Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика – социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.
Задачи курсовой работы
– рассмотреть сущность и основные направления социальной политики;
– проанализировать социальную защиту населения;
– выявить особенности современной социальной политики в России.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и основные направления социальной политики
2. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Социальная защита населения
3. Главные характеристики социальной политики в России в прошедшем и текущем годах
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа соц.политика.docx

— 47.51 Кб (Скачать файл)

Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного  «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная  Корея, КНР и Тайвань – до начала 80-х гг.), в рамках рыночной системы  с преобладанием частной собственности  и при определенной регулирующей роли государства. Такая система  неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней  преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется  от крупномасштабного перераспределения  доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом  через перераспределение доходов  между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Развитие современной  рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий  для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической  эффективности. «Дорогая» рабочая  сила побуждает экономику достигать  прироста производства и улучшения  качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсе –  и трудосберегающих технологий.

В переходной экономике России реализация задач социальной справедливости затруднена довольно скромными размерами  общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные процессы.

Социальная защита населения – система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые  уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение  и т. д. Государственная система  социальной защиты населения проявляется  в разнообразных формах: пособия  по безработице, пенсии, пособия по болезни, инвалидности, жилищные пособия, пособия на получение образования, медицинская помощь, гарантирование государством минимального уровня доходов. Непосредственная цель производства в  условиях рынка – получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей.

Система социальной защиты получает развитие и в странах  с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в этих условиях делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, переквалификация, обучение профессиям, пользующихся спросом.

В условиях перехода к рынку  в социальной защите начинает нуждаться  большая часть населения, а не только беднейшие слои. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни.

Система социальной защиты населения выполняет функцию  поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных  слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей  с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен  на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).

Основные цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой  совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

В России право граждан  на социальную защиту гарантировано  Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

В области трудовых отношений  и оплаты труда был принят Федеральный  Закон РФ от 09.01.1997, № 6-ФЗ «О повышении  минимального размера оплаты труда». Он выражен в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы  труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда  не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные  выплаты.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в  сфере занятости населения является Закон Российской федерации «О занятости  населения в Российской федерации» 1991г., который в настоящее время  действует в редакции Федерального закона от 20.04.1996г. и 21.07.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в федеральный Закон от 17.10.1999 г. № 175-ФЗ. В Законе говорится о  государственной политике в области  содействия занятости населения, полномочиях  федеральных органов власти с  субъектов федерации. Закон закрепляет права граждан в области занятости, в частности, правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу.

Среди нормативно-правовых актов регулирующих отношения в  сфере занятости населения необходимо отметить ряд правовых норм касающихся обеспечения занятости граждан. Среди них Федеральный Закон  «О социальной защите инвалидов в  РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии на чернобыльской  АЭС» и др.

Пенсионное законодательство насчитывает свыше 50 основных нормативных  актов. Наиболее важным является Федеральный  Закон «О государственных пенсиях  в РФ» от 20.11.1990 г., № 1340 (с последующими изменениями и дополнениями); Федеральный  Закон «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу в органах Внутренних дел, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. (в  редакции от 21.07.1998 г.); Федеральный Закон  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» от 15.05.1001 г. № 1244–1 и Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ. Законы регулируют условия  и нормы обеспечения государственными пенсиями.

В области государственного социального страхования и здравоохранения  выступает Федеральный Закон  «Об основах обязательного социального  страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ, Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (с изменениями) и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов. Страховое  обеспечение по отдельным видам  обязательного социального страхования  является: оплата медицинским учреждениям  расходов, связанных с предоставлением  застрахованному лицу необходимой  медицинской помощи; пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пособие по временной  нетрудоспособности, пособие в связи  с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; пособие по безработице, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, пособие по рождению ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение по обязательному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. К денежным выплатам относятся пенсии и пособия. К благам и услугам относятся средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

 

3. Главные характеристики  социальной политики России в  прошедшем и текущем годах

 

В статье 7 Конституции РФ предусмотрено, что «Российская  Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека». Сильный характер социальной России выражается в социальных гарантиях  гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики.

В Российской Федерации уже  несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг  населению и более эффективное  использование бюджетных средств  через реформирование всего социального  блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – крупнейшая и самая  эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому  гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. В  настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется  государством, и ее размер устанавливается  законодательно в виде фиксированной  суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда  конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). По состоянию  на 1 марта средний размер пенсии по старости составляет 5104 рубля, тогда  как в 2008 году средний размер пенсии по старости составлял 4902 рубля (рис. 2).

 

Рис. 2

 

«Все, что мы планировали  в социальной сфере, все, что связано  с повышением социальных пособий, пенсий – все будет исполняться», –  сказал Председатель Правительства  Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан по поводу финансового кризиса и  грядущими в связи с ним  изменениями в жизни россиян. «Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить», – подчеркнул глава Правительства.

В сентябре 2008 года президентом  РФ был подписан Указ за №1383 «О проведении в РФ Года молодежи» (2009). В целях  развития творческого, научного и профессионального  потенциала молодежи, ее активного  привлечения к проведению социально-экономических  преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской  ответственности у молодых людей.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2006 года. За 2008 год был существенно  обновлен автомобильный парк (до 70%); в десять тысяч лечебно-профилактических учреждений было поставлено 42 тыс. единиц диагностического оборудования; проведена  широкая информационная работа с  населением. К основным направлениям на 2009 год можно выделить: формирование здорового образа жизни; развитие первичной  медико-санитарной помощи и совершенствование  профилактики заболеваний; повышение  доступности и качества специализированной медицинской помощи.

На территории Российской Федерации в январе 2009 г. по сравнению  с соответствующим периодом 2008 г. эпидемиологическая обстановкахарактеризовалась снижением уровня заболеваемости населения по большинству инфекционных болезней (кроме некоторых кишечных инфекций).

С 1 января 2007 года вступил  в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым семья получает право на получение материнского капитала в размере 250 тыс. руб., а в 2009 году он составил 312 тыс. руб. Введение этой беспрецедентной меры государственной поддержки, направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

2008 год объявлен в России  годом семьи – социальная программа,  направленная на улучшение демографической  ситуации. В трехлетнем бюджете  2008 – 2010 г.г., на меры демографической  политики направлено 500 млрд. руб. В настоящее время 92,7% будущих мам и новорожденных малышей в России охвачены программой родовых сертификатов, реализуемой в рамках проекта «Здоровье».

 

Таблица 1

 

Январь-февраль

тысяч

на 1000 человек  населения)

2009 г.

2008 г.

прирост (+), снижение (–)

2009 г.

2008 г.

2009 г.  
в % к  
2008 г.

Родившихся

270,8

273,7

-2,9

11,8

11,8

100,0


 

Как видно из таб. 1, естественный прирост снизился на 2,9% по сравнению  с 2008 годом.

Программа реализации национального  проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»  реализуется с 2006 года. Создана база для дальнейшей реализации проекта  в 2009 – 20012 годах, стратегической целью  которого является формирование рынка  доступного жилья и обеспечение  комфортных условий проживания граждан  России. С 1 января 2009 года вступили в  силу поправки ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки  семей, имеющих детей». Они предусматривают  возможность для семей, решивших приобрести жилое помещение с  привлечением средств, предоставленных  кредитной организацией по кредитному договору (договору займа), заключенному до 31 декабря 2010 года включительно, воспользоваться  правом на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих  детей, направив эти средства на погашение  основного долга и уплату процентов  по кредитам и займам, в том числе  ипотечным.

Информация о работе Социальная политика