Социальное равенство. Способы регулирования доходов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях, когда рыночные регуляторы работают недостаточно эффективно, роль государственного регулирования должна быть намного выше, чем в развитых странах. Общая экономическая нестабильность, неустоявшаяся институциональная структура, отсутствие правовой защищенности участников трудовых отношений, явные и неявные противоречия, усиливающие дифференциацию доходов населения, обуславливают низкую эффективность рыночных методов регулирования. Поэтому положение об усилении роли государства в регулировании доходов населения в России является обоснованным и приобретает еще большую актуальность не только ввиду специфики российской экономики, но и ввиду ее стремления интегрироваться в общеэкономическое мировое пространство.
В данной связи следует определить минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в данный процесс и сформулировать приоритеты политики доходов населения в современном российском обществе. В целом, государственное вмешательство в сферу регулирования процессов уровня доходов должно заключаться в обеспечении условий и принципов функционирования, которые способствуют стабилизации общественных отношений в России, в том числе повышению доходов бедных слоев населения при снижении социально неприемлемой дифференциации доходов.

Содержание работы

Введение 3
1.Социальное равенство. Проблема достижения социального равенства 5
2. Политика регулирования доходов в РФ 10
Заключение 14
Библиографический список 15

Файлы: 1 файл

СМЕРТЬ.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Если не соглашаются с предлагаемыми мерами руководители государства, то проявить признаки социальной ответственности и выступить с такой инициативой могли бы наши предприниматели. Например, пятая группа населения платит налог 25-30%, четвертая группа – 20, третья – 15, вторая – 10%, а первая группа – бедные – освобождается от налога.

 

2. Политика регулирования  доходов в РФ

Основными принципами политики доходов общества в контексте преодоления бедности являются:

    1. В интересах обеспечения эффективности рыночных преобразований заработная плата и занятость должны основываться, прежде всего, на рыночных принципах. Предприятия в социальной защите населения призваны обеспечивать занятость; каждый индивид должен стать активным участником рыночной экономики. В этой связи социальная ответственность бизнеса является одним из главных условий здорового развития общества.
    2. Должна быть равная ответственность государства, бизнеса и населения за преодоление бедности: не только государство и местное самоуправление, не только собственники предприятий, но и сами граждане ответственны за борьбу с бедностью. Бедность может быть преодолена только совместной реализацией государственных и муниципальных программ, предпринимательских усилий и повышением производительности труда работников.
    3. Главным средством защиты отдельных граждан и семей от нищеты должна быть заработная плата, а не система денежных пособий. Систему государственных пособий необходимо построить так, чтобы стимулировать граждан к поиску работы, к сбережению средств на случай будущих потерь дохода, а также к взаимопомощи между родственниками и друзьями.
    4. Доходы в обществе должны в первичном плане распределяться в возможно более близкой степени пропорционально вкладу в их создание со стороны индивида или производственно-хозяйственного звена. Так, будет иметь место адекватная оценка труда.
    5. Требуется повышение реальных доходов населения и преодоление абсолютной бедности. Необходимо многократное увеличение объема материальных и денежных средств, выделяемого для социальных трансфертов в пользу тех социальных групп и граждан, которые попали в бедственное положение в социально-экономическом плане.
    6. Необходимо снижение размаха дифференциации доходов населения с целью предотвращения социальных взрывов.
    7. Должны быть определены принципы, способы и порядок формирования заработной платы, включая минимальную заработную плату. Государственное регулирование заработной платы и доходов населения должно ориентироваться на определенные пороговые значения, характеризующие состояние какой-либо сферы экономики, выход за пределы которых означает угрозу национальным интересам страны в данной сфере.

Независимо от макроэкономических условий развития страны меры, способствующие снижению бедности, всегда должны быть направлены на возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, что связано с формированием массового среднего класса постиндустриального типа. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономики на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Особое значение в этом контексте приобретает политика доходов. Представляется, что основными приоритетными направлениями такой политики могут быть нижеследующие действий государства.

    1. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран. Так, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации2, обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности должен увеличиться до 30 тыс. долл. В 2010г. и около 50 тыс. долл. В 2030г. Сегодня серьезное достижение развитых стран – формирование системы, обеспечивающей эффективные пропорции распределения ВВП. Анализ показывает, что в России суммарная доля прибыли больше, чем, например, на Западе3. Однако это не привело пока к адекватному результату. Значительная часть доходов по-прежнему выводится из страны, расходуется на непроизводительное потребление, предметы роскоши. Кроме того, в результате формирования модели сверхвысокой социальной дифференциации доходов и собственности оказывается потерянной часть потенциала внутреннего спроса. Отсюда – отсутствие существенных сдвигов в сторону позитивной структурной реорганизации и инновационного развития отечественной экономики.

Важно учитывать и структуру ВВП по расходам, в частности соотношение потребительского спроса и инвестиций. Политика доходов в рамках социальной политики может существенно влиять на тот и на другой компонент ВВП, а значит, является важным фактором экономического роста, высокого качества и комфортных условий жизни населения

    1. Достижение уровня развитых стран по производительности труда.
    2. Превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства и резкое сокращение бедности. Основной задачей государственного вмешательства в контексте данного направления является поддержание реального содержания денежных доходов и достигнутого уровня жизни отдельных социально-экономических групп.
    3. Содействие формированию эффективного рынка труда. В решении этой проблемы можно выделить три ключевые задачи: поддержка активных программ занятости, повышение минимального уровня оплаты труда и легализация теневых доходов.
    4. Переход от политики социальной защиты категорий населения к политике защиты территорий. Это даст возможность создать новую модель пространственного развития России на основе формирования новых территориальных центров роста и уменьшения масштабов регионального неравенства.
    5. Повышение роли социальных мероприятий, которые служат возрастанию экономической активности населения, более эффективному использованию его трудового потенциала, адаптации к рыночной среде, гармонизации увязки личных интересов в сфере труда с интересами развития страны.
    6. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения, важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работника, усиление зависимости пенсионного обеспечения от прошлого трудового вклада работника, повышение пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров, а также внедрение новых форм финансирования пенсий.
    7. Активное участие государства в процессе формирования уровня заработной платы и доходов через установление гарантированного минимума заработной платы, жесткую налоговую политику на доходы населения, их индексацию в экономически обоснованных пределах, сдерживание инфляции путем проведения соответствующей финансовой и эмиссионной политики и политики по поддержанию доходов населения и т.п.
    8. Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Инновационное развитие можно рассматривать как вызов, на который должно дать ответ российское общество, его институты и организации. Здесь важно добиться, чтобы рынок труда выявлял истинную цену труда, стимулировал инвестиции в человеческий капитал, приводил к эффективному использованию и размещению рабочей силы( по отраслям, территориям, предприятиям). Инновационный путь позволит: 1) резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния; 2)повысить социальную устойчивость и справедливость в обществе, так как выигрыш от экономического роста получит не только узкий слой общества, участвующий в присвоении рентных и экспортных доходов, но и основные социальные группы, связанные с развитием инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности и сферы производства самого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Помимо перечисленных  мер следует активизировать расчеты и подготовку законодательной базы для введения налогов на роскошь и паразитическое потребление.

Надо учитывать, что помимо 131 миллиардера в стране еще более 100 тыс. миллионеров и мультимиллиардеров. Если посчитать их доходы и соответственно налоги, которые они должны будут платить по прогрессивной шкале налогообложения, цифры дополнительных бюджетных поступлений будут еще более впечатляющими.

Таким образом, персональный аспект анализа расслоения населения по доходам позволяет выявить дополнительные источники бюджетных доходов и соответственно мобилизовать дополнительные доходы государства для решения социальных проблем.

Представляется, что реализация перечисленных выше приоритетов политики доходов является закономерной для современной российской экономики и современного состояния российского рынка труда. Указанные меры должны вписываться в новую стратегию, связанную с усилением роли государства в социально-экономическом развитии. Однако это может дать результат только при условии, если оно станет эффективным, оздоровится, избавится от коррупции. В равной мере это относится и к развитию института социального партнерства, трансформации предпринимательства в социально ответственный институт, а профсоюзов – в действенный институт защиты социально-трудовых прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации. URL: mfur.ru/files/11693.doc.
  2. Научно-информационный журнал «Экономические науки», 2011г.
  3. Научно-информационный журнал «Экономист» №12, 2013г.
  4. Люблинский В. Особенности трансформации социальной политики в начале XXI в.: опыт развития стран и проблемы России// Человек и труд. 2011. №2 с.20
  5. Гринберг Р.С. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора: Инфра-М,2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Россия в цифрах.2013.-М.:Росстат. 2013.

2 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации. URL: mfur.ru/files/11693.doc.

3 Люблинский В. Особенности трансформации социальной политики в начале XXI в.: опыт развития стран и проблемы России// Человек и труд. 2011. №2 с.20

 

 


Информация о работе Социальное равенство. Способы регулирования доходов РФ