Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:41, курсовая работа
Современным вариантом рыночной системы, обеспечивающим социальное благополучие наиболее развитых стран и рост богатства народов, служит смешенная экономика. Однако, прежде чем прийти к такому варианту рыночные отношения прошли разные исторические этапы, и в разных странах складывались с определенной особенностью.
Одним из важнейших
проявлений капитализма является специализация,
увеличение числа отраслей промышленного
производства. Именно на стадии капитализма
возникает разделение труда внутри
предприятий. Общественное разделение
труда закрепляет за человеком определенную
профессию и узкий набор
Современное разделение труда различается по следующим видам: общее — по отраслям производства (промышленность, строительство, транспорт и т.д.); частное — внутри отраслей (добывающая и обрабатывающая промышленность, железнодорожный, автомобильный, водный транспорт и т.д.), единичное — внутри предприятия. На предприятии труд разделяется в зависимости от технологического процесса производства и организации управления, по цехам основного и вспомогательного производства, участкам, функциональным, техническим и другим отделам и службам, по профессиям и специальностям. В эпоху Адама Смита, т.е. в ХУ111 в., булавочное производство распадалось на 18 процессов, а в Х1Х в. – на 70. И все это благодаря углублению разделения труда. При этом под углублением надо понимать дальнейшую специализацию, раздробление некогда единого процесса труда на все большее число деталей, операций, действий.
Кроме того, существует
территориальное (географическое) разделение
труда – производственная специализация
областей, экономических районов
и целых стран на выпуске узкого
ассортимента товаров. Его высшей формой
считается международное
В соответствии с названием своей книги, Смит в первую очередь исследует причины увеличения богатства нации, в этои процессе он подчеркивает роль труда, и, выведя прямую зависимость между богатством нации и производительностью труда, изучает факторы увеличения его производительности. Другими интересующими А. Смита вопросами являются "естественный" порядок распределения продукта между различными классами, природа капитала, способы его постепенного накопления и т.д. и т.п.
Поскольку работа называется "Исследование о природе и причинах богатства народов", то первая глава книги и дает ответ на данный вопрос. Богатство нации, по Смиту, представляет собой продукты материального производства, а величина последних, зависит от двух факторов:
При этом под
производительным трудом Смит понимал
весь труд людей, занятых в сфере
материального производства, именно
тот труд, который увеличивает
стоимость предмета, к которому он
прилагается и в котором
Продемонстрировав преимущества разделения труда, Смит ставит вопрос о деньгах и рассматривает деньги как техническое орудие, облегчающее ход экономических процессов, как результат договоренности между людьми. Эту идею, как вы помните, высказал еще Аристотель. Таким образом, деньги для Смита являются средством обращения, причем сам склоняется скорее к количественной теории денег. И далее Смит приступает к выяснению правил, согласно которым люди обменивают товары друг на друга; т.е. правил, которые определяют относительную, или меновую стоимость товара.
Это один из самых сложных разделов книги. Не случайно, приступая к нему, Смит просит у читателей внимания и терпения. В этом разделе можно найти элементы и трудовой теории стоимости, и теории, которая в дальнейшем получила название теории трех факторов производства. У самого Смита представлены три концепции стоимости:
Считал ли сам Смит верной трудовую теорию стоимости, или склонялся к теории трех факторов, или считал, что стоимость определяется как-то иначе, например, по затратам труда плюс еще что-то, мы не можем утверждать точно.
Из теории стоимости А. Смита вытекает и теория распределения продукта. И она так же двойственна, как и его теории стоимости. С одной стороны, если конечным основанием стоимости считать труд, то весь продукт труда должен принадлежать непосредственному производителю. По мнению Смита, так и было в обществе, где в одном лице соединялся и собственник факторов производства, и производитель. В условиях же капиталистического производства, когда работник отчужден от средств производства, часть созданного им продукта вычитается в пользу землевладельца (в форме ренты) и в пользу предпринимателя (в форме прибыли). По существу Смит рассматривает эти формы дохода как присвоение неоплаченного труда. Но одновременно у Смита существует и другая трактовка источника данных доходов, вытекающая из его концепции стоимости как суммы доходов. В этом случае прибыль и рента не могут быть вычетами из стоимости созданного продукта, поскольку капитал и земля как факторы производства участвуют на равных в создании стоимости продукта, а значит, претендуют на свою долю.
Сложив стоимость из доходов разных классов общества, Смит пытается определить, чем определяется естественная норма каждого из видов дохода, особое внимание уделяя факторам, определяющим уровень заработной платы. Обычный уровень заработной платы, согласно его наблюдениям, зависит от договора между предпринимателями и рабочими. Но определяются ли ее размеры прожиточным минимумом, который Смит называет "самой низкой нормой, которая только совместима с простой человечностью"? Смит не приемлет данную точку зрения подчеркивая, что теория прожиточного минимума непригодна для объяснения того, каким образом заработная плата определяется в действительной жизни. И приводит следующие аргументы:
Более того, впервые в экономической теории Адам Смит сказал о возможности стимулировать производительность труда заработной платой, а с некоторой натяжкой можно говорить и том, что Смит говорит о росте предложения труда при росте заработной платы.
Интересно то, что
Смит связывал изменения заработной
платы с экономическим
Прибыль же, согласно представлениям Смита, это не только заработная плата за особый вид труда по управлению, она включает и другие элементы, так как очевидно, что размеры прибыли определяются размерами капитала и не связаны с тяжестью труда. Что касается тенденции в изменении размеров прибыли, то они вызываются, по Смиту, теми же причинами, которые вызывают повышение или уменьшение заработной платы, т.е. зависят от возрастания или уменьшения богатства общества. Но эти причины весьма различно отражаются на заработной плате и прибыли. Возрастание капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли, поскольку в ситуации, когда многие капиталы вкладываются в одну отрасль, их взаимная конкуренция естественно ведет к понижению их прибылей. Поэтому Смит неоднократно подчеркивает, что частные интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как чем выше уровень производства и национального богатства, тем обязательно меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его. Не случайно Смит советует с крайним недоверием относиться ко всякому предложению нового закона, исходящего от этого разряда людей. Отмечает он и стремление к монополизму, свойственное данному классу.
Большое внимание Смит уделяет проблеме накопления капитала, рассматривая его как ключ к богатству нации. Как уже упоминалось, Смит ставил богатство нации в зависимость от доли населения, занятого производительным трудом, где под производительным трудом он понимал весь труд в сфере материального производства (в этом его отличие от меркантилистов и физиократов). Любопытно, что к производительному населению Смит относил и предпринимателей, считая, что они выполняют важнейшую социальную функцию -- функцию накопления. А, по мнению Смита, кто сберегает -- тот благодетель нации, а расточитель -- ее враг. Почему? Да потому, что бережливость, увеличивая фонд, предназначенный на привлечение дополнительных производительных работников, ведет в конечном счете к увеличению стоимости годового продукта страны, т.е. к возрастанию богатства нации. Не удивительно, что у Смита бережливость, а не трудолюбие, является непосредственной причиной возрастания капитала, поскольку "...хотя трудолюбие и создает то, что накопляет сбережение, но капитал никогда не мог бы возрастать, если бы бережливость не сберегала и не накопляла".
В последних
главах книги Смит вновь возвращается
к своему принципу "невидимой
руки", доказывая гармонию интересов
личности и общества, считая, что
своекорыстный интерес каждого
приведет к общественному благу.
Откуда получается и соответствующая
экономическая программа, которая
требует отмены всех мер, ограничивающих
мобильность рабочей силы, отмены
правительственной
Значительное внимание уделил А. Смит вопросу государственных финансов, сформулировав, в частности, свои знаменитые четыре принципа налогообложения. Говоря об источниках налогообложения, Смит, в соответствии со своими взглядами на непроизводительный характер государственных расходов, выступал против привлечения капиталов в качестве налогового источника, разграничивая понятия капитал и доход. Этот взгляд будет характерен для всех представителей классической школы, которые считали, что облагать налогом капитал, значит его уничтожать, в соответствии с принципом "что облагается налогом -- то убывает". Нужно заметить, что теория о непроизводительном характере государственных расходов не мешает, тем не менее, Смиту признать налог справедливой ценой за оплату услуг государства. Это дало основание более поздним исследователям считать, что в трактовке налога Смит стоял на позициях теории эквивалентного обмена. А Смит заложил основы теории международной торговли, рассматривая развитие внешнеэкономических связей между странами, исходя из различий в абсолютных уровнях издержек производства в разных странах. В каждой стране есть такие товары, цена которых ниже, чем в других странах, потому что затраты на их производство меньше. Поэтому и покупать товары надо там, где они дешевле, соответственно предлагая в обмен свои товары, затраты на производство которых ниже, чем в других странах. Он писал: "Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом". А.Смит обосновал также принцип "свободной торговли" между странами, согласно которому внешняя торговля не должна подвергаться каким-либо ограничениям со стороны отдельных национальных государств.