Социальное равенство. Способы регулирования доходов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях, когда рыночные регуляторы работают недостаточно эффективно, роль государственного регулирования должна быть намного выше, чем в развитых странах. Общая экономическая нестабильность, неустоявшаяся институциональная структура, отсутствие правовой защищенности участников трудовых отношений, явные и неявные противоречия, усиливающие дифференциацию доходов населения, обуславливают низкую эффективность рыночных методов регулирования. Поэтому положение об усилении роли государства в регулировании доходов населения в России является обоснованным и приобретает еще большую актуальность не только ввиду специфики российской экономики, но и ввиду ее стремления интегрироваться в общеэкономическое мировое пространство.
В данной связи следует определить минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в данный процесс и сформулировать приоритеты политики доходов населения в современном российском обществе. В целом, государственное вмешательство в сферу регулирования процессов уровня доходов должно заключаться в обеспечении условий и принципов функционирования, которые способствуют стабилизации общественных отношений в России, в том числе повышению доходов бедных слоев населения при снижении социально неприемлемой дифференциации доходов.

Содержание работы

Введение 3
1.Социальное равенство. Проблема достижения социального равенства 5
2. Политика регулирования доходов в РФ 10
Заключение 14
Библиографический список 15

Файлы: 1 файл

СМЕРТЬ.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет»

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

по экономической теории

на тему: Социальное равенство.

Способы регулирования доходов РФ.

 

 

 

     

                   Студент:  Мокеев Никита Михайлович

                                                     Группа: 14-ГУ-7б

 

 

Научный руководитель: кандидат экономических наук,

доцент Леонтьева Людмила Ивановна

 

 

 

 

 

      Кострома

2015

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Простые россияне ощущают, что пропасть между богатыми и бедными увеличивается с каждым годом. В 2007г. среднестатистический богатый зарабатывал в 16,8 раза больше соотечественника, которого обычно деликатно называют «малообеспеченным классом».

Многие даже на пенсию не уходят до последнего, чтобы сохранить приемлемый достаток, отказывают себе в отпуске, покупке нового телевизора, и все равно для нормальной жизни им катастрофически не хватает денег. И если дело пойдет так и дальше, оптимистичный прогноз Минэкономразвития о переходе в категорию среднего класса половины россиян уже к 2020г. вряд ли сбудется.

Можно только мечтать, что у нас 2/3 населения будут когда-нибудь составлять средний класс, как в Европе. Когда делается ставка на абсолютизацию рыночных отношений, пропасть между богатыми и бедными всегда расширяется, особенно в части личных доходов. Власти неохотно и унизительными порциями поднимают заработную плату бюджетникам, опасаясь ускорения инфляции. Наша экономика приведена в такое состояние, что любое повышение спроса вызывает немедленный рост цен.

Если политики не решат проблему пропасти в доходах россиян, есть угроза социального взрыва. Как мудро заметил Джон Кеннеди, если вы противодействуете мирной революции, то получите насильственную

Управление доходами является одним из важных направлений деятельности государства. Необходимость усиления государственного регулирования доходов населения России обусловлена не только и не столько деформациями факторной модели их формирования, сколько усложнением и ростом качественного многообразия социально-экономических отношений, расширением круга участников, изменением форм и методов формирования, распределения и перераспределения доходов. Границы и глубина государственного участия в регулировании данного процесса определяются характером и причинами сложившихся деформаций.

В современных условиях, когда рыночные регуляторы работают недостаточно эффективно, роль государственного регулирования должна быть намного выше, чем в развитых странах. Общая экономическая нестабильность, неустоявшаяся институциональная структура, отсутствие правовой защищенности участников трудовых отношений, явные и неявные противоречия, усиливающие дифференциацию доходов населения, обуславливают низкую эффективность рыночных методов регулирования. Поэтому положение об усилении роли государства в регулировании доходов населения в России является обоснованным и приобретает еще большую актуальность не только ввиду специфики российской экономики, но и ввиду ее стремления интегрироваться в общеэкономическое мировое пространство.

В данной связи следует определить минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в данный процесс и сформулировать приоритеты политики доходов населения в современном российском обществе. В целом, государственное вмешательство в сферу регулирования процессов уровня доходов должно заключаться в обеспечении условий и принципов функционирования, которые способствуют стабилизации общественных отношений в России, в том числе повышению доходов бедных слоев населения при снижении социально неприемлемой дифференциации доходов.

В своей работе я собираюсь рассмотреть данные проблемы и постараться найти выход из этой сложной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальное равенство

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей.

Конкретный смысл понятия «социальное равенство» менялся с развитием общества.

В античности, проблема выбора между равенством и сословными привилегиями разрешалась Платоном и другими философами формулой «Каждому свое», означающей равенство внутри сословий и неравенство между сословиями.

В средневековой христианской философии, концепция равенства нашла применение в религиозной норме «перед Богом все равны», и определяла отношение между человеком и Богом, но не общественные отношения индивидуумов или групп.

В эпоху Возрождения и в эпоху Просвещения концепция социального равенства вновь обретает светский характер, и философия задается вопросом о природном равенстве людей. Зарождение и развитие буржуазного общества привело к изменению взгляда на оценку заслуг перед обществом и соответствующее им распределение благ. Социальное положение объяснялось уже не принадлежностью к тому или иному сословию, касте и т. п., а личными качествами и заслугами индивида. Подобная революция во взглядах отразилась, в частности, в «Декларации прав человека и гражданина» и в лозунге «свобода, равенство и братство».

Идея расширения равенства с развитием индустриального общества была выдвинута социальными философами 19-го века, начиная с Сен-Симона и Токвиля. В своем труде «Демократия в Америке» Токвиль первым обратил внимание на такие ключевые проблемы демократии как соотношение и противоречие между идеями равенства и свободы, равенства и справедливости.

Социалистические учения выдвинули социальное равенство в качестве цели и идеала. Принцип равноправия при этом дополняется требованием фактического правового и морального равенства, равенства интеллектуальных благ и знания (борьба за всеобщее бесплатное обучение, за свободные школы, за доступную науку, литературу). Такое равенство должно быть осуществлено путём передачи средств производства в собственность всего общества.

 

Проблема достижения социального равенства

Наиболее острой социально-экономической проблемой, как показывают многочисленные социологические опросы, является ныне та пропасть, которая сложилась в доходах между небольшой группой предпринимателей и основной частью населения.

Хотя в последние годы о преодолении названной проблемы говорится много, отчетные статистические данные показывают, что степень расслоения фактически не уменьшается (табл.1).

Таблица 1 Распределение общего объема денежных доходов населения

 

2000г.

2005г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Денежные доходы – всего,%

100

100

100

100

100

100

100

100

В том числе по 20%-ным группам населения: первая(с наименьшими доходами)

5,9

5,4

5,1

5,1

5,2

5,2

5,2

5,2

вторая

10,4

10,1

9,8

9,8

9,8

9,8

9,9

9,8

третья

15,1

15,1

14,8

14,8

14,8

14,8

14,9

14,9

четвертая

21,9

22,7

22,5

22,5

22,5

22,5

22,6

22,5

Пятая( с наибольшими доходами)

46,7

46,7

47,8

47,8

47,7

47,7

47,4

47,6


 

 

Надо сказать, применяемый социологический инструмент социального анализа не совсем точно характеризует истинное положение богатых и ту долю реальных доходов, которую они получают. Вряд ли в бюджетных обследованиях семей участвуют миллиардеры, мультимиллиардеры. Поэтому цифра доходов пятой группы неполностью раскрывает доходы состоятельной части населения. Фактически в эти 20% попадает весь средний класс, доля которых оценивается в 17% - средние предприниматели, топ-менеджеры, ученые, адвокаты и другие категории экономически активного населения.

Глава государства В.В. Путин неоднократно и в своих статьях в предвыборной кампании на должность президента, и в последующем говорит, что надо стремиться к преодолению избыточного расслоения населения по доходам. Но по советам «либеральных» экономистов он считает главным в данной ситуации повышать доходы малоимущих слоев населения и формировать средний класс.

Действительно, официальные данные свидетельствуют, что за последние десять лет доходы населения выросли почти в 12 раз. Но по сравнению с доходами перечисленных малообеспеченных категорий доходы миллиардеров растут еще быстрее. Так, если в 2000г. в России было восемь миллиардеров и их суммарное состояние составляло 12,4 млрд. долл., то в 2012г. число миллиардеров составило 131, т.е. почти в 16 раз больше, а их активы достигли около 448,4 млрд. долл., что в 36 раз выше уровня 2000г.

Стало быть, темпы роста доходов богатой группы значительно выше, чем темпы роста заработной платы бюджетников. Поэтому необходимо рассматривать и другие меры преодоления избыточного расслоения населения по доходам (табл.2).

Таблица 2 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности и средний размер назначенных пенсий 

 

2000г.

2005г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Вся экономика

2223

8555

13593

17290

18638

20952

23369

26822

Образование

1240

5430

8778

11317

13294

14075

15809

19032

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1333

5906

10037

13049

14820

15724

17545

20777

Средний размер назначенных пенсий

694

2364

3116

4199

5191

7476

8203

9041

В % к предыдущему году

128

110

105

118

111

135

101

105


 

 

Во всем мире, практически во всех странах, таким инструментом является прогрессивное налогообложение. Переход к плоской шкале налогообложения, которую предложили в начале 2000-х гг. «либералы», якобы увеличил поступления от налога на доходы физических лиц. Но на самом деле динамика доходов физических лиц и динамика налога на доходы физических лиц почти идентична (табл.3).

 

 

 

Таблица 3 Динамика доходов населения и на лога на добавленную стоимость1

 

2002г.

2004г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Доходы населения, млрд. руб.

6831

10976

17290

21312

25244

28698

32498

35648

39318

Темп роста доходов, %

 

123,3

125,1

123,3

118,4

113,7

113,2

109,7

110,3

НДФЛ, млрд. руб.

358

575

930

1267

1666

1665

1791

1996

2262

Темп роста НДФЛ, %

 

126,1

131,6

136,1

131,5

99,9

107,5

111,5

113,3


 

 

Основным аргументом против введения прогрессивной шкалы налогообложения высказывается предложение о том, что богатые будут скрывать доходы, уводить доходы в офшоры и соответственно не платить налоги. Но фактически все эти годы доходы выводились в офшоры и налоги не платились.

К примеру, по данным Центробанка РФ чистый отток капитала из России за 10 месяцев 2012 г. составил 61 млрд. долл. По прогнозам ЦБ РФ, к концу года этот показатель поднимется до 67, а по прогнозам Министерства экономического развития РФ – до 70 млрд. долл. Аналогичная динамика и в 2013 г. Многие научились выводить теневые и криминальные доходы в офшорные зоны или за границу и соответственно скрываться от налогообложения. Но все дело в налоговом администрировании, чтобы строго контролировать и реальные доходы, и уплату налогов.

Расчеты показывают, что переход на прогрессивную шкалу налогообложения обеспечит дополнительные доходы государству. Так, если бы богатые платили налог по американской ставке 40%, бюджет получил бы дополнительно 1113 млрд. руб. (2782,3 млрд. руб. *0,40). А если бы доходы облагались по европейским ставкам, равным 50%, дополнительные доходы составили бы 1391 млрд. руб. (2782,3 млрд. руб. *0,5). Этих средств вполне хватило бы на решение многих социальных проблем, к примеру – на удвоение заработной платы врачам и учителям, существенное увеличение пенсий.

Информация о работе Социальное равенство. Способы регулирования доходов РФ