1996-1997 годы.

4.  Программа Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годы".

5.  Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. - М., 1996.

6.  Введение в рыночную экономику/ Под ред.А. Лившица и И. Никулиной. - М., 1994, гл.13.

7.  Основы рыночной экономики. Под ред. В. Камаева и Б. Домненко. - М., 1991,    гл. 19.

8.  Рыночная экономика. Учебник. - М.: Соминтэк, 1992, т.1, гл.14.

9.  Учебник по основам экономической теории. - М., 1994, гл.16.

        10.  Рыночная экономика. Учебник. - М., 1993, гл. 19.




Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике